Познавательно - образовательный проект «Территория здоровья» | Тамара Николаевна Озерец, Ольга Борисовна Орлова. Работа №351891
Отличительные особенности данного проекта
Целевая группа проекта: воспитанники Дома детства в возрасте 9 – 13 лет. Данный проект разработан с учетом воспитания и обучения подростков, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Планы занятий разработаны с учетом возрастных особенностей, введено много игровых и творческих заданий, экскурсий, конкурсов, акций.
Занятия по реализации среднесрочных проектов проводятся 1 раз в неделю
Казенное учреждение Омской области «Дом детства на Кордной»
Познавательно - образовательный проект
«Территория здоровья»
Срок реализации проекта: ноябрь 2024 г. – май 2025 г.
По количеству участников: групповые
Возраст участников: 9 – 13 лет
Составили: педагог – организатор Озерец Т.Н.,
инструктор по физической культуре Орлова О.Б.
Омск, 2024
Оглавление
Стр
1. Введение 3
2. Обзор среднесрочных проектов 5
2.1. «ППП» («Планета правильного питания») 5
2.2. «Слагаемые здоровья» (здоровый образ жизни) 8
2.3. «Уроки краелюбия» (туристско – краеведческая направленность) 10
Введение
Здоровый ребенок – это здоровая нация, а состояние здоровья ребенка зависит далеко не от уровня здравоохранения, а от той среды и условий, в которых растет ребенок и от образа жизни, который формируется у ребенка с помощью его социального окружения.
Каждый воспитанник должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Особенно это касается обучающихся с ОВЗ. И этому способствует использование различных проектов в воспитательной работе с данной категорией воспитанников.
Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Для воспитанника проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими воспитанниками. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
Вид проекта: познавательно - образовательный проект «Территория здоровья» (в дальнейшем проект «Территория здоровья»). По продолжительности времени выполнения проект долгосрочный. Проект «Территория здоровья» включает в себя среднесрочные проекты, направленные на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество.
Цель проекта: развитие умений и навыков, необходимых для успешной социализации воспитанников детского дома.
Задачи:
Формирование основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью.
Пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
Расширение представления у детей о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
Р
азви
тие
комм
уникативных навыков и умений
в процессе
общения,
умение
работать в группа
х, координировать деятельность
.
В
оспитание умения
строить
позитивные
межличностные
отношения с окружающим социумом.
Основания для разработки проекта:
Закон РФ «Об образовании».
Концепция ООН о правах ребенка.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
По
становление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности
организации
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения
родителей, и об
устройстве
в них детей, оставшихся без
попечения родителей».
Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года».
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999
г. № 120.
Отличительные особенности данного проекта
Данный проект разработан с учетом воспитания и обучения подростков, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Планы занятий разработаны с учетом возрастных особенностей, введено много игровых и творческих заданий, экскурсий, конкурсов, акций.
Занятия по реализации среднесрочных проектов проводятся 1 раз в неделю (суббота).
Целевая группа проекта: воспитанники Дома детства в возрасте 9 – 13 лет.
Обоснование целесообразности осуществления проекта
Проблема: дети – сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, пребывающие в детских домах, выходя из учреждения, имеют ограниченный социальный опыт, имеют недостаточно знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество и начала самостоятельной жизни.
Актуальность темы среднесрочных проектов: это востребованность изучения данной проблемы, практической и творческой реализации ее решения.
Универсальные учебные действия в проектной деятельности
Коммуникативные умения:
н
авыки коллективного планирования
;
у
мение взаимодействовать с любым партнером
;
н
авыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
;
н
авыки делового партнерского общения
;
у
мение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
.
Регулятивные умения:
у
мение проектировать процесс (изделие)
;
у
мение планировать деятельность, время, ресурсы
;
у
мение принимать решения и прогнозировать их последствия
;
н
авыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
.
Использование проекта в воспитательной работе способствует:
сближени
ю
обучения с реальной жизнью и потребностями
воспитанников
;
самовоспитани
ю
, саморазвити
ю
, самопознани
ю
, самореализаци
и
личности ребенка и наблюдается формирование индивидуальности и уникальности каждого воспитанника;
формир
ованию
активн
ой
, самостоятельн
ой
и инициативн
ой
позици
и
воспитанников.
