Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Познавательная деятельность в рамках развития ФГОС на уроках географии | Бурлаченко Наталья Александровна. Работа №345132

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает роль познавательной деятельности на уроках географии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Особое внимание уделено методам активного обучения и формам, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельного познания и критического мышления. Приведены примеры практических методов и приемов, направленных на повышение интереса к предмету и активизацию учебной деятельности школьников.

Ключевые слова: география, ФГОС, познавательная деятельность, активное обучение, самостоятельное мышление, исследовательская деятельность, практические задания.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ФГОС НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Бурлаченко Наталья Александровна, учитель географии

МБОУ СОШ32 им. Я.Г.Кухаренко МО Абинский район

 

Аннотация. Статья рассматривает роль познавательной деятельности на уроках географии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Особое внимание уделено методам активного обучения и формам, способствующим развитию у обучающихся навыков самостоятельного познания и критического мышления. Приведены примеры практических методов и приемов, направленных на повышение интереса к предмету и активизацию учебной деятельности школьников.

Ключевые слова: география, ФГОС, познавательная деятельность, активное обучение, самостоятельное мышление, исследовательская деятельность, практические задания.

 

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предполагает значительные изменения в подходах к преподаванию, направленных на развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. На уроках географии такие изменения особенно важны, так как данный предмет тесно связан с практической жизнью и помогает школьникам осознавать свою связь с окружающим миром, формировать картину мира и развивать навыки анализа и исследования. Основной задачей становится не просто передача знаний, но и создание условий для активного участия детей в процессе обучения, формирования у них самостоятельности, критического мышления и познавательного интереса.

Одним из важнейших требований ФГОС является развитие познавательной активности учащихся, что подразумевает включение их в процесс самостоятельного изучения и поиска знаний. В условиях уроков географии это достигается через применение различных форм активного обучения, таких как исследовательская деятельность, проектная работа, интерактивные задания и использование информационно-коммуникационных технологий.

Примером активной познавательной деятельности может стать исследовательская работа по теме «Климат моего региона». Обучающимся предлагается собрать данные о климатических изменениях в их местности за последние несколько лет, используя как личные наблюдения, так и данные с метеорологических сайтов. Затем они анализируют полученную информацию, составляют прогнозы и представляют свои выводы в виде доклада или презентации. Этот подход позволяет не только усвоить теоретические знания, но и развивает навыки работы с информацией, умение анализировать данные и делать выводы.

Проектная деятельность также является эффективным средством развития познавательной активности обучающихся на уроках географии. Например, можно предложить проект «География туризма в России», где школьники будут исследовать туристические маршруты, особенности климата и природные достопримечательности разных регионов страны. Работая над таким проектом, дети не только изучают географические объекты, но и учатся применять знания в реальных условиях, разрабатывая собственные туристические программы и предложения. Проектная работа способствует интеграции знаний из разных областей: экономики, экологии, истории, а также развивает навыки работы в команде.

Использование информационных технологий на уроках географии также соответствует требованиям ФГОС и активно способствует развитию познавательной деятельности. Современные интерактивные карты, программы моделирования климатических процессов и онлайн-платформы для изучения географии позволяют сделать уроки более наглядными и увлекательными. Например, обучающиеся могут использовать глобальные карты для изучения тектонических плит и землетрясений в разных частях мира. Это не только делает процесс изучения более интересным, но и позволяет обучающимся видеть связь между теоретическими знаниями и реальными процессами, происходящими на планете.

Познавательная деятельность на уроках географии может быть усилена через внедрение игровых технологий. Например, для темы «Формирование рельефа» можно использовать интерактивные квесты или деловые игры, где дети в роли геологов будут разгадывать природные процессы, создающие горы, вулканы и равнины. Этот метод помогает учащимся активизировать мышление, работает на формирование навыков взаимодействия в группе, что также поддерживается стандартами ФГОС.

Одним из главных методов познавательной деятельности является постановка проблемных вопросов, которые требуют от учеников самостоятельного поиска решений. Например, в рамках изучения темы «Глобальные проблемы современности» можно предложить обучающимся найти ответы на вопросы: «Как изменение климата влияет на доступ к воде в разных регионах мира?» или «Какие меры можно принять для сохранения биоразнообразия?». Такие задания помогают развивать критическое мышление, учат работать с информацией и принимать решения на основе анализа фактов.

Не менее важным методом является организация полевых работ и наблюдений, которые делают изучение географии живым и увлекательным. Например, обучающимся можно предложить провести исследование местных природных объектов, таких как реки, леса или горы. В ходе таких занятий ученики могут изучить флору и фауну, сделать выводы о состоянии окружающей среды, а затем представить свои результаты в классе. Это помогает им осознать важность сохранения природы, что является частью экологического воспитания, предусмотренного ФГОС.

Кроме того, важную роль в развитии познавательной деятельности играют задания, направленные на самооценку и рефлексию. После выполнения проектов или исследовательских работ ученикам можно предложить оценить свои действия: что получилось хорошо, а что можно улучшить в будущем. Это способствует формированию у них навыков самостоятельного анализа своей работы и понимания своих сильных и слабых сторон.

Таким образом, познавательная деятельность в рамках развития ФГОС на уроках географии помогает обучающимся не только усваивать теоретические знания, но и развивать навыки самостоятельного мышления, анализа и поиска информации. Применение активных методов обучения, таких как исследовательская и проектная деятельность, использование информационных технологий, игровых технологий и полевых наблюдений, делает процесс обучения более интересным и осмысленным. Важно, чтобы каждый ученик не только получал знания, но и понимал, как применять их на практике, что и является одной из ключевых задач современной географической науки в условиях реализации новых образовательных стандартов.

 

Список литературы

География. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Барабанов В. В., Дюкова С. Е.; под ред. В.В.

Барабанова

. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 82 с.: ил.

Ишкабулов

А

.

А

.

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках географии по ФГОС ООО // Вестник науки и образования. 2018. №3 (39).

Шибаева Н.Г. Р

азвитие универсальных учебных действий на уроках географии

// Инновационная наука. 2021. №12-2.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×