Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками «Волшебница вода» | Безматерных Ольга Сергеевна. Работа №317422
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды- показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким свойством, как растворимость, уточнить, почему одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
2.Развивать интерес к экспериментированию, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.
З. Упражнять детей выполнять задание на листе бумаги, фиксируя в ней результаты своих исследований.
Предварительная работа: Опыты с водой (цвет воды, тонет не тонет), игры с водой и песком, составление алгоритмов.
Материал: Вода, емкости для воды, вещества: сахарный песок, соль, песок, камни, мука, монетка и т.п.
Проблема: Почему одни вещества растворяются в воде, а другие нет?
Ход занятия:
1 ЧАСТЬ: Воспитатель и дети входят в группу. Замечают Капельку, которая сидит на кувшине воды.
Вос-ль: Ребята, посмотрите к нам в гости пришла наша знакомая Капелька воды. Откуда ты появилась?
Кап-ка: Да, вот наливали воду из кувшина и капнули на стол, вот я и здесь. Пока Вас ждала, рассыпала свои портреты, и теперь не знаю, как быть?
Вос-ль: А мы знаем, как тебе помочь, у нас есть загадки про тебя.
Кто отгадает загадку, тот и найдет твой портрет.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и находят портрет Капельки.
Вос-ль: Скажите, ребята, -дождь, снег, радуга, иней, роса - это что?
Дети: Вода.
Кап-ка: Спасибо, что помогли мне.
Вос-ль: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо — плохо».
Когда и почему мы говорим, что вода — это хорошо или вода — это плохо?
(на столе лежат картинки, где изображены: дождь, снег, лед, вода) Каждый должен взять по одной картинке и объяснить, что там нарисовано (хорошо или плохо). Ответы детей.
Физминутка
Лейся, лейся, дождик.
Мы с тобою дружим. Хорошо шагаем.
Мы с тобой по лужам.
А теперь насос включаем,
Воду из речки качаем. Влево - раз, вправо - два. Потекла ручьем вода.
2 ЧАСТЬ: Капелька хвастается -Я самая сильная на свете, я все могу. Вчера я упала на кусочек сахара, и он исчез. Я могу сделать так, что все вещества исчезнут.
Вос-ль: Капелька, не хвастай, давай лучше проверим вместе, так ли это, что все вещества исчезнут в воде?
Дети выполняют исследовательское задание: добавляют в воду поочередно
разные вещества (сахарный песок, соль, камни, песок), и наблюдают, что с
ними происходит.
Вос-ль: Обращает внимание на то, что соль и сахар, впитывает в себя воду
(вода растворяет их изнутри), другие вещества, камень, песок не пропускают в себя воду и поэтому не растворяются.
Воспитатель предлагает детям выполнить это же задание на листе бумаги.
Задание: рассмотреть картинки. Какие вещества растворяет вода, а какие нет? (соедини линиями капельки воды и вещества, которые она растворяет)
З ЧАСТЬ: Воспитатель уточняет результаты опытов: «Ребята, что же Капелька растворила, а что не растворила? Почему же одни вещества (соль, сахар) вода растворила, а другие (песок, камни) нет?»
Дети высказываются и делают вывод: вода растворила сахар и соль потому, что в них много маленьких отверстий, через которые вода проникает внутрь.
Вос-ль: Итак, сегодня, мы с вами познакомились с одним из свойств воды -
- растворимостью.
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Давайте попрощаемся с Капелькой. Приходи к нам еще в гости, мы будем рады. До свидание. Воспитатель предлагает детям провести подобные опыты дома и установить, есть ли еще кроме сахара и соли вещества, способные раствориться в воде.
Познавательно-исследовательская деятельность
со старшими дошкольниками
«Волшебница вода»
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды- показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким свойством, как растворимость, уточнить, почему одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
2.Развивать интерес к экспериментированию, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.
З. Упражнять детей выполнять задание на листе бумаги, фиксируя в ней результаты своих исследований.
Предварительная работа: Опыты с водой (цвет воды, тонет не тонет), игры с водой и песком, составление алгоритмов.
Материал: Вода, емкости для воды, вещества: сахарный песок, соль, песок, камни, мука, монетка и т.п.
Проблема: Почему одни вещества растворяются в воде, а другие нет?
Ход занятия:
1 ЧАСТЬ: Воспитатель и дети входят в группу. Замечают Капельку, которая сидит на кувшине воды.
Вос-ль: Ребята, посмотрите к нам в гости пришла наша знакомая Капелька воды. Откуда ты появилась?
Кап-ка: Да, вот наливали воду из кувшина и капнули на стол, вот я и здесь. Пока Вас ждала, рассыпала свои портреты, и теперь не знаю, как быть?
Вос-ль: А мы знаем, как тебе помочь, у нас есть загадки про тебя.
Кто отгадает загадку, тот и найдет твой портрет.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и находят портрет Капельки.
Вос-ль: Скажите, ребята, -дождь, снег, радуга, иней, роса - это что?
Дети: Вода.
Кап-ка: Спасибо, что помогли мне.
Вос-ль: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо — плохо».
Когда и почему мы говорим, что вода — это хорошо или вода — это плохо?
(на столе лежат картинки, где изображены: дождь, снег, лед, вода) Каждый должен взять по одной картинке и объяснить, что там нарисовано (хорошо или плохо). Ответы детей.
Физминутка
Лейся, лейся, дождик.
Мы с тобою дружим. Хорошо шагаем.
Мы с тобой по лужам.
А теперь насос включаем,
Воду из речки качаем. Влево - раз, вправо - два. Потекла ручьем вода.
2 ЧАСТЬ: Капелька хвастается -Я самая сильная на свете, я все могу. Вчера я упала на кусочек сахара, и он исчез. Я могу сделать так, что все вещества исчезнут.
Вос-ль: Капелька, не хвастай, давай лучше проверим вместе, так ли это, что все вещества исчезнут в воде?
Дети выполняют исследовательское задание: добавляют в воду поочередно
разные вещества (сахарный песок, соль, камни, песок), и наблюдают, что с
ними происходит.
Вос-ль: Обращает внимание на то, что соль и сахар, впитывает в себя воду
(вода растворяет их изнутри), другие вещества, камень, песок не пропускают в себя воду и поэтому не растворяются.
Воспитатель предлагает детям выполнить это же задание на листе бумаги.
Задание: рассмотреть картинки. Какие вещества растворяет вода, а какие нет? (соедини линиями капельки воды и вещества, которые она растворяет)
З ЧАСТЬ: Воспитатель уточняет результаты опытов: «Ребята, что же Капелька растворила, а что не растворила? Почему же одни вещества (соль, сахар) вода растворила, а другие (песок, камни) нет?»
Дети высказываются и делают вывод: вода растворила сахар и соль потому, что в них много маленьких отверстий, через которые вода проникает внутрь.
Вос-ль: Итак, сегодня, мы с вами познакомились с одним из свойств воды -
- растворимостью.
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Давайте попрощаемся с Капелькой. Приходи к нам еще в гости, мы будем рады. До свидание. Воспитатель предлагает детям провести подобные опыты дома и установить, есть ли еще кроме сахара и соли вещества, способные раствориться в воде.