Название статьи:
«Познавательная мотивация. Её влияние на успеваемость учащихся в школе» | Фамутдинова Регина Айзатовна. Работа №326664
Дата публикации:
22.12.2023
Автор:
Фамутдинова Регина Айзатовна
Описание:
Статья о познавательной мотивации обучающихся.
Мотивация играет очень важную роль в жизни каждого человека. Только благодаря ей человек становится активным, целеустремленным и многого может добиться. В школах учителя также стараются мотивировать учащихся к обучению, применяют различные методы и приемы, чтобы каждый всестороннее развивался. Но, к сожалению, несмотря на все усилия педагогов, некоторых учеников не интересует познавательная деятельность. Но особенно трудно бывает сформировать мотивацию к обучению у подростков. Почему у современных учеников пропал интерес к образовательной деятельности?
Познавательная мотивация. Её влияние на успеваемость учащихся в школе
Мотивация играет очень важную роль в жизни каждого человека. Только благодаря ей человек становится активным, целеустремленным и многого может добиться. В школах учителя также стараются мотивировать учащихся к обучению, применяют различные методы и приемы, чтобы каждый всестороннее развивался. Но, к сожалению, несмотря на все усилия педагогов, некоторых учеников не интересует познавательная деятельность. Но особенно трудно бывает сформировать мотивацию к обучению у подростков. Почему у современных учеников пропал интерес к образовательной деятельности?
Современному обществу нужны образованные люди. Жаль, что не все это понимают. Такие люди рано или поздно отстают в жизни. Поэтому очень важно мотивировать подрастающее поколение к обучению. Что же такое мотивация? Вот какие толкования этого слова мы нашли.
Мотивация ( от лат. двигать) – это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, активность и устойчивость. Это способность человека посредством деятельности удовлетворять свои потребности. Мотивация является одним из неотъемлемых факторов, формирующих уникальность личности человека.
Мотивация – это сложное объединение, движущих сил поведения, открывающиеся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.
Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к определённому поведению для удовлетворения потребности. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.
Вот еще одно определение: мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
У каждого из нас должны свои мотивы в учёбе: узнать как можно больше, идти в дальнейшем по карьерной лестниц. А некоторые учатся хотя бы просто для того, чтобы взрослые отстали, что очень печально.
В подростковом возрасте у старших школьников меняются интересы. Очень хорошо, когда старшеклассник начинает задумываться о своём будущем, ставит перед собой цели и пытается их реализовать. В этом случае появляется мотивация. Мы нашли информацию о том, что, оказывается, существует несколько видов мотивации.
По области возникновения мотива существует два вида мотивации: внутренняя мотивация и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация зарождается внутри человека. Это внутриличностная заинтересованность в учебной деятельности – самомотивация. Это внутреннее желание заниматься определённой деятельностью и получать от этого удовольствие. Этот вид мотивации связан с самореализацией, личностным ростом и развитием. Внутренняя мотивация вызывает креативность, искреннее любопытство, соперничество и побуждает к действию. Благодаря внутренней мотивации старшеклассник с легкостью преодолевает трудности и проблемы, возникающие у него на пути к цели, и прикладывает все усилия для достижения успешного результата. Развитие внутренней мотивации учения - это всегда движение вверх.
Внешняя мотивация характеризуется тем, что ученик действует в силу долга, обязанностей или из-за давления родных и учителей. При решении задач важна только хорошая оценка или похвала учителя. Это учеба ради престижа или стремления быть в центре внимания. Без напоминания и контроля взрослого такая мотивация не актуализируется. Соответственно, внешняя мотивация непродуктивна и кратковременна. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение давления со стороны взрослых) приводят к прекращению учебной деятельности. Поэтому этот вид мотивации оказывает негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Демотивированность – это снижение интереса к учебе. У многих этот процесс начинается с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте. Вот тут и нужно взрослым приложить все усилия для мотивации школьника к обучению. Следует отметить, что залогом успешного обучения в школе является формирование у учащихся внутренней мотивации, так как внешняя может изменяться по независящим от нас причинам
Оказывается, в психологии и педагогике выделяют пять уровней учебной мотивации старшеклассников.
1. Очень высокий уровень учебной мотивации. Старшеклассники осознают объективную важность учения, которая определяется выработанными нравственными ценностями, принятыми в их социальном окружении и в семье. Они понимают значимость учения лично для себя. У них очень высоко развиты самоконтроль и самооценка учебной работы. Основная мотивационная составляющая личностный смысл учения.
2. Высокий уровень учебной мотивации. Стремление старшеклассников наиболее успешно выполнять все предъявляемые обучением требования. Они легко усваивают учебный материал, овладевают необходимыми навыками, прилежны, внимательно слушают учителя, охотно выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе.
3. Нормальный уровень. Положительное отношение к учебе в школе. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Старшеклассники положительно относятся к школе, успешно справляются с учебной деятельностью. При среднем уровне учебной мотивации старшеклассники усваивают основное в программе, самостоятельно решают типовые задачи, внимательны при выполнении заданий, но требуют контроля, сосредоточены исключительно по интересу, готовятся к урокам, дружат со многими детьми в классе и хорошо контактируют с учителями.
4. Сниженная учебная мотивация. Мотивация у таких старшеклассников сформирована в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако посещают её ради общения с друзьями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый рюкзак, ручки, тетради. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, часто отвлекаются, нарушают дисциплину. И, как следствие, испытывают затруднения в учебной деятельности.
