Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста | Пипинеева Инна Алексеевна. Работа №265069
Автор: Пипинеева Инна Алексеевна
Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как
общем
доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:
создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.
Ребёнок 3–4 лет познаёт мир посредством приклекательных, эмоционально окрашенных предметов
В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:
обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
формировать и расширять представления о себе, своей семье,
гендерной
принадлежности;
поддерживать свободный разговор ребёнка
со
взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.
В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Актуальны следующие задачи:
расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;
освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
вовлечение ребят в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.
В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников:
приумножать знания детей об окружающей среде;
обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.