Познавательно - творческий проект «Фольклор в театрализованной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №349680
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Как правильно использовать фольклор для развития детей дошкольного возраста через театральную деятельность?
детский сад общеразвивающего вида №6 станицы Калининской
Познавательно - творческий проект
Фольклор в театрализованной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста
Воспитатель: Добейко Л.А
Проект: краткосрочный (3 недели) групповой, познавательно-творческий.
Базисный компонент: работа по проекту проводится в рамках разделов программы От рождения до школы.
Актуальность:
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Проблема : Как правильно использовать фольклор для развития детей дошкольного возраста через театральную деятельность?
Материал: предметно-развивающая среда, куклы, маски, костюмы.
Цель проекта: Приобщать к сказкам и к фольклору посредством различных видов театра.
формировать представление о фольклоре
привлекать детей к совместной театрализованной деятельности,
формировать представление о различных видах театра,
развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
развивать речь, воображение и мышление,
помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
создавать условия для организации театрализованных игр.
способствовать формированию творческих способностей детей.
побуждать интерес к предлагаемой деятельности,
Ресурсное обеспечение:
настольные театры: Репка, Курочка Ряба, Колобок
пальчиковый театр: Теремок, Репка
театр на подставках : Маша и Медведь
дидактические игры: лото Сказки, Мои любимые сказки,
раскраски по мотивам сказок Теремок, Колобок, Репка, пазлы Репка, Колобок
Литературный ряд: народный фольклор для детей (загадки, потешки, сказки...)
Музыкальный ряд: русские -народные песенки (заклички, попевки),мелодии.
Работа с родителями:
Консультации на темы: Театрализованная деятельность в детском саду, Фольклор как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Анкетирование родителей
Привлечение к изготовлению театральной ширмы
Пошив костюмов для театрализованной деятельности
Участники проекта:
воспитатели,
дети группы,
родители воспитанников
Ожидаемый результат:
дети знакомятся с фольклором;
дети должны научиться пользоваться различными видами театра(пальчиковый, плоскостной, теневой) ;
у детей формируется умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
дети развивают невербальные средства общения;
дети учатся выражать свои чувства и понимать чувства других; становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость;
у детей появляется интерес к фольклору и театрализованным играм.
Формы и методы реализации проекта
Раздел программы
Виды деятельности
Область Речевое развитие
рассказывание детьми сказок Репка, Теремок, Рукавичка, Кот и лиса, Маша и медведь, Волк и семеро козлят, Курочка Ряба, Три медведя, Коза-дереза, Кот, петух и лиса.
чтение стихотворений.
разучивание р.н. попевок , закличек, поговорок;
. Словесно – дидактические игры: - Курочка Ряба - Волк и козлята - Опиши матрёшку
инсценировка сказок совместно с воспитателем Курочка Ряба, Репка, Теремок, Три медведя;
прослушивание звукозаписей детских сказок – Волк и семеро козлят, Колобок, Репка, Теремок, Курочка Ряба, Кот, петух и лиса, Три медведя, Кот и лиса;
Область Познавательное развитие
Рассматривание предметов быта в Казачьем уголке
Беседа по содержанию
Игры-драматизации по произведениям Репка, Колобок, Волк и семеро козлят, Теремок;
Дидактические игры: Мои любимые сказки, лото: Сказки, Кто-кто в теремочке живет?, Что сначала ,что-потом?
Сюжетно-ролевые игры: В театре, Мы – актёры и т. п.
Игра Превращение, Волшебная палочка и т. П
Рассматривание иллюстраций художника В. Васнецова к русским народным сказкам
Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.