5. Низкий уровень. Негативное отношение к учебе в школе. Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Такие старшеклассники испытывают серьезные трудности в обучении и проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. В некоторых случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных старшеклассников отмечаются нервно - психические нарушения. Это школьная дезадаптация.
Таким образом, мы выяснили, что процесс мотивации – это сложный процесс, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека. Оказывается, есть такой интересный факт: результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивации. Если старшеклассник стремится овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса обучения в разы возрастает.
Скачать работу
Мотивация играет очень важную роль в жизни каждого человека. Только благодаря ей человек становится активным, целеустремленным и многого может добиться. В школах учителя также стараются мотивировать учащихся к обучению, применяют различные методы и приемы, чтобы каждый всестороннее развивался. Но, к сожалению, несмотря на все усилия педагогов, некоторых учеников не интересует познавательная деятельность. Но особенно трудно бывает сформировать мотивацию к обучению у подростков. Почему у современных учеников пропал интерес к образовательной деятельности?
Современному обществу нужны образованные люди. Жаль, что не все это понимают. Такие люди рано или поздно отстают в жизни. Поэтому очень важно мотивировать подрастающее поколение к обучению. Что же такое мотивация? Вот какие толкования этого слова мы нашли.
Мотивация ( от лат. двигать) – это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, активность и устойчивость. Это способность человека посредством деятельности удовлетворять свои потребности. Мотивация является одним из неотъемлемых факторов, формирующих уникальность личности человека.
Мотивация – это сложное объединение, движущих сил поведения, открывающиеся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.
Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к определённому поведению для удовлетворения потребности. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.
Вот еще одно определение: мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
У каждого из нас должны свои мотивы в учёбе: узнать как можно больше, идти в дальнейшем по карьерной лестниц. А некоторые учатся хотя бы просто для того, чтобы взрослые отстали, что очень печально.
В подростковом возрасте у старших школьников меняются интересы. Очень хорошо, когда старшеклассник начинает задумываться о своём будущем, ставит перед собой цели и пытается их реализовать. В этом случае появляется мотивация. Мы нашли информацию о том, что, оказывается, существует несколько видов мотивации.
По области возникновения мотива существует два вида мотивации: внутренняя мотивация и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация зарождается внутри человека. Это внутриличностная заинтересованность в учебной деятельности – самомотивация. Это внутреннее желание заниматься определённой деятельностью и получать от этого удовольствие. Этот вид мотивации связан с самореализацией, личностным ростом и развитием. Внутренняя мотивация вызывает креативность, искреннее любопытство, соперничество и побуждает к действию. Благодаря внутренней мотивации старшеклассник с легкостью преодолевает трудности и проблемы, возникающие у него на пути к цели, и прикладывает все усилия для достижения успешного результата. Развитие внутренней мотивации учения - это всегда движение вверх.
Внешняя мотивация характеризуется тем, что ученик действует в силу долга, обязанностей или из-за давления родных и учителей. При решении задач важна только хорошая оценка или похвала учителя. Это учеба ради престижа или стремления быть в центре внимания. Без напоминания и контроля взрослого такая мотивация не актуализируется. Соответственно, внешняя мотивация непродуктивна и кратковременна. Возникновение дополнительных трудностей или снижение интенсивности внешнего фактора (например, уменьшение давления со стороны взрослых) приводят к прекращению учебной деятельности. Поэтому этот вид мотивации оказывает негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Демотивированность – это снижение интереса к учебе. У многих этот процесс начинается с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте. Вот тут и нужно взрослым приложить все усилия для мотивации школьника к обучению. Следует отметить, что залогом успешного обучения в школе является формирование у учащихся внутренней мотивации, так как внешняя может изменяться по независящим от нас причинам
Оказывается, в психологии и педагогике выделяют пять уровней учебной мотивации старшеклассников.
1. Очень высокий уровень учебной мотивации. Старшеклассники осознают объективную важность учения, которая определяется выработанными нравственными ценностями, принятыми в их социальном окружении и в семье. Они понимают значимость учения лично для себя. У них очень высоко развиты самоконтроль и самооценка учебной работы. Основная мотивационная составляющая личностный смысл учения.
2. Высокий уровень учебной мотивации. Стремление старшеклассников наиболее успешно выполнять все предъявляемые обучением требования. Они легко усваивают учебный материал, овладевают необходимыми навыками, прилежны, внимательно слушают учителя, охотно выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе.
3. Нормальный уровень. Положительное отношение к учебе в школе. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Старшеклассники положительно относятся к школе, успешно справляются с учебной деятельностью. При среднем уровне учебной мотивации старшеклассники усваивают основное в программе, самостоятельно решают типовые задачи, внимательны при выполнении заданий, но требуют контроля, сосредоточены исключительно по интересу, готовятся к урокам, дружат со многими детьми в классе и хорошо контактируют с учителями.
4. Сниженная учебная мотивация. Мотивация у таких старшеклассников сформирована в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако посещают её ради общения с друзьями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый рюкзак, ручки, тетради. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, часто отвлекаются, нарушают дисциплину. И, как следствие, испытывают затруднения в учебной деятельности.
5. Низкий уровень. Негативное отношение к учебе в школе. Школа нередко воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Такие старшеклассники испытывают серьезные трудности в обучении и проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. В некоторых случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных старшеклассников отмечаются нервно - психические нарушения. Это школьная дезадаптация.
Таким образом, мы выяснили, что процесс мотивации – это сложный процесс, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека. Оказывается, есть такой интересный факт: результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивации. Если старшеклассник стремится овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса обучения в разы возрастает.