Одной из особенностей проектов можно считать наличие социально значимых результатов.
Результаты проектов:
приобретение новых знаний, которые
воспитанник
обобщи
т
в наглядной форме
;
развитие ценностей, формирующихся за период работы над проектом.
Основные принципы работы:
наглядность;
доступность;
творческая активность;
единство группового и индивидуального обучения;
связь теории с практикой;
соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
Предполагаемые результаты:
сближение обучения с реальной жизнью и потребностями детей;
самовоспитание, саморазвитие, самопознание, самореализация личности ребенка;
формир
ование
активн
ой
, самостоятельн
ой
и инициативн
ой
позици
и
воспитанников
;
повышение
интерес
а у педагогов
к проведению занятий такого вида
.
Данный проект предполагает постоянную работу по его совершенствованию и дополнению. Успешность осуществления поставленных цели и задач будет зависеть от активной, системной работы педагогов и воспитанников в процессе реализации проекта.
Проект «Территория здоровья» для воспитанников с нарушениями интеллекта можно адаптировать к условиям общеобразовательного учреждения, реализующего Адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с нарушением интеллекта.
Партнеры проекта:
ПАО «Сбербанк».
Областной
детско-юношеский центр туризма и краеведения (ОДЮЦТИК).
Детский экоцентр г. Омска.
О
бзор
средне
срочных
проектов
«
ППП» (
«
Планета правильного питания
»
)
«Мы едим для того, чтобы жить,
а не живем для того, чтобы есть»
Сократ.
Наша жизнь не может существовать без такого обыкновенного процесса, такого как питания. Казалось, что тут такого? Человек ест то, что ему хочется, для удовлетворения чувства голода. Но всегда ли выбор пищи человека правилен? И не нанесет ли, как по мнению многих, обыкновенная и повседневная в нашем обществе еда, вред нашему здоровью? И как это питание отразится на дальнейшее будущее подростков – дальнейших граждан и «фундамент» нашей страны.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
В последнее время изменился рацион подростков. Стали популярны чипсы, газированные напитки, фаст-фуд, сухарики, жвачки и многое другое. Вместо фруктов нынешние ученики перекусывают бутербродами, запивая при этом огромным количеством газированных напитков. А в магазинах и киосках продаются в красочных упаковках вышеперечисленные продукты, причем по доступной цене школьника. Чипсы и газированные напитки – любимейшее лакомство не только детей и подростков, но также и взрослых. Так действительно они не несут вреда нашему здоровью? Питание школьников очень разнообразное, но несбалансированное.
Сбалансированное питание – это определенное количество и соотношение биологически значимых элементов в составе пищевого рациона, которое способствует нормальному и устойчивому функционированию метаболических процессов и организме.
Следует отметить, что самыми употребляемыми продуктами стали хлеб, сахар, чай и картофель. Нередко едят и мясо. Различные типы питания оказывают разное влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Сбалансированное и витаминизированное питание считается крайне важным фактором в обеспечении нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. Витаминное питание предполагает, что с пищей мы должны приобретать и белки, и протеины, которые составляют примерно 85% органов и тканей человека.
Правильное питание — это питание, которое обеспечивает рост, правильное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Актуальность. Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Поэтому целью данного проекта, является необходимость обратить пристальное внимание детей на свое питание.
Задачи:
Ознакомление воспитанников с пол
езными продуктами и витаминами,
находящимися в
них.
Формирование основ здорового питания, представлений о полезности продуктов
питания.
Формирование у детей привычки здорового питания, употребление в пищу полезных
для организма продуктов.
Формирование представлений детей о правилах поведения во время еды,
необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека.
Методы и приемы:
б
еседы о здоровом питании, пользе и вреде ра
зличных продуктов питания;
р
ассматрива
ние иллюстраций по теме проекта;
ч
тение художественной литературы (потешки, сказки, рассказы, стихи, загадки,
пословицы, поговорки);
т
ематические занятия
;
викторины, кроссворды;
о
рганизация игровой деятельности
с воспитанниками: развивающие и
дидактические
игры, сюжетно-ролевые игры;
о
формление папки «Что нужно знать о питании ребенка»
Продолжительность среднесрочного проекта 2 месяца.
