Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития творческих способностей | Горяйнова Лия Сергеевна. Работа №355218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В статье рассматривается важность развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Подчеркивается, что данный подход способствует формированию у детей критического мышления, креативности и навыков самостоятельного решения проблем, что особенно актуально в условиях быстро меняющегося современного мира. Описываются методы и технологии, применяемые в образовательном процессе для стимулирования интереса к обучению и активизации познавательной активности. Анализируются результаты внедрения исследовательских проектов в учебный процесс, а также их влияние на мотивацию и личностное развитие учащихся. Статья также акцентирует внимание на соответствии данных методов требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), подчеркивая необходимость формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Выводы исследования подчеркивают значимость интеграции познавательно-исследовательской деятельности в начальное образование как средства эффективного развития творческих способностей детей.

Горяйнова Л.С.

студентка психолого-педагогического факультета

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

 

Научный руководитель:

Москвитина Н.Ю.

Доцент кафедры начального образования

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

 

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития творческих способностей.

 

Аннотация

В статье рассматривается важность развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Подчеркивается, что данный подход способствует формированию у детей критического мышления, креативности и навыков самостоятельного решения проблем, что особенно актуально в условиях быстро меняющегося современного мира. Описываются методы и технологии, применяемые в образовательном процессе для стимулирования интереса к обучению и активизации познавательной активности.

Основное внимание уделяется проектной деятельности, экспериментам и играм, которые позволяют детям не только усваивать новые знания, но и применять их на практике. Анализируются результаты внедрения исследовательских проектов в учебный процесс, а также их влияние на мотивацию и личностное развитие учащихся. В частности, отмечается, как совместная работа над проектами способствует развитию коммуникативных навыков, умения работать в команде и ответственности за общий результат.

Статья также акцентирует внимание на соответствии данных методов требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), подчеркивая необходимость формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Особое внимание уделяется роли учителя как фасилитатора, который направляет и поддерживает детей в их исследовательской деятельности, создавая условия для самостоятельного поиска и открытий.

Выводы исследования подчеркивают значимость интеграции познавательно-исследовательской деятельности в начальное образование как средства эффективного развития творческих способностей детей. Также обсуждаются перспективы дальнейших исследований в этой области, включая возможность применения новых технологий и мультимедийных ресурсов для расширения горизонтов познания и вовлечения детей в активное обучение. Таким образом, статья призывает к более широкому внедрению инновационных подходов в образовательный процесс с целью формирования у детей навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.

 

Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, познавательно-исследовательская деятельность, критическое мышление, креативность, проектная деятельность, эксперимент, игровая форма обучения, мотивация, личностное развитие, универсальные учебные действия, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), роль учителя, инновационные подходы, активное обучение.

 

Понятие творческих способностей является одним из основных в сфере искусства и креативности. Оно отображает уникальные характеристики и природу творческих личностей, позволяя им создавать произведения искусства, которые вызывают нашу восхищенную реакцию и восторг. Хотя в нашем мире существует множество форм творческой деятельности — живопись, литература, музыка, танец и многое другое — все они основываются на общих принципах, лежащих в основе творческих способностей.

Развитие креативных способностей является одной из главных задач современного образования. Учебная деятельность играет ключевую роль в формировании творческого мышления, воображения и самовыражения учащихся. Анализ образовательной практики позволяет выделить несколько основных механизмов влияния учебной активности на развитие творческого потенциала студентов.

Во-первых, учебный процесс создает условия для формирования креативного мышления, предоставляя учащимся разнообразные проблемные ситуации, требующие нестандартных решений. Это способствует развитию гибкости мышления и способности генерировать альтернативные идеи.

Во-вторых, учебная деятельность стимулирует развитие воображения, вовлекая учащихся в различные виды творческой активности, такие как моделирование, проектирование и художественное творчество. Это помогает школьникам развивать навыки визуализации абстрактных концепций и создания новых образов.

В-третьих, учебная деятельность открывает широкие возможности для самовыражения учащихся через участие в различных предметных областях и внеучебных мероприятиях. Успешный опыт креативной деятельности в рамках образовательного процесса способствует формированию позитивной самооценки и мотивации к дальнейшему саморазвитию.

Вместо термина «творческие способности» нередко употребляется термин «креативность». В своей работе А.А. Отточка указывает, что последнее понятие получило широкое признание в отечественной психологии, практически вытеснив более ранний термин «творческие способности». Хотя на первый взгляд эти термины могут показаться схожими, целесообразно рассматривать креативность как способность к творчеству, а не как отдельную способность или их комбинацию. Следует подчеркнуть, что эти понятия, несмотря на свою схожесть, не являются абсолютно идентичными [20, с. 44].