Область Физическое развитие
Комплекс утренней гимнастики – Хомка – хомка, хомячок, Буратино, Курочки, Цветок, Ветерок
. Разучивание подвижных игр: - У медведя во бору, - Карусели, - Ровным кругом - Мы топаем ногами - Подарки, - Лохматый пёс, - Пузырь - Солнышко и дождик - Каравай, - Зайка серенький сидит…- Кошки – мышки,
Физкультминутки-
Репка, Теремок, - В огороде репка, - Печка
Область Художественно - эстетическое развитие
Конструирование домиков для животных из сказки Теремок, Рукавичка)
Лепка – колобок на пеньке, (сказки Рисование – Петрушка, Мой любимый сказочный герой.,
Коллективная аппликация Репка
Слушание музыкальных произведений
Пение детских песенок
Разучивание танцевальных движений
Игра на р.н.инструментах(ложки)
Взаимодействие с родителями
Изготовление театральной ширмы
Пошив костюмов для театрализованной деятельности
Консультации на темы: Театрализованная деятельность в детском саду, Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста
Анкетирование родителей
Итоговое мероприятие по проектной деятельности Репка
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный.
Задачи:
1.Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.
2. Подобрать литературу по фольклору.
3. Изучить программно-методическое обеспечение по театральной деятельности.
4.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Оформление картотеки
7. Пополнение предметами народного быта Казачьего уголка
8. Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных., театрального уголка – новыми видами тетра на основе р.н.сказок.
Жанры фольклора
Необходимый материал
Потешки и прибаутки
Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…
Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…
Маски: козы, кошки, мышки.
Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен.
Ширма
Колыбельные
Куклы, кроватки, люлька.
Сказки
Настольный театр по сказкам: Репка, Теремок…
Теневой театр по сказке Колобок
Книжки со сказками
Пальчиковый театр по сказке Репка
Ширма
Предметы народного костюма
Пальчиковые игры
Пальчиковый театр
Объемные модели ладони
Загадки
Игрушки животных, птиц
Картинки
II этап. Реализация проекта.
На данном этапе народный фольклор используется
• в период адаптации
• в режимных моментах
• на прогулке
• в непосредственно образовательной деятельности
• в игре
• в свободной деятельности
III этап. Итоговый
3 этап: Итоговый
Инсценировка сказки Репка.
Цель: закрепить знания детьми фольклора и народных игр
Выступление на педсовете с презентацией проекта
Цель: обмен опытом по реализации проекта
Использованная литература:
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с
2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с.
3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
7. Журнал Дошкольное воспитание №4, 2004.
8. Журнал Дошкольное воспитание №4, 1990.
9. Журнал Дошкольное воспитание №10, 1990.
10. Хрестоматия для маленьких.
11. Журнал Дошкольная педагогика,№7(40),2007.
12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство:познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-
Синтез,2000.-152с.
13. Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду.-М.:Педагогика,1976.-560с.
Приложение 1
Консультация на тему:
Театральная деятельность в детском саду
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Б. М. Теплов
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
Особенности его эмоционально-личностного развития;
Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Возрастные и полоролевые особенности;
Театр и родители
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Приложение 2
Консультация на тему:
"Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова
Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Существует четыре вида кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.
Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребенка.
Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к ее рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине - кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Приложение 3.
Потешки
Идет коза рогатая,За малыми ребятами,Ножками топ-топ,Глазками хлоп-хлоп.Кто каши не ест,Кто молока не пьет,Того забодаю, забодаю!
Сорока-воронаКашку варила,На порог скакала,Гостей созывала.Гости не бывали,Каши не едали,Всю свою кашуСорока-ворона
Деткам отдала.Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала:- Зачем дров не пилил!Зачем воду не носил!
Не плачь, не плачь, детка,Прискачет к тебе белка,Принесет орешкиДля Машиной потешки.
-Ладушки вы, ладушки.- Где были?- У бабушки.- А что ели?- Кашку.- А что пили?- Бражку.- А что на закуску?- Кислую капустку.- Попили? Поели?Кыш, полетели.На головку сели.
Тра-та-та, тра-та-та,Вышла кошка за кота,За кота котовича,За Ерша Петровича,Ох ты, котенька-коток,Котя, серенький лобок,Поиграй, котя, со мной,Со мной, кошкой молодой.
Ай, дуду-дуду-дуду,Сидит ворон на дубу.Он играет во трубу,Он играет во трубу,Во серебряную.Труба точеная,Позолоченная,Песня ладная,Сказка складная.
Приложение 4.
Упражнения
1. Перед выполнением упражнения потянуться, позевать.
Первый хамочек -
(Поймать около рта зевотку.)