Результаты освоения проекта
Через систему разнообразных мероприятий воспитанники получат представления:
о значении рационального
питания для здоровья человека;
о необходимости заботы о своем здоровье;
бережн
ом отношении к своему организму;
представления о том, что вредно и что полезно для здоровья
;
как витамины влияют на организм человека.
Умения:
п
олученные знания позволят
воспитанникам
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознател
ьно выбирать наиболее полезные;
смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с уч
е
том границ личностной активности корректировать несоответствия;
получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания
.
Содержание работы
№ п/п
Мероприятия
Сроки проведения
1
Занятие – презентация «Свод ППП (правил правильного питания)»
02 ноября
2
Диспут «Если спортом заниматься, как же правильно питаться?»
09 ноября
3
Беседа «На вкус и цвет товарищей нет»
16 ноября
4
Занятие – презентация «Кулинарное путешествие по России» (кухни разных народов)
23 ноября
5
Игра-соревнование «Разноцветные столы» (продукты зеленого, желтого и красного стола)
30 ноября
6
Праздник хлеба
07 декабря
7
Занятие-викторина «Веселые поварята»
14 декабря
8
Лепка и аппликация: «Витаминный вернисаж»
21 декабря
Используемые ресурсы
1. В. А. Деркунская «Образовательная область «Здоровье».
2. В. И. Воробьева «Капризка», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
3. Донская Г. А. Продукты долголетия / Г. А. Донская, А. С. Щекочихина, В. М. Дрожжин // Молочная промышленность. - 2019. - № 11. - С. 43-44
4. Дубков И. Меньше красного - больше зеленого / И. Дубков // Ресторанные ведомости. - 2019. - № 6. - С. 44-45.
5. Кисломолочные продукты как составляющая функционального питания / З. С. Зобкова [и др.] // Молочная промышленность. - 2019. - № 2. - С. 44-46.
6. Корж А. П. О здравом смысле и здоровом питании / А. П. Корж // Мясная индустрия. - 2019. - № 3. - С. 29-31.
7. Кубышко А. Обогащайте! Здоровое питание становится нормой жизни / А. Кубышко // Мясная индустрия. - 2021. - № 6. - С. 4-7.
8. Лаврова Л. Ю. Теоретико-практические основы здорового питания: учеб. пособие / Л. Ю. Лаврова, Е. Л. Борцова. - Москва: Библио-Глобус, 2018. - 201 с.
9. О влиянии привычек и режимов питания на здоровье человека // Мясная индустрия. - 2019. - № 7. - С. 44-45.
10. Учебно-методические ресурсы: «Как сформировать навыки здорового питания» Касьянова, З.Л.2012 год.
11. Интернет-ресурсы.
«
Слагаемые здоровья
»
(Здоровый образ жизни)
Здоровье - первая и важная потребность человека.
Основным фактором, формирующим здоровье ребенка, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие:
- питание;
- физическая активность;
- отношение к вредным привычкам;
- психологический микроклимат;
- ответственность за сохранение собственного здоровья.
ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.
Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, отсутствие культуры здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются правил здорового образа в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для воспитанников с ОВЗ, имеющих недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.
Актуальность. Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребенок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.
Цель: вовлечение воспитанников в разнообразные виды активной здоровьеформирующей деятельности через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать, как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни.
Задачи:
формировать представления об
основных компонент
ах
культуры здоровья и здорового образа жизни
;
с
оздавать условия для формирования у
воспитанников
культуры сохранения здоровья
;
в
оспитывать ответственное отношение к своему здоровью
;
ф
ормировать умение противостоять негативному давлению социума
;
ф
ормировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
;
а
ктивизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
Методы реализации проекта:
наглядный;
практический;
словесный;
интерактивный
.
