Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Познавательный проект "Покровская ярмарка" | Мой кабинет. Работа №352845

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Цель: воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей родине, своим русским истокам;

 Задачи: стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору, дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.

 

Предварительная работа: Разучивание песен, хороводов, танцев, стихов, загадок, поговорок.

 

Оборудование: оформление в виде русской избы (печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка, коромысло с ведерками), деревянные ложки, шумовые инструменты, гармошка, жалейка, балалайка, гребень, лавочка, отгадки к загадкам.

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Покровская ярмарка»

 

(для детей старшего дошкольного возраста)

 

 

Проект «Покровская ярмарка» - групповой

 

Проблема:

расширение знаний о национальных традициях и культуре своего народа.

Цель:

Воспитывать у детей желание познавать культуру Архангельской области

Задачи:

- Расширять представления детей о традициях и обычаях северного народа.

- Побуждать интересоваться предметами русского быта.

- Приобщать к культуре своего народа, через ознакомление с декоративно- прикладным искусством России.

- Прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями.

- Познакомить с историей возникновения народного праздника «Покровская

ярмарка»

- Предоставить возможность к самовыражению.

- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.

Активизировать словарь детей: рушник, рушник, обычай, промыслы, коромысло, молодчик, и другие.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель

Предполагаемые результаты:

- Формирование гуманного, эстетического, познавательного

отношений детей к родному краю.

- Развитие у детей интереса к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности.

- Развитие умений разбираться в особенностях декоративно-прикладных росписей.

- Обогащение музыкальных впечатлений через эмоциональный отклик

при исполнении русских народных песен, плясок.

Принципы реализации проекта:

- учёт специфики и контингента дошкольного учреждения

- учёт возрастных особенностей воспитанников

- интеграция образовательных областей

 

Деятельностно – процессуальный подход к реализации проекта

Деятельность педагога:

- создаёт условия для самостоятельной деятельности детей;

- организует совместную творческую деятельность детей, специалистов дошкольного учреждения;

- применяет различные приёмы формирования познавательной потребности детей;

- использует методы проблемного обучения;

- сопровождает деятельность детей;

- участвует в оценке результатов.

Деятельность воспитанников:

- сравнивают

- анализируют

- выбирают

- исследуют

- формируют

- создают

- выполняют требования и правила

- оформляют

- участвуют в оценке результатов проекта

1. Целеполагание

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

2. Разработка проекта

- донести до участников проекта важность данной темы;

- подбор художественной литературы, музыкального репертуара, иллюстративного материала по теме проекта «Покровская ярмарка»;

- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

- составление плана мероприятий по проекту.

3. Выполнение проекта

 

Виды совместной деятельности

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что и откуда?», «Одень куклу в национальный костюм», «Угадай, зачем это нужно», «Чья роспись?»,

«Национальные жилища», «Народы мира».

Разыгрывание театрализованных миниатюр детьми с воспитателем «Продаём свои товары на ярмарке», «Осенние посиделки».

 

Познавательная деятельность

Тематические вечера: «Традиции и обычаи русского народа», «У истоков родного Севера».

Беседы: «Как возникла Покровская ярмарка?», «Люби и знай свою область», «Народная игрушка».

Просмотрмультфильмов, видеофильмов:

- «Мороженные сказки», «Смех и горе на белом море» по сказкам С. Писахова,

- «Князь Владимир», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Алеша Попович и Тугарин- змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и др.

 

Речевое развитие

Совместное словотворчество детей и воспитателя на тему: «Как дружба в беде помогала» (придумывание рассказов, загадок, поговорок о дружбе).

Обогащение словаря: гостеприимство, хлебосольство, горница, коромысло, крестьяне и другие.

Чтение художественной литературы:

- загадки о народном быте,

- русская народная сказка «Царевна-лягушка»,

- С Писахов: Солдпт и царица», «Не любо не слушай» и.др

- А. Аксаков «Аленький цветочек»;

- русские былины: «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин-змей»;

- русские народные частушки.

 

Продуктивная деятельность

Рисование «Мезенская роспись», «Русская матрешка», , «Ярмарка».

Аппликация «Волшебные завитки», «Укрась сарафан», «Узорный платок».

Конструирование: изготовление кокошников.

Лепка: «Дымковская барыня», «Индюк», «Народные мастера» (лепка по замыслу), куличи для ярмарки.

 

4. Презентация проекта

 

Тематический праздник «Покровская ярмарка»

 

Выставка творческих работ детей

 

Тематический праздник: «Покровская ярмарка»

 

Репертуар и музыкальное сопровождение:

«Скоморохи», русская народная мелодия;

«

Купим

мы, бабушка...» муз. нар.

;

Игра

«Ты завейся, капуста»

песня «Ярмарка», музыка и слова Волокитиной;

Игра

«Сахаринка»

«Частушки», русская народная мелодия;

Игра

«Ниточка»

«Барыня», русская народная мелодия;

«Кадриль», русская народная мелодия.

 

Действующие лица:

Ведущий, цыганка – взрослые,

Скоморохи, торговцы, медведь – дети.

 

 

 

 

 

Цель: воспитывать и развивать в детях чувство патриотизма и уважения к своей родине, своим русским истокам;

 