На потолочек.
(Бросить ее на потолок.)
Другой хамочек-
на стенку.
(Поймать зевотку и бросить на стенку.)
Третий хамочек -
в постельку.
(Поймать, бросить вниз.)
Дети располагаются на ковре как им удобно.
2.При выполнении упражнения качать воображаемого ребенка (куклу).
Ай, люли, люли, люли,
Спи, сыночек мой, усни.
Скоро ноченька пройдет,
Солнце красное взойдет,
Росы свежие падут,
В поле цветики взрастут.
Сад весенний расцветет,
Громко пташка запоет.
Ай, люли, люли, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
3. Выполняется при проведении режимных моментов.
Водичка, водичка
(Дважды черпать воду в пригоршни.)
Умой мое личико,
(Дважды плеснуть воду на свое лицо.)
Чтобы глазки блестели,
(Указательными пальцами показать уголки глаз.)
Чтобы щечки краснели,
(Показать щечки.)
Чтоб смеялся роток,
(Делать улыбку - вести пальцами около рта.)
Чтоб кусался зубок.
(Щелкать зубами.)
Приложение 5.
Загадки
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Конь бежит, земля дрожит . (Гром)
крупно, дробно зачастило
И всю землю промочило. (Дождь.)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег.)
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.)
Зимой и летом одним цветом. (Елка)
Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая. (Улитка)
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит.
А ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка).
Приложение 5.
Пестушки
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
***
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись.
Погрей, посвети,
моих деток разбуди.
***
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки,
Ладушки — ладошки.
***
И водичка булькает,
И водичка пениться.
Машенька умоется,
Причешется, оденется.
***
Лапки мыли?
Ушки мыли?
Хвостик мыли?
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
***
Наденем на ножки
Новые сапожки,
Пустим по дорожке.
Будет доченька ходить,
сапожки новые носить.
***
Одевает Сашка
Новую рубашку.
Новую, новую,
Нарядную, бардовую.
***
У нас много ребят
Все за столиком сидят.
Кашу масляну едят.
***
Сорока-белобока
по лесу летала,
За стол сажала,
Кашкой угощала.
***
Умница, Катенька,
Ела кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Катиной потешки.
Приложение 6.
Инсценировка
Репка
Воспитатель загадывает детям загадку.
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта , как мед,
А вкус не тот. (Репка)
Рассказчица.
Сеял дед репку,
Приговаривал:
Будь ты, репка, крупна,
Будь ты, репка, вкусна.
Выходит Дед и начинает сеять репку.
Дед.
Иван, Иван,
Вырывай бурьян,
Чтоб росла репка,
Сладкая да крепкая.
Выходит мальчик, пропалывает грядки - вырывает бурьян.
Дед, Бабка, Внучка.
Матушка-репка,
Уродилась репка,
Не густа, не редка,
До мышиного хвоста.
Ходят вокруг Репки, которая уже подросла (девочка в костюме репки сидит на пятках).
Рассказчица.
Уродилась репка крупна,
Уродилась репка вкусна,
И в пирог, и в кашу
Хороша она.
Репка встает, руками показывает, какой большой она уродилась.
Была репка важная,
Дивилась старуха каждая:
Появляются три Старухи, встают рядом с Репкой.
Такой репки нигде не найдешь;
Одна старуха. За день не объедешь;
Старуха едет на лошади вокруг Репки.
Две старухи. За три дня не обойдешь.
Старухи, одна за другой, идут вокруг Репки, удивляясь ее величине, затем уходят.
Дед, Бабка, Внучка. Уж как мы семьей
Вокруг репки сели
Да за неделю
Половину съели.
Садяться вокруг Репки, едят.
А другую половину
Подкатили к овину.
Катили-катили,
Овин завалили.
Дед, Бабка и Внучка катят репку, а Репка катится, кружась.
Все вместе. Ох, и крепко
Запомнилась репка!
Игра Репка — репонька.
Репка сидит в центре, дети стоят вокруг, взявшись за руки.
Репка-репонька,
Расти крепонька,
Не мала, не велика,
До мышенького хвоста.
Да!
Дети идут по кругу.
Репка вскакивает, дети разбегаются, Репка их ловит.
Приложение 7.
Картотека игр на слуховое внимание и ориентировку в пространстве.
Кто что услышит?
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные
Тихо — громко.
Цель. Развитие координации движений и чувства ритма
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий — бегут. Кто; ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
Где позвонили?
Цель. Определение направления звука.
Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: Пора — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.
Скажи, что ты слышишь.
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.
Часовой
Цель. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование. Повязка на глаза.
Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: Стой! Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
Где звенит?
Цель. Развитие ориентации в пространстве. Оборудование. Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают: товарища
Встречайте гостей!
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).
Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка - шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.
Скажи, что звучит
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку
Узнай по звуку
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т.п.).
Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т.п.
Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.
Лягушка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, Закричала ...
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: Ква-ква-ква.
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Кто внимательный?
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.
Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3—4 до 5—6 м. Выявляются победители
Слушай и выполняй
Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры.
Вариант1. Педагог называет 1—2 раза несколько различных движений (одно—пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие — очко (фант). Набравший большее количество очков — победитель.
Вариант 2. Педагог дает одновременно двум—трем детям задания: Петя, побегай, Ваня, пойди в зал, открой там форточку, Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды и т.п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.
Лото
Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.
Оборудование. Любое детское лото (Играем и работаем, Картинное лото, Лото для самых маленьких).
Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2—3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: У меня ... — и называет предмет.
В более упрощенном виде эта игра проводится на Картинках малышам. Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: У кого собака?. У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.
Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.
Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя. В конце игры педагог называет более внимательных.
В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждый фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.
Приложение 8.
Сюжетно-ролевая игра: В театре
Цель: познакомить с правилами поведения втеатре; вызвать интерес и желание играть (выполнять ролькассира,билетера,зрителя); воспитывать дружеские взаимоотношения
Предварительная работа:
• предложить родителям сходить с детьми втеатр;
• познакомить детей с афишой;
• беседа о правилах поведения втеатре;
• чтение сказкиКолобоки рассказывание по ролям;
• изготовление атрибутов дляигры: ширма и оформление ее, билеты, номера - картинки для мест, маски для актеров, афиша, деньги, касса,
Оборудование: реквизиты для спектакля Колобок – маски; реквизиты для кассы - касса, деньги, билеты; реквизиты для контролера - стулья, номера(картинки).
Ход игры
- Ребята, посмотрите, что это висит на стене?(Афиша)
- Верно, афиша. Как вы думаете для чего нужна афиша?(Чтобы знать, что будет сказка, когда можно будет посмотреть её)
- Где же мы будем смотреть сказку, спектакль? Куда нужно идти?(Втеатр)
- Ребята, хотите поиграть втеатр?
- Чтобы начать игру необходимо распределить роли. Кто работает втеатре?
- Кто продаёт билеты?(Кассир)
- Что необходимо кассиру?(Касса, билеты, деньги)
-Кто будет кассиром?(Выбирается кассир)
- Кто проверяет билеты и стулья с номерами?(Контролёр)
- Что нужно контролёру?(Стулья, номера)
- Вместо номеров у нас будут картинки, они помогут вам найти свои места в зале. Кто будет контролёром?(Выбирается контролёр). Контролёр с помощью взрослого расставляет стулья и номера - картинки.
- Ребята, кто ещё работает втеатре?(Актёры)Что делают актёры?(Показывают сказку, спектакль)(Подготовленные дети идут одевают маски)
- А мы с вами кем будем?(Зрителями)
- Что мы с вами будем делать?(Покупать билеты, занимать свои места, хлопать актёрам)
- Как нужно вести себя втеатре?(Не шуметь, не мешать другим, и т. д.)
- Занимаем все своиместа: кассир, контролёр, актёры.
Зрители покупают билеты, показывают контролёру и занимают свои места.
Звонок звонит три раза. Начинается сказка. Воспитатель читает словаавтора, актёры исполняют свои роли. Сказка заканчивается, зрители хлопают. Артисты кланяются и уходят.
- Ребята, вам понравилось играть втеатр. А что понравилось больше всего?
Приложение 9.
Комплекс утренней гимнастики
Хомка - хомка хомячок, Буратино, Курочки, Цветок, Ветерок
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам) Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответсвенные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать
(показывываем сильный).
Мама (папа, баба) с Колей (Машей, Дашей, Петей) по порядку
Сейчас сделают зарядку.
(далее зарядка).
***
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
КУРОЧКИ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба за направляющим в колонне по одному (20 сек.), обычный бег (20 сек.), ходьба в медленном темпе (20 сек.), построение в круг.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
УпражнениеКурочки машут крыльями.И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать ко-ко, опустить. Д-6 раз.
УпражнениеКурочки пьют воду.И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Д-6 раз.
УпражнениеКурочки клюют зернаИ.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Д-6 раз.
УпражнениеКурочки ищут червячка.И.п. сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед, руки вытянуть вперед, ищем червячка, выпрямиться. Д-6 раз.
УпражнениеСильные крылья.И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, взмах всей рукой и кистью – большие крылья, опустить. Д-6 раз.
УпражнениеКурочкам веселоИ.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте на 2-х ногах в чередовании с ходьбой. Д- 2 раза по 6 раз.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Перестроение из круга. Бег быстрый. Игровое упражнение Найдем цыпленка (Воспитатель заранее прячет игрушку и предлагает детям найти ее),
ЦВЕТОК
По полянке в жаркий день
Летом нам гулять не лень;
Свежим воздухом дышать
И цветочки собирать.
Цветочки все разные —
Голубые, красные.
Соберем букет большой,
А потом пойдем домой.
1. Цветочки качаются от ветерка
И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи руками вперед-назад — дует ветерок; после 4—6 движений отдых — ветерок спит. Повторить 3 раза. Дыхание произвольное.
2. Цветочки тянутся к солнышку
И. п.: ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх; пошевелить пальцами. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
3.Цветочки растут
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз — маленькие цветочки; встать. Вернуться в и. п., выпрямиться, приподнять голову — цветочки растут. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
4. Дождик на цветочки кап-кап-кап
И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 6 - 8 подпрыгиваний — сильный дождик; 6 - 8 шагов — дождик кончается. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2 раза.
Приложение 10.
КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Карточка № 1Угадай по звуку
Цель: развивать слуховое внимание детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты(барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает имзадание: Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю. Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
Карточка № 2Зверята
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей иговорит: Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают.
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит:Где же вы?
Цыплята скажут:Пи-пи-пи!
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит:Ку-ка-ре-ку!
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко:Мяу!
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она:Ква-ква!
Карточка № 5Прятки
Цель: развивать навык звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражатьголосамэтих персонажей.
Карточка № 6Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается испрашивает:
Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?
Дети отвечают: Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем.
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
Карточка № 7Игра с пальчиками
Цель: приобщать детей ктеатрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчиковоготеатра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками,приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его.(называет имя ребенка).
Карточка № 9Кругосветное путешествие
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
Карточка № 8Одно и то же, но по разному
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенномузаданию: человекидет,сидит,бежит,поднимает руку,слушаети т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческиегруппы, и каждая получает определенное задание.
Iгруппа — заданиесидеть. Возможныеварианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
IIгруппа — заданиеидти. Возможныеварианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
IIIгруппа — заданиебежать. Возможныеварианты:
а) бежать, опаздывая втеатр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т. д.
IVгруппа — заданиеразмахивать руками. Возможныеварианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. д.
Vгруппа — заданиеЛовить зверюшку. Возможныеварианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т. д.
Карточка № 10ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разныхпредметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок,картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
Карточка № 11КОРОЛЬ(вариант народной игры)
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколькогрупп(3 — 4)и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем онигруппами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различныепрофессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
Карточка № 12ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей надень рождения. Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
Карточка № 13БАБУШКА МАЛАНЬЯ
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки,(Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с по мощью мимики и жестов изо бражают то, о чем говорится в тексте )
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
Целый день сидели.
На него(нее)глядели,
Делали вот так. (Повторяют за ведущим любой жест.)