Познавательно-речевое развитие дошкольников | Болдырева Светлана Геннадьевна. Работа №350792
Аннотация. В статье рассмотрены особенности познавательно-речевого развития детей младшей дошкольной группы (3–4 года), а также подходы и методы, которые можно использовать для его активного стимулирования в условиях дошкольного учреждения. Раскрывается значение познавательно-речевой активности в раннем возрасте для формирования полноценной личности и успешного освоения школьной программы в будущем. Описаны игровые формы, элементы творческой и предметной деятельности, способствующие развитию речи и познавательных способностей детей.
Ключевые слова: познавательно-речевое развитие, дошкольники, младшая группа, речь, развитие детей, познавательная активность, игровой метод, воспитание.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Болдырева Светлана Геннадьевна, воспитатель
МДОАУ детский сад №59 комбинированного вида "Ручеёк" города Орска
Аннотация. В статье рассмотрены особенности познавательно-речевого развития детей младшей дошкольной группы (3–4 года), а также подходы и методы, которые можно использовать для его активного стимулирования в условиях дошкольного учреждения. Раскрывается значение познавательно-речевой активности в раннем возрасте для формирования полноценной личности и успешного освоения школьной программы в будущем. Описаны игровые формы, элементы творческой и предметной деятельности, способствующие развитию речи и познавательных способностей детей.
Ключевые слова: познавательно-речевое развитие, дошкольники, младшая группа, речь, развитие детей, познавательная активность, игровой метод, воспитание.
Познавательно-речевое развитие является важной частью общего воспитания дошкольников и играет ключевую роль в формировании их личности и готовности к дальнейшему обучению. Возраст 3–4 года является особо важным для развития речи и познавательных способностей, так как в этот период ребенок активно изучает окружающий мир, познает новые слова, формирует представления об окружающей среде. В данной статье рассматриваются задачи воспитателя по поддержке и направлению познавательно-речевого развития, эффективные методы и приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Особенности познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Дети младшей дошкольной группы активно начинают пользоваться речью для общения, а также познания и объяснения окружающего мира. В этом возрасте им свойственно любопытство, желание задавать вопросы и учиться новым словам и фразам. Основные задачи воспитателя на данном этапе — это создание условий, которые позволят детям не только запоминать и воспроизводить слова, но и осмысливать их, связывать с конкретными объектами и явлениями.
Познавательно-речевое развитие ребенка в этом возрасте включает:
Формирование активного словаря — дети осваивают базовые слова, обозначающие предметы, действия, признаки, начинают использовать местоимения, глаголы, а также соединительные слова.
Понимание и осознание речи взрослых — ребенок не только слушает, но и начинает понимать смысл рассказов, песен, стихов, простых сюжетных историй.
Эмоциональная выразительность речи — к 4 годам дети начинают активно использовать интонацию и мимику, что помогает им выразительно передавать эмоции и чувства.
Роль воспитателя в познавательно-речевом развитии
Воспитатель младшей группы оказывает значительное влияние на развитие речи и познавательных навыков детей. Его основная задача — создавать благоприятную речевую среду, в которой дети смогут изучать новые слова, фразы и понятия через увлекательные занятия, игры и диалоги. Эффективные приемы, которые может использовать воспитатель, включают:
Чтение и рассказывание сказок, коротких рассказов и стихотворений;
Словесные игры — такие как «Назови и покажи», «Что пропало?», «Кто больше запомнит?»;
Беседы на темы, интересные детям — это может быть разговор о природе, животных, игрушках, где детям предлагают задавать вопросы и обсуждать увиденное.
Игровые методы для развития познавательной активности и речи
Игровая деятельность является естественной для детей младшего дошкольного возраста. Через игру дети знакомятся с окружающим миром, усваивают новые слова, формируют навыки общения. Рассмотрим наиболее эффективные игровые методы для познавательно-речевого развития:
Игры на расширение словарного запаса
«Что у нас в корзинке?» — игра, в которой воспитатель предлагает детям достать предмет из корзинки, назвать его и описать его цвет, форму и свойства.
«Угадай, кто это?» — воспитатель описывает животное или предмет, а дети должны угадать, кто это или что это.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетные игры помогают детям осваивать новые социальные роли и термины. Например, в игре «Магазин» дети учатся называть продукты, описывать покупки и вежливо общаться с «покупателями» и «продавцами».
Театрализованные игры
Чтение коротких сказок с последующим разыгрыванием ролей помогает детям запоминать последовательность событий, учиться эмоционально выражать свои чувства, а также проговаривать вслух свою роль.
Использование творческой деятельности
Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация) способствует развитию мелкой моторики, что тесно связано с речевым развитием. Дети в этом возрасте развивают свое мышление, фантазию и навыки речевого общения в процессе творческой деятельности:
Рисование по теме — воспитатель может предложить детям нарисовать объект или сюжет (например, «Мой любимый животный», «Осенний лес») и описать рисунок.
Создание аппликаций с обсуждением — дети создают композицию и рассказывают о ней, используя слова, которые обозначают цвет, форму, расположение элементов.
Организация предметно-пространственной среды
Организация пространства группы является важным элементом, способствующим познавательно-речевому развитию. В группе должны быть:
Книжный уголок — где дети могут выбирать книги для самостоятельного рассматривания и чтения с воспитателем;
Уголок природы — с растениями, природными материалами, которые дети могут изучать и обсуждать;
Игровые зоны, которые стимулируют активное общение детей (например, кухня, магазин, больница).
Познавательно-речевое развитие дошкольников младшего возраста требует комплексного подхода, основанного на учете возрастных особенностей детей и их интересов. Воспитатель играет ключевую роль, создавая условия для формирования словарного запаса, навыков общения и интереса к познанию окружающего мира. В процессе систематических игровых и творческих занятий дети осваивают основные речевые навыки, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения и развития.
Список литературы
Бутенко И. Н.,
Долгодуш
Ю. В., Коробова Л. А.,
Подпорина
Н. Е. Интеллектуальное развитие дошкольников // Инновационная наука. 2023. №11-2.
Насибуллина
М. К. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №.
Трегубова Лидия Семеновна Подготовка педагога к реализации принципа преемственности в работе по развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №193.