А.Н. Леонтьев описывает творческие способности как характеристику личности, которая проявляется в умении ставить задачи в нестандартных ситуациях, при этом учитывая индивидуальную позицию в процессе решения этих задач. Она также подчеркивает, что творческие способности влияют на творческую продуктивность человека в различных областях деятельности.

Творческие способности представляют собой уникальный талант, который выделяет самых ярких и выдающихся личностей. Они позволяют нам воспринимать мир не только глазами, но и сердцем, принося радость и вдохновение всем, кто соприкасается с их творениями. Творческие способности побуждают нас к созданию искусства, помогают расширять наши горизонты и оставлять след в этом мире.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста является мощным средством развития творческих способностей, предоставляя ребенку широкий спектр возможностей для самовыражения и оригинального мышления. Этот вид активности не только удовлетворяет естественное стремление детей к познанию, но и создает благоприятные условия для раскрытия их творческого потенциала.

Сама суть исследовательской деятельности предполагает креативный подход. Как отмечает Кивва Н.Ю., творчество является обязательным условием существования. В контексте познавательно-исследовательской активности это подразумевает, что ребенок постоянно сталкивается с необходимостью искать новые способы решения задач, формулировать гипотезы и проводить эксперименты.

Нельзя не подчеркнуть значение исследовательской деятельности в формировании такого важного элемента творческих способностей, как гибкость мышления. М.В. Сорокина акцентирует внимание на необходимости уметь «мыслить латерально», то есть обнаруживать неочевидные взаимосвязи между явлениями. Исследовательская деятельность, которая включает анализ различных аспектов проблемы, содействует развитию данного навыка.

Эмоциональная заинтересованность в процессе познания выступает сильным стимулом для творческой активности. Удовольствие от открытия и наслаждение исследовательским процессом формируют положительный эмоциональный фон, который способствует творческому самовыражению.

Возможности познавательно-исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста действительно велики.

Для достижения этой цели можно применять различные подходы, такие как задачи на проблемное мышление, практические эксперименты и проектные работы.

Для обучения детей творчеству важно соблюдение ряда условий: наличие материалов для творческой деятельности и соответствующих условий для работы с ними; создание у ребенка чувства безопасности и защиты, чтобы он не сталкивался с негативной оценкой со стороны взрослых; формирование психологических условий, таких как свобода и поддержка со стороны взрослых в творческих начинаниях ребенка. Однако на развитие личности также влияют различные спонтанные и неконтролируемые процессы, происходящие в жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста представляет собой сложный и многогранный процесс, направленный на активное изучение окружающего мира, развитие критического мышления и творческих способностей. Это не просто метод обучения, а важнейший инструмент формирования личности ребенка, его познавательных интересов и умений. Осознание сущности и структуры этой деятельности имеет большое значение для разработки эффективных образовательных стратегий и создания оптимальных условий для развития каждого ребенка. Понятие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста не является фиксированным. Оно продолжает развиваться вместе с прогрессом педагогической науки и практики.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает значимость формирования в классе обстановки, способствующей любознательности и экспериментам. Педагогам советуется создавать «уголки открытий», где дети могут беспрепятственно исследовать различные материалы и явления. Примечательно, что даже обыкновенные предметы, такие как магниты, лупы или калейдоскопы, могут служить отличными стимулами для развития креативного мышления.

В работе с учениками начальных классов важно акцентировать внимание на организации самостоятельной проектной деятельности, ориентированной на разработку ими собственных творческих и исследовательских проектов.

Организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как специфическую область, в первую очередь, внеурочной деятельности.

М.А. Мухина советует активно применять образовательные игры для стимуляции воображения и нестандартного мышления. Это могут быть ролевые игры, которые позволяют детям «перевоплотиться» в ученых или изобретателей, настольные игры для развития логики и стратегического мышления, а также квесты, требующие творческого подхода к решению задач. Важно, чтобы игровые процессы были не только увлекательными, но и образовательными, связаны с актуальными познавательными задачами. Рекомендуется обучать детей критическому анализу информации, формулированию вопросов и проверке гипотез. Например, можно создать «детективное агентство», где ученики расследуют научные «загадки», собирая и анализируя данные. Это позволит развить их аналитические способности и одновременно стимулировать творческий подход к решению проблем.

