Познавательно - творческий проект «Малышам и малышкам о насекомых». | Сычёва Оксана Сергеевна, Петрова Валентина Сегреевна. Работа №313345
Актуальность проекта.
Мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Поэтому, очень важно продумать организацию обучения, прогулок, специальных наблюдений. Воспитательное значение природы на развитие дошкольников очень велико: общаясь с природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и насекомые – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное. Чувствуют боль как человек.
Отношение ребёнка к живому, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для насекомого вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с насекомым, ребёнок обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для насекомого, так и для ребёнка.
МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 13» корпус2
Познавательно - творческий проект
«Малышам и малышкам о насекомых».
Авторы проекта:
Сычёва Оксана Сергеевна,
Петрова Валентина Сергеевна
Кунгур 2023г.
Тема проекта: «Малышам и малышкам о насекомых».
Вид проекта: познавательно – творческий.
Длительность проекта: краткосрочный
Возрастная группа: раннего возраста
Участники проекта: дети 1,5-2 лет, родители, воспитатели
Образовательные области:
Художественно - эстетическое развитие;
Социально - коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Физическое развитие.
Актуальность проекта.
Мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Поэтому, очень важно продумать организацию обучения, прогулок, специальных наблюдений. Воспитательное значение природы на развитие дошкольников очень велико: общаясь с природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и насекомые – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное. Чувствуют боль как человек.
Отношение ребёнка к живому, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для насекомого вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с насекомым, ребёнок обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для насекомого, так и для ребёнка.
Цель проекта: формирование представлений о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.
Задачи проекта:
Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
Развивать основы культуры слушания классической музыки и песенок про насекомых А. Филиппенко, Д. Жученко, Н. А. Римского
-
Корсакова, В. Карасева.
Побуждать передавать образы природы в танцевальном творчестве и изобразительном искусстве, театрализованной деятельности.
Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Для педагогов:
1. Развивать речь детей, активизировать словарный запас с помощью картотеки пальчиковых игр про насекомых.
2. Стимулировать творческую активность детей в выборе и передаче образов бабочки, кузнечика, жука, шмеля, комара.
3. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
4. Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».
5. Лепбук: «Что мы знаем о насекомых».
Работа с родителями.
Подготовка консультативного материала для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»
Оформление выставки книжек
-
малышек «Насекомые малышки – наши меньшие братишки» с привлечением родителей.
Буклет для родителей «Детям о насекомых».
Участие родителей в театрализации сказки «Под грибом».
Планируемые результаты:
дети с интересом слушают музыку различных жанров (классическую, народную, детскую) эмоционально откликаются на не
ё
, могут дослушать произведение до конца.
у детей проявляется ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
умеют различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, комара, пчелу, кузнечика.
умеют выполнять мимические упражнения, театрализованные инсценировки песенок и сказок, танцевальные композиции, связанные с образами насекомых.
Основные этапы проекта.
Подготовительный этап:
подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о насекомых)
подбор литературы, наглядных и дидактических, аудио
- и видеоматериалов, музыкально - ритмических игр к театрализации сказки «Под грибом»;
подготовка материалов для организации творческой и познавательной деятельности.
подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
- привлечение родителей к подготовке книжек - малышек к выставке «Насекомые малышки – наши меньшие братишки» и подготовке к театрализации сказки «Под грибом».
Основной этап реализации проекта.
Проведение мероприятий с воспитанниками.
Проведение мероприятий с родителями.
Заключительный этап.
Презентация итогов проекта.
Выставка книжек - малышек на тему «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».
Перспективный план работы по проекту.
Перспективно - тематический план реализации проекта «Малышам и малышкам о насекомых ».
Срок реализации
Вид деятельности
Продукт детской деятельности
с детьми
с родителями
Изготовление пособий (наглядного материала…)
Среда
Чтение художественной литературы:
В. Степанов стихотворение «Про меня и муравья».
Информация родителей о познавательно-творческом проекте: «Малышам и малышкам о насекомых».
Подготовить презентацию для детей: «Такие разные насекомые».
Рисование коллективное: «Красивая бабочка». (рисование ладошками)
Четверг
Музыкально-художественная деятельность.