Формы реализации проекта:
организованная образовательная деятельность;
беседы;
проблемные ситуации;
просмотр мультфильмов и презентаций по теме;
дидактические, сюжетно-ролевые и интерактивные игры;
выставки;
чтение художественной литературы;
анкетирование.
Проблема: многие подростки не считают престижным и интересным ведение здорового образа жизни (увлечение спортом и физической культурой, знание и грамотное соблюдение правил здорового питания и ухода за собой и др.).
Ожидаемые результаты:
высокий уровень развития мотивации детей к сохранению здоровья;
овладение детьми базовыми знаниями и умениями;
освоение детьми эталонов здорового поведения
;
отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;
стремление заботиться о сво
е
м здоровье;
уровень нравственной воспитанности;
позитивное взаимодействие с окружающим миром;
снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников;
с
нижение процента травматизма.
Продолжительность среднесрочного проекта 3 месяца.
Содержание работы
№ п/п
Мероприятия
Сроки проведения
1
Мини-тренинг «Твое здоровье в твоих руках»
11 января
2
Акция «Здоровым быть модно» (игровая программа «Быть здоровым я хочу, пусть меня научат!»)
18 января
3
Беседа-диспут «Брось курить-вздохни свободно»
25 января
4
Креативно-интеллектуально-развлекательная игра «Молодежь, вы за ЗОЖ?»
01 февраля
5
«Беда по имени наркотик»
08 февраля
6
Парад вредных привычек
15 февраля
7
Практикум «Медицинская помощь при ожогах»
22 февраля
8
Квест –игра «ЗОЖ и я- отличные друзья!»
01 марта
9
Выставка-обзор рисунков «Витаминиада»
15 марта
10
Беседа + презентация «Берегите зрение»
22 марта
11
Игра по станциям «Интересно о полезном»
25 марта
12
Видеопутешествие в страну Болючка или секреты здоровья
29 марта
Используемые ресурсы
1. Бутырская Е.В., Зайцева Л.М. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста // Учитель и время. №8. 2013. С. 9-14.
2. Губогло З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №6. 2008. С. 50-52.
3. Дорошенко А.Л., Соколов Е.Е. Основы здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. №2. 2011. С. 36-41.
4. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского государственного университета. №1. 2007. С. 180-185.
5. Науменко Ю.В. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников. Образование личности. №3. 2013. С. 18-23.
6. Садыгова М.А.К., Аназарова С.А.К. Здоровый образ жизни глазами школьников // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Т.3. №2. 2013. С. 295.
7. Смирнов Н.К., Предупреждение табакокурения у школьников. Методическое пособие для работников образовательных учреждений. Москва, 2003 г.
8. Интернет-ресурсы.
«Уроки
краелюбия
»
(туристско – краеведческая направленность)
Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Это связано с тем, что объекты природного и культурного наследия обладают значительным культуротворческим потенциалом и способствуют целостному развитию всех сфер сознания личности. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения воспитанников знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает воспитанников в дружный коллектив.
Актуальность. Проект является средством включения детей в активную физическую деятельность и приобщения к здоровому образу жизни. Туризм способствует закалке детского организма, его укреплению, физическому развитию, а также познанию живой природы, изучению флоры и фауны, расширению кругозора, овладению навыками поведения в природе.
Новизна. В процессе реализации проекта применимы практико-ориентированные педагогические технологии, суть их которых заключается в учете особенностей развития и потребностях современных детей, а также в постоянном обращении к опыту воспитанников, их интересам, склонностям, устремлениям, индивидуально-значимым ценностям, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира.
Педагогическая целесообразность. Туризм и краеведение обладают огромным воспитательным потенциалом. Они приучают воспитанников переносить бытовую неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие их инфантилизма, эгоизма и капризности; учат брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формируют навыки самообслуживающего труда и способствуют развитию их самостоятельности.
Цель: создание условий для формирования всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, оздоровления, социальной адаптации, самореализации.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с историческими и природными особенностями родного края;
- показать истинную ценность и своеобразие культурного наследия родного края;
- дать основные знания по туризму;
- сформировать первоначальные туристические навыки;
- сформировать основы самозащиты и выживания в чрезвычайных ситуациях;
- научить основным приемам оказания первой медицинской помощи;
Воспитательные:
формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
воспитывать гордость за историческое прошлое своих земляков;
учить творить добро, охранять природные и исторические ценности родного края;
прививать культуру поведения.