Для содействия творческой активности целесообразно создать пространство, где дети смогут фиксировать свои идеи, вопросы и гипотезы — это может быть доска для записей или цифровая платформа. Регулярное обращение к такому «хранилищу идей» будет способствовать обсуждению и планированию новых исследований, поддерживая атмосферу креативности и длительный интерес к познанию.

Развитие творческих способностей у младших школьников является важным аспектом их образовательного и личностного роста, поскольку в этом возрасте дети активно стремятся исследовать и развивать свои уникальные таланты. Ключевым элементом этого процесса является предметная чувственная деятельность, которая позволяет учащимся через такие формы самовыражения, как рисование, выделять основные свойства объектов и природных явлений. Дети получают возможность не только установить связь между отдельными явлениями, но и выразить свои наблюдения в образной форме, что способствует формированию их творческой индивидуальности.

Познавательно-исследовательская деятельность – метод, который освобождает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной стабильности и уверенности в собственных силах.

Успешное развитие творческих способностей требует значительных временных затрат и усилий как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Родители и учителя занимают важное место в формировании условий, способствующих творческому самовыражению детей.

 

 

Goryainova L.S.

student of the Faculty of Psychology and Pedagogy

Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia)

 

Academic Supervisor:

Moskvitina N.Y.

Associate Professor of the Department of Primary Education

Stavropol State Pedagogical Institute

(Stavropol, Russia)

 

Cognitive and research activities of children of primary school age as a means of developing creative abilities.

 

Abstract:

The article provides a step-by-step development of creative abilities in children of primary school age through cognitive research activities. It is emphasized that the approach to the formation of such critical thinking, creativity and independent problem-solving skills in children is especially relevant in the rapidly changing modern world. About the methods and technologies used in the educational process to stimulate interest in learning and activate cognitive activity. The main attention is paid to project activities, experiments and games that allow children not only to learn new knowledge, but also to apply it in practice. The results of research projects in the educational process, as well as their impact on the motivation and personal development of students are analyzed. In particular, joint work on projects contributes to the development of communication skills, teamwork skills and responsibility for overall results. The article also pays attention to compliance with these methods required by the Federal State Educational Standards (FSES), which emphasizes the need to form universal educational activities in students. Particular attention is paid to the video of the teacher as a facilitator who guides and supports children in their research activities, creates conditions for independent search and discovery. The findings of the study include the productivity of cognitive research activities in the primary education system as a means of effectively developing children's creative abilities. The results of research in this area are also discussed, including the possibility of using new technologies and allocating resources to expand the horizons of knowledge and introduce children to active learning. Thus, the article is aimed at a wider introduction of innovative approaches in the educational process in order to develop in children the skills necessary for successful progress in modern society.

Key words: creativity, primary school age, cognitive research activities, critical thinking, creativity, project activities, experiment, game form of learning, motivation, personal development, universal mechanical actions, Federal Standard Educational Standards (FSES), the role of the teacher, innovative approaches, active learning.

 

The concept of creativity is one of the main ones in the field of art and creativity. It reflects the unique characteristics and nature of creative individuals, allowing them to create works of art that evoke our admiration and delight. Although there are many forms of creative activity in our world - painting, literature, music, dance and much more - they are all based on the general principles underlying creativity. The development of creative abilities is one of the main tasks of modern education. Educational activity plays a key role in the formation of creative thinking, imagination and self-expression of students. Analysis of educational practice allows us to identify several main mechanisms of the influence of educational activity on the development of students' creative potential. Firstly, the educational process creates conditions for the formation of creative thinking, providing students with a variety of problem situations that require non-standard solutions. This contributes to the development of flexibility of thinking and the ability to generate alternative ideas. Secondly, educational activity stimulates the development of imagination, involving students in various types of creative activity, such as modeling, designing and artistic creativity. This helps schoolchildren develop skills in visualizing abstract concepts and creating new images.

Thirdly, educational activities open up broad opportunities for students to express themselves through participation in various subject areas and extracurricular activities. Successful experience of creative activities within the educational process contributes to the formation of positive self-esteem and motivation for further self-development. Instead of the term "creative abilities", the term "creativity" is often used. In his work, A.A. Ottochka points out that the latter concept has received wide recognition in Russian psychology, practically displacing the earlier term "creative abilities". Although at first glance these terms may seem similar, it is advisable to consider creativity as the ability to create, and not as a separate ability or a combination of them. It should be emphasized that these concepts, despite their similarity, are not absolutely identical.

