Познавательно - речевое развитие дошкольников ☼
Автор: Муравьева Екатерина Валериевна
«Советы, упражнения, рекомендации»
Уважаемые родители! Наша встреча сегодня посвящена теме: «Познавательно-речевого развития дошкольников».
К школе ребенок уже должен хорошо владеть речью, легко отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы, иметь хорошую дикцию.
Важно, чтобы вы, родители, не забывали, что ребенок учится говорить в первую очередь у вас, следили за своей речью, за ее правильностью и как можно чаще общались с малышом.
Если вам кажется, что у ребенка возникают проблемы с развитием речи, обратитесь к специалистам (невропатологу, психиатру, логопеду, психологу).
Возможные проблемы развития речи дошкольника:
— Плохая дикция
— Недостаточный словарный запас
— Ребенок говорит односложными предложениями
— Употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений, сленга
— Проблемы с диалоговой речью: неумение сформулировать вопрос, дать четкий ответ
— Затруднения при пересказе текста, попытке сделать небольшой рассказ на предложенную тему
— Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
— Неумение читать и говорить с выражением: использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Предлагаем вам следующие упражнения для развития речи:
1.Рассказ по картине. Ребенку показывается картинка, он четко должен назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеет задать вопросов, тем лучше. Начиная с трех лет ребенок, должен постепенно усваивать сложные союзы, наречия и вопросительные слова ("если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п. ).
2. Разучивание стихов способствуют развитию интонационной выразительности. Вначале текст неколько раз читает взрослый, стараясь как можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение понравилось ребенку и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее, медленнее.
3. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, что ваше произношение было четким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребенка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.
4. Поговорки и скороговрки способствуют улучшению дикции и развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение скороговорок пойдет только на пользу.
5. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребенку загадки, объясняя, что, например, «тысяча одежек» — это капустные листы. Если ребенок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки — загадывание литературных персонажей: описываете героя сказки, раскладываете книжки и малыш выбирает нужную.
Также предлагаем вам воспользоваться следующими рекомендациями для познавательно - речевого развития дошкольников:
-Предоставляйте ребенку возможность пользоваться каждым из пяти чувств: видеть, слышать, ощущать, определять на вкус, осязать окружающий мир. Внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
-Комментируйте словами все свои действия и действия ребенка. Обсуждайте все, что происходит вокруг.
-Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы, именно они формируют познавательный интерес ребенка.
-Поддерживайте любопытство и детское воображение.
-Поощряйте общение и игры с другими детьми.
-Привлекайте ребенка к прослушиванию аудиокассет записью любимых песен, музыки, сказок.
-Предлагайте задания для развития мелкой моторики ребенка, стимулирующей речевое развитие.
- И помните, что главными условиями успешной работы с ребенком являются наличие психологического комфорта и ощущение ребенком каждодневного успеха и победы над самим собой.