Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС | Ерохина Алла Юрьевна. Работа №338196. Номер работы: №338196
Аннотация: Статья посвящена особенностям познавательного развития дошкольников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию познавательных способностей детей. Особое внимание уделяется необходимости адаптации методов и приемов к интересам и возрасту детей для обеспечения их успешного участия в познавательной деятельности.
Ключевые слова: познавательное развитие, дошкольники, Федеральный государственный образовательный стандарт, экспериментирование, проектная деятельность, игровая деятельность.
Ерохина Алла Юрьевна, воспитатель,
МОУ Гимназия №16 "Интерес" МО г. Люберцы.
Аннотация: Статья посвящена особенностям познавательного развития дошкольников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию познавательных способностей детей. Особое внимание уделяется необходимости адаптации методов и приемов к интересам и возрасту детей для обеспечения их успешного участия в познавательной деятельности.
Ключевые слова: познавательное развитие, дошкольники, Федеральный государственный образовательный стандарт, экспериментирование, проектная деятельность, игровая деятельность.
Стремительное развитие современного общества требует от детей не только усвоения определенных знаний, но и развития умений и навыков поиска и обработки информации. В этом контексте, развитие познавательно-поисковой активности и познавательной мотивации становится основой целостного познавательного развития ребенка.
Отмечается, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на адаптацию содержания образовательных областей к различным видам деятельности, с особым вниманием к познавательно-исследовательской работе. Среди рекомендуемых видов деятельности, способствующих развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста, выделяются:
- формирование навыков решения познавательных задач;
- использование методов экспериментирования в учебной деятельности;
- применение проектирования.
Один из наиболее эффективных методов развития познавательных способностей детей дошкольного возраста - это экспериментирование. Это активная деятельность, направленная на изучение свойств предметов, материалов, а также взаимосвязей и зависимостей явлений.
В процессе экспериментов ребенок играет роль исследователя, который самостоятельно изучает мир вокруг себя, используя различные методы. Этот опыт помогает ему стать более осознанным субъектом познания и деятельности. Взаимодействуя с дошкольниками, активно используются познавательные задачи, которые способствуют развитию поисковых навыков, знаний и стимулируют активное использование связей, отношений и аргументации в процессе обучения. Эта система задач сопровождает учебный процесс, включая последовательные и постепенно усложняющиеся виды деятельности.
После того, как дети приступают к решению познавательной задачи вместе с воспитателем, проводится анализ, в ходе которого выявляется как известная, так и новая информация. В процессе анализа дети формулируют предположения о том, как происходит наблюдаемое явление в природе и какие могут быть его причины. Их предположения могут быть как верными, так и неверными, иногда даже противоречивыми. Воспитатель обязан внимательно выслушать и учесть все их предложения, обращая внимание на противоречия. В случае, если дети не высказывают собственных идей, воспитатель может активно инициировать этот процесс.
Среди эффективных методов познавательного развития дошкольников особенно важное значение имеет проектная деятельность. Она способствует развитию интереса к учению у детей, умению самостоятельно формировать знания и ориентироваться в информационном мире, а также развитию критического мышления. Согласно ФГОС ДО развитие познавательных интересов и действий у ребенка в различных областях деятельности является одним из важных принципов дошкольного образования.
Один из ключевых методов – это игровая деятельность, которая позволяет развивать у детей критическое мышление, логику, воображение и концентрацию внимания. Игры с использованием конструкторов, головоломки, логические задачи, рассказывание историй с просьбой пронаблюдать и запомнить детали – все это способствует развитию познавательных способностей.
Также важным приемом развития познавательных способностей является обучение визуальному искусству и рисованию. Различные задания на распознавание цветов, форм и текстур помогают развивать наблюдательность и воображение, а также формируют представление о мире и его разнообразии.
Однако важно помнить, что все эти методы и приемы развития познавательных способностей должны быть адаптированы к интересам и возрасту детей. Ребенок должен получать удовольствие от участия в познавательной деятельности и ощущать себя успешным.
Интегрированный подход к развитию познавательных навыков является одним из важных аспектов реализации ФГОС ДО. Он опирается на принципы комплексного развития ребенка и обеспечивает гармоничное развитие его когнитивных способностей.
Опыт применения интегрированного подхода показывает, что он эффективно способствует развитию всех сфер познания у дошкольников. В рамках данного подхода ребенок получает возможность учиться через игру, экспериментирование, исследование и творчество. Благодаря взаимодействию разных областей знания, ребенок вырабатывает умения систематизировать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы и применять полученные знания и навыки на практике.
Интегрированный подход к развитию познавательных навыков предоставляет детям возможность изучения различных предметов и явлений во взаимосвязи друг с другом. Например, при изучении темы "Птицы" ребенок не только узнает о разных видах птиц, их особенностях и местах обитания, но и изучает их повадки и голоса, изучает основы природоведения и географии, а также развивает мелкую моторику через изготовление птичек из пластилина или лепку из глины.
Перспективы развития интегрированного подхода включают расширение возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в обучении дошкольников. Использование мультимедийных ресурсов позволяет создавать интерактивные уроки, включающие в себя элементы игры и визуализации, что способствует более глубокому и увлекательному усвоению учебного материала.
Важным аспектом интегрированного подхода является также включение родителей в образовательный процесс. Совместное участие детей и взрослых в различных познавательных активностях позволяет создать благоприятную образовательную среду, где ребенок развивается, получая поддержку и мотивацию от близких.
Список литературы
Батурина Л. А. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (23). — С. 113–116.
Беляева О. А. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2017. — Т. 10. — С. 113–116.