Познавательное развитие "Насекомые" | Буданцева Карина Сергеевна. Работа №338102
Цель: Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых
Задачи:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Развивать общую моторику, координацию.
Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Развивать зрительную и слуховую память.
Развивать образность речи.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Формировать желание активно работать на занятии.
Прививать бережное отношение к природе.
Тема: «Насекомые»
Цель: Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых
Задачи:
Познавательное развитие
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Развивать общую моторику, координацию.
Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Речевое развитие
Развивать зрительную и слуховую память.
Развивать образность речи.
Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Формировать желание активно работать на занятии.
Прививать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
чтение литературы по теме, рассматривание иллюстраций, рисование насекомых.
Оборудование: Плакаты с изображением насекомых, звуковое сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку …. он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо. Присаживайтесь на свои стульчики.
Воспитатель: Дети! В гости к нам прилетела бабочка, посмотрите у нее письмо.
«Дорогие ребята, мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Подпись «Насекомые».
Воспитатель: Дети, что же нам нужно сделать?
Ответы детей (спасти насекомых, выручить из беды).
Воспитатель: Ну, что ребята, мы будем спасать насекомых из беды?
2. Познавательная деятельность.
Воспитатель: Тогда нам нужно отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут, и насекомые выйдут на свободу.
Загадки
1.Прыгает пружинка, зелёная спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
3. Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее….(стрекоза)
4. Он работник настоящий ,очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом
Без работы хоть убей, жить не может (муравей)
Не жужжу, когда сижу, не жужжу ,когда хожу
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь на жужжусь (жук)
Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки (божья коровка)
Целый день она летает, всем надоедает
Ночь настаёт, тогда перестаёт(муха)
Те,с кем рядом я жужжала, помнят у меня есть жало
И на брюшке полоса, потому, что я (оса)
(выставляю на магнитной доске картинки насекомых)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вот сколько жителей полянки расколдовали. Ребята, так кого мы выручали из беды, назовите одним словом?
Дети: Насекомых
Воспитатель: Злой паук убежал, а бабочка рада, что вы такие добрые, спасли насекомых, а мы с бабочкой Лили продолжим путешествие в страну знаний.
Физкульминутка Гусеница
Воспитатель: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся « кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму(ладошки поменять)
Но ,зима проходит мимо (взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня-сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (машут руками крыльев).
Воспитатель: Ребята, вам нравятся чудеса?
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать и расти, когда она вырастает превращается в куколку. Проходит время из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?(Ответы детей:Бегают,прыгают,летают,ползают.)
Воспитатель А знаете ли вы, что слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – это поперечные полоски на теле насекомых.
Ребята, а знаете, что насекомые бывают хищные, полезные и вредные.
Воспитатель : Как вы думаете, какие насекомые относятся к хищным? (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Воспитатель : Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
А вредные насекомые? (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
А какие же ребята полезные насекомые (бабочка, пчела, муравьи).
Муравьи очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать.
Игра «Посторой муравейник»
Воспитатель: А сейчас давайте превратимся в муравьев рзделимсяна две команды и построим муравейник. Молодцы отлично справились, Возвращаемся на свои места.
Воспитатель: Чем же питаются насекомые?
(Ответы детей : цветочным нектаром, листьями растений, )
Воспитатель: Чем они похожи? (Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
(Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Воспитатель: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(переносят разные болезни, мешают спать, кусают, поедают листву)
Воспитатель: Итак, давайте повторим на какие группы мы их можем разделить
(Ответы детей: Полезные, вредные,)
Воспитатель: Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса )
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем. (речевая разминка)
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу — жу –гу – жу
Я любого разбужу.
Воспитатель: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Почему они легко прячутся? Потому, что у них защитная окраска, как и места их обитания. Кузнечик зелёный (прячется в траве).
Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке (яркая, похоже на цветок). Зачем им такая окраска? (защищаться, прятаться от врагов).
Воспитател: Дети, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве .Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
(она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест.)
Воспитател: Почему нельзя трогать и обижать насекомых?(они живые)
Воспитател: Да насекомые живые. их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения ,погибнут птицы Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну а вы продолжите.
Жук большой ,а комар……..маленький
Бабочка летает ,а гусеница……ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике
У птиц две лапки ,а у насекомых……шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
Пчёлы из нектара делают…мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
Воспитател:Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу , чтобы ожила наша полянка предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Воспитател: Дети, бабочка Лили что-то хочет сказать: Спасибо Вам ребята, за то, что вы помогли расколдовать моих друзей насекомых. Вы добрые и заботливые ребята, только не забывайте, насекомых нельзя обижать, ими можно любоваться, наблюдать, как они трудятся! Оберегая их, мы оберегаем природу!
3.Итог: Воспитател:
Ребята, так о ком мы сегодня вели разговор?
Что нового вы узнали?
Вам понравилось в стране знаний?
А мне понравилось, вы были активны, внимательно слушали, старательно выполняли задание.