Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО | Юрина Зухра Томиевна. Работа №351274
В статье рассматривается значимость познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников, а также её роль в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Обозначены основные направления и приемы организации познавательной деятельности в ДОУ, представлены примеры практической работы, направленной на развитие у детей интереса к исследованию окружающего мира и формирование основ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Юрина Зухра Томиевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад с. Генеральское» Саратовской области Энгельсского района
Аннотация. В статье рассматривается значимость познавательно-исследовательской деятельности для дошкольников, а также её роль в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Обозначены основные направления и приемы организации познавательной деятельности в ДОУ, представлены примеры практической работы, направленной на развитие у детей интереса к исследованию окружающего мира и формирование основ критического мышления.
Ключевые слова: познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольное образование, ФГОС ДО, развитие интереса, экспериментирование.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников играет значимую роль в образовательном процессе, особенно в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Этот подход нацелен на то, чтобы не только развивать у детей базовые знания об окружающем мире, но и формировать основы исследовательского и критического мышления, поддерживать их естественную любознательность, развивать способность наблюдать, анализировать и делать выводы. Дети по своей природе являются исследователями, поэтому важно создать условия, которые помогут им проявить и развить этот природный интерес.
ФГОС ДО подчёркивает значимость познавательно-исследовательской деятельности как одного из основных методов, способствующих всестороннему развитию ребёнка. Важно, чтобы воспитатели умели направлять интерес детей, помогали им задавать вопросы, искали ответы вместе с ними, создавали условия для самостоятельного исследования. Одним из главных инструментов организации такой деятельности становятся дидактические игры, опыты, наблюдения, экскурсии и различные виды экспериментирования.
Например, исследовательская работа по темам «Зимующие и перелётные птицы» может стать основой для серии познавательных занятий, направленных на изучение различных птиц, их поведения и условий жизни. Воспитатель может предложить детям рассмотреть, какие птицы остаются зимовать, а какие улетают, почему они так поступают и как им удаётся выжить в разных условиях. Дети могут наблюдать за птицами на улице или в парке, вести дневник наблюдений, записывать интересные моменты, рисовать птиц. Это поможет не только расширить знания о природе, но и развить у детей внимание, наблюдательность и умение анализировать информацию.
Проектная деятельность также может быть связана с изучением свойств различных материалов, например, воды, песка, глины. Такие опыты легко организовать в условиях дошкольного учреждения. Например, можно предложить детям эксперимент по изучению свойств воды: заморозить воду в различных формах, наблюдать за её таянием, добавлять красители и изучать, как вода меняет цвет, или выяснять, какие предметы тонут, а какие остаются на поверхности. Такие занятия способствуют развитию у детей наблюдательности и аналитических способностей, расширяют их представления об окружающем мире.
Особое значение в рамках познавательной деятельности имеют экскурсии. Посещение музеев, парков, оранжерей, библиотек обогащает знания детей, даёт возможность увидеть на практике то, что обсуждалось на занятиях, почувствовать себя частью окружающего мира. Важно, чтобы воспитатель заранее подготавливал детей к таким мероприятиям: рассказывал о том, что они увидят, предлагал задать вопросы, организовывал обсуждение после экскурсии, где дети могут поделиться впечатлениями. Это позволяет закрепить полученные знания и способствует их более глубокому осмыслению.
Важной составляющей исследовательской деятельности является организация мини-экспериментов и постановка простых опытов, которые могут пробудить в ребенке интерес к науке. К примеру, воспитатель может провести занятие на тему «Какие вещества растворяются в воде?». Дети экспериментируют с различными веществами, такими как сахар, соль, мука, песок, и наблюдают, как они себя ведут в воде. В процессе эксперимента дети делают выводы о том, какие вещества растворяются, а какие — нет, что помогает им лучше понять свойства окружающего мира и развивает аналитическое мышление.
Познавательно-исследовательская деятельность также может быть связана с изучением природных явлений. Например, наблюдение за погодными условиями в разное время года может стать основой для интересного проекта. Дети вместе с воспитателем могут наблюдать за изменениями в природе, вести календарь погоды, рисовать её явления, обсуждать, как меняется природа с приходом того или иного сезона. Благодаря таким занятиям у детей формируется представление о природных циклах, они начинают понимать связь между сезонными изменениями и окружающей средой.
Для эффективной реализации познавательно-исследовательской деятельности воспитателю необходимо помнить о некоторых принципах её организации. Во-первых, важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, предлагать задания, соответствующие их интересам и возможностям. Во-вторых, деятельность должна быть направлена не только на получение конкретных знаний, но и на развитие у детей самостоятельности, умения делать выводы, проявлять активность. В-третьих, занятия должны вызывать у детей положительные эмоции, чтобы поддерживать их мотивацию к познанию. И, конечно, необходима регулярная поддержка и участие воспитателя, его готовность отвечать на вопросы детей, направлять их и помогать в организации процесса.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — важная часть образовательного процесса, соответствующая требованиям ФГОС ДО. Она не только развивает у детей знания об окружающем мире, но и способствует формированию таких навыков, как наблюдательность, умение задавать вопросы, анализировать и делать выводы. Задача воспитателя — создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в исследовательской деятельности, ощутить радость от открытия нового, что закладывает фундамент для успешного обучения в школе и в дальнейшем жизни.
Список литературы
Бартаева
П
.
П
.
Познавательно
-
исследовательская деятельность в ДОО // Глобус. 2019. №7 (40).
Ефимова И
.
А
.
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №
1.
Скрипова
Н. Е., Яковлева Г. В. Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современное педагогическое образование. 2019. №
10.