A.N. Leontiev describes creativity as a personality trait that manifests itself in the ability to set tasks in non-standard situations, while taking into account the individual position in the process of solving these tasks. She also emphasizes that creativity affects a person's creative productivity in various fields of activity. Creative abilities are a unique talent that distinguishes the brightest and most outstanding individuals. They allow us to perceive the world not only with our eyes, but also with our hearts, bringing joy and inspiration to everyone who comes into contact with their creations. Creative abilities encourage us to create art, help expand our horizons and leave a mark on this world. Cognitive research activities of primary school children are a powerful means of developing creative abilities, providing the child with a wide range of opportunities for self-expression and original thinking. This type of activity not only satisfies children's natural desire for knowledge, but also creates favorable conditions for revealing their creative potential. The very essence of research activities involves a creative approach. As Kivva N.Yu. notes, creativity is a prerequisite for existence.

In the context of cognitive-research activity, this implies that the child is constantly faced with the need to look for new ways to solve problems, formulate hypotheses and conduct experiments. It is impossible not to emphasize the importance of research activity in the formation of such an important element of creative abilities as flexibility of thinking. M.V. Sorokina emphasizes the need to be able to "think laterally", that is, to discover non-obvious relationships between phenomena. Research activity, which includes the analysis of various aspects of the problem, contributes to the development of this skill. Emotional interest in the process of cognition is a strong incentive for creative activity. The pleasure of discovery and enjoyment of the research process form a positive emotional background that contributes to creative self-expression. The possibilities of cognitive-research activity in the development of creative abilities of primary school children are truly great. To achieve this goal, you can use various approaches, such as tasks for problem thinking, practical experiments and project work. star_border

In order to teach children creativity, it is important to comply with a number of conditions: the availability of materials for creative activity and appropriate conditions for working with them; creating a sense of security and protection in the child so that he or she does not encounter negative assessments from adults; the formation of psychological conditions, such as freedom and support from adults in the child's creative endeavors. However, the development of personality is also influenced by various spontaneous and uncontrolled processes occurring in life. The cognitive and research activity of primary school children is a complex and multifaceted process aimed at actively studying the world around them, developing critical thinking and creative abilities. This is not just a teaching method, but the most important tool for shaping the child's personality, his or her cognitive interests and skills. Understanding the essence and structure of this activity is of great importance for developing effective educational strategies and creating optimal conditions for the development of each child. The concept of cognitive and research activity of primary school children is not fixed. It continues to develop along with the progress of pedagogical science and practice. S.L. Rubinstein emphasizes the importance of creating a classroom environment that encourages curiosity and experimentation.

Teachers are advised to create "discovery corners" where children can freely explore various materials and phenomena. It is noteworthy that even ordinary objects such as magnets, magnifying glasses or kaleidoscopes can serve as excellent incentives for the development of creative thinking. When working with primary school students, it is important to focus on organizing independent project activities aimed at developing their own creative and research projects. Organization of educational research with younger students should be considered a specific area, first of all, of extracurricular activities. M.A. Mukhina advises actively using educational games to stimulate imagination and unconventional thinking. These can be role-playing games that allow children to "reincarnate" as scientists or inventors, board games for developing logic and strategic thinking, as well as quests that require a creative approach to solving problems. It is important that game processes are not only exciting, but also educational, connected with relevant cognitive tasks. It is recommended to teach children critical analysis of information, formulation of questions and testing of hypotheses.

For example, you could create a “detective agency” where students investigate scientific “mysteries” by collecting and analyzing data. This will develop their analytical skills while stimulating creative problem solving. To promote creativity, it is a good idea to create a space where children can record their ideas, questions, and hypotheses – this could be a whiteboard or a digital platform. Regularly accessing this “idea repository” will encourage discussion and planning of new research, maintaining an atmosphere of creativity and long-term interest in learning. Developing creativity in primary school children is an important aspect of their educational and personal growth, since at this age children actively seek to explore and develop their unique talents. A key element of this process is sensory activity, which allows students to highlight the main properties of objects and natural phenomena through forms of self-expression such as drawing. Children are given the opportunity not only to establish connections between individual phenomena, but also to express their observations in a figurative form, which contributes to the formation of their creative individuality. Cognitive research activity is a method that liberates a child, increases the level of his cognitive activity, learning motivation, promotes emotional stability and self-confidence. Successful development of creative abilities requires significant time and effort from both children and adults. Parents and teachers play an important role in creating conditions that promote children's creative self-expression.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×