Развивающие:
способствовать развитию воображения, памяти, мышления, речи;
развивать самостоятельность;
расширять кругозор воспитанников.
Отличительная особенность заключается в предоставлении возможности детям, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным занятиям спортом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы воспитанники будут:
обладать базовыми туристскими компетенциями (организация похода, составление маршрута, разбивка лагеря и пр.);
знать правила оказания первой доврачебной помощи и уметь ее оказывать;
уметь выполнить технические приемы на маршруте;
уметь собирать краеведческий материал в процессе выездных мероприятий;
знать правила безопасности в походах и уметь выполнять их на практике.
У воспитанников сформируется:
умение работать в команде;
активная природоохранная и патриотическая жизненная позиция.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
При изучении общих и теоретических вопросов используется групповая форма проведения занятий, на практических занятиях - индивидуально-групповая форма. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Аудиторные занятия проводятся не только в актовом зале, но и в спортивном зале, на школьной спортивной площадке, на выездных площадках. При неблагоприятных погодных условиях занятия на местности могут быть перенесены на другое время или объединены при продолжительных последующих выходах.
На теоретических занятиях используются словесные методы обучения:
лекции и
видеолекции
- системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы);
беседа: вопросно-ответная форма взаимного обмена;
разбор: форма беседы, проводимая педагогом с воспитанниками
п
осле выполнения какого-либо двигательного задания, в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого;
инструктирование: точное, конкретное изложение педагогом предлагаемого задания;
Практические навыки в природных условиях обретаются и развиваются на прогулках, экскурсиях, в походах, соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации)
Текущий контроль проводятся в формах:
- входной контроль;
- контроль приобретенных знаний, умений и навыков.
Входной контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений воспитанников, необходимых для успешного обучения. Проводится в начале обучения по программе и необходим для корректировки плана.
Контроль приобретенных знаний, умений и навыков – проверка отдельных знаний, навыков и умений воспитанников, полученных в ходе обучения. Проводится постоянно.
Текущий контроль проводится в форме устного опроса или тестирования.
Продолжительность среднесрочного проекта 2 месяца.
Содержание работы
№ п/п
Мероприятия
Сроки проведения
1
Викторина по туризму и краеведению «Познаем мир»
05 апреля
2
Конкурсно - игровая программа «Вместе мы идем в поход!»
12 апреля
3
Экскурсия «Интересные места родного края»
19 апреля
4
Игра - кругосветка «Узнай о месте, где живешь»
26 апреля
5
Урок природолюбия
03 мая
6
Фотовыставка в формате презентации по итогам экскурсий цикла «Интересные места родного края»
10 мая
7
Турнир по мегакарте «Широка страна моя родная»
17 мая
8
Мастер-класс по изготовлению кормушек «Птичья столовая». Акция добрых дел
24 мая
Используемые ресурсы
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением-М 2014 г.
2. Константинов Ю.С. «Детско-юношеский туризм». Учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. − М.: ФЦДЮТиК, 2008 г. − 600 с., ил.
3. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. «Туристско-краеведческая деятельность в школе». Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. − 352 с., ил.
4. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. «Уроки ориентирования». Учебно-методическое пособие. − М.: ФЦДЮТиК, 2005. − 328 с., илл.
5. Рыжова Н. А. Наш дом – природа М.: 1998 г.
6. Самарина И. А. «Основы туристско-экологической деятельности учащихся». − М.: ФЦДЮТиК, 2007 г. 276 с., ил. Ф-т 145 х 205 мм. Учебно-методическое пособие.
7. Стрижёв Ю. А. Туристу о природе – М.: Профиздат, 1986.
8. «Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей». Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. − М.: «Советский спорт», 2005. − 324 с.
9. Энциклопедия туриста – М Научное издательство «Большая российская энциклопедия» 1993.
10. Интернет-ресурсы