Песня «Жук» муз. Иванникова,
Музыкальная игра «Жуки летают, жуки спят».
Изготовление картотеки пальчиковых игр про насекомых «Сороконожки», «Бабочка», «Улей», «Тараканы», «Паучок» .
Просмотр видеоклипа
«Про лягушек и комара».
Пятница
Чтение художественной литературы: сказка В. Сутеева «Под грибом».
Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».
Просмотр мультфильма «Под грибом»
Понедельник
Дидактические игры:
«Угадай насекомое»
«Разрезные картинки. Насекомые»
Малоподвижная игра: «Кузнечик »
Подобрать иллюстративный и фото материал по теме проекта
Рисование в «Пятнышки для божьей коровки» (рисование ватными палочками)
Вторник
Игра – Путешествие:
«Мы на луг ходили».
Инсценировка песенки «Про лягушек и комара».
Предложить родителям изготовить книжки-малышки про насекомых.
Изготовить игру для Лепбука: «Четвертый лишний»
Познавательно-исследовательская деятельность.
Строение насекомых. Рассматривание картинок.
Среда
Чтение художественной литературы: сказка В. Сутеева «Под грибом».
Распределение ролей для театрализованной деятельности.
Изготовление картотеки стихов и загадок про насекомых для Лепбука.
Слушание музыки:
Римский-Корсаков «Полет шмеля».
Четверг
Чтение художественной литературы:
«Муха-цокотуха». Рассматривание иллюстраций
Буклет для родителей «Детям о насекомых».
Изготовление дидактической игры
«Найди и назови насекомое» (найди тень).
Дидактическая игра. «Соедини точки и узнай, кто изображен на рисунке».
Пятница
Дидактические игры:
«Найди и назови насекомое» (найди пару)
«Береги природу».
Подготовка картинок к Лепбуку «Кто где живет?»
Лепка из пластилина:
«Улитка»
Понедельник
Чтение художественной литературы:
«Муха-цокотуха». Рассматривание иллюстраций
Подготовка картинок для лепбука «Польза насекомых для человека и природы
Инсценировка песенки «Про лягушек и комара».
Вторник
24 мая
Театрализация сказки «Под грибом». Слушание музыки соответствующей каждому герою сказки. Формировать умение детей передавать музыкальный образ муравья, мухи и т.д.
Оформление выставки книжек-малышек «Насекомые малышки – наши меньшие братишки»
Просмотр видео презентации «Две гусеницы разговаривают» муз. Жученко
Среда
Целевая прогулка на территории детского сада.
Задачи: Способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, учить бережно относиться ко всему живому.
Оформление лепбука «Что мы знаем о насекомых»
Аппликация «Укрась бабочку».
Четверг
Итоговое мероприятие.
Театрализованная постановка сказки
«Под грибом».
Привлечение родителей к театрализованной постановке сказки «Под грибом».
Музыкальная игра
«Комарики и дети».
Пятница
Презентация лепбука
«Что мы знаем о насекомых».
Беседа с детьми, рассматривание картинок. Игра в дидактические игры.
Презентация лепбука
«Что мы знаем о насекомых».
Музыкальная игра
«Комарики и дети».
Музыкальная игра «Жуки летают, жуки спят».
Результативный этап.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
у детей сформировались положительно - эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над проектом «» следует сделать вывод:
Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
Дети овладели обобщающим понятием «насекомые», научились узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, комар, майский жук, шмель и т.д.). Познавательный интерес детей о насекомых – расширился; дети готовы охранять и защищать насекомых; у детей сформировались положительно - эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
Приложение.
«Пятнышки для божьей коровки»
Цель: учить рисовать ватными палочками точки на спинке божьей коровки.
Материал: гуашь чёрного цвета, изображение бабки - коровки для каждого ребёнка, игрушка бабки – коровки, иллюстрации бабки коровки, текст стихотворения.
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
Божья коровка
Ползёт по травинке.
У божьей коровки
Кружочки на спинке,
Изящные пятнышки
Чёрного цвета.
Коровка вздыхает,
Услышав про это:
«Я так осторожна!
Я так аккуратна!
Откуда ж взялись
Эти чёрные пятна?»
Беседа:
Ребятки, сегодня к нам прилетела в гости божья ковка. Она очень любит играть, особенно с ребятками в детском саду. Она уже была во многих детских садах и вот сегодня прилетела к нам. Но, посмотрите, она, кажется, плачет, у неё что-то случилось. Давайте спросим?
Бабка коровка говорит, что летала со своими подружками по лугу, и они попали под сильный дождик и потеряли все свои точки на спинке.
Дать рассмотреть игрушку, что у бабки-коробки нет точек на спинке. Раздать изображение для каждого ребёнка, спросить: « есть ли у ваших бабок-коробок точки?».
Ребята, что же делать? Давайте поможем им?
Нарисуем им точки. Вот как мы будем это делать:
Ватную палочку обмакиваем в чёрную краску и рисуем точки на спинке у божьей коровки.
Физкультминутка:
Божья коровка,
Чёрная головка
(одну руку сжать в кулак, а другой его обхватить, при этом основания ладоней соединены)
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
(основания ладоней остаются соединёнными, а сами кисти рук нужно распрямить и помахать ими, как крылышками)
Чёрного и белого,
Только не горелого!
(разъединить руки, то показывая ладошки, то поворачивая их вниз)
Ребята, бабки-коробки говорят вам большое спасибо за вашу помощь. Им пора улетать, но скоро они опять прилетят, чтобы с вами поиграть. Давайте скажем им : «До свидания».
Сценарий по сказке «Под грибом» В. Сутеева для малышей.
Действующие лица:
Ведущий.
Муравей.
Бабочка.
Мышка.
Воробей.
Заяц.
Лиса.
Лягушка.
Декорации
Посреди комнаты стоит стульчик, накрытый круглой тканью (примерный диаметр круга 1- 1,5 метра.)
Звучит музыка, выбегает Муравей, изображает, что ловит капли дождя, изображает, что замёрз, оглядывается, ищет укрытие.
Ведущий: Как-то застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел муравей маленький грибок, добежал до него и спрятался.
Муравей подбегает к стульчику, накрытому тканью, и прячется под ткань.
Ведущий: сидит муравей под грибом, ждёт, когда дождь кончится. Видит муравей, ползёт к грибу мокрая бабочка.
Выходит под грустную музыку медленным и спотыкающимся шагом бабочка.
Бабочка: муравей, пусти меня под грибок!
Муравей: тут места нет!
Бабочка: ничего я умещусь.
Залезает под ткань.
Ведущий: Бежит мимо мышка.
Выходит под музыку мышка.
Мышка: пустите меня под грибок!
Муравей и бабочка: тут места нет!
Мышка: ничего, я умещусь.
Мышка залезает под ткань.
Ведущий: Мимо гриба воробей скачет и плачет.
Под музыку вокруг гриба прыгает воробей, изображает, что он плачет.
Воробей: Пустите меня под грибок!
Мышка, бабочка, муравей: Тут места нет!
Воробей: ничего, я умещусь.
Воробей залезает под ткань.
Ведущий: тут заяц выскочил.
Выбегает под музыку заяц и бегает вокруг гриба.
Заяц: Спасите, за мной лиса гонится!
Воробей, мышка, бабочка, муравей: прячься скорее!
Заяц залезает под ткань.
Под музыку выбегает лиса и изображает, что кого-то ищет.
Лиса: зайца не видели?
Воробей, мышка, бабочка, муравей: Не видели!
Ведущий: махнула лиса хвостом и ушла.
Лиса уходит.
Ведущий: А тут дождик прошёл, солнышко выглянуло. Вылезли все из - под гриба.
Все вылезают из - под ткани. Все кроме муравья начинают под музыку кружиться, танцевать, хлопать в ладоши. Муравей стоит, задумавшись.
Муравей: как же так, раньше мне одному места не было, а сейчас всем место нашлось?
Выскакивает под музыку и прыгает лягушка.
Лягушка: Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх вы! Гриб – то вырос!
Лягушка ускакала.
Ведущий: Посмотрели тут все на гриб и догадались, почему сначала одному было тесно, а потом и всем место нашлось.
Воробей, мышка, бабочка, муравей, заяц смотрят на гриб.
Воробей, мышка, бабочка, муравей, заяц: Спасибо тебе, грибок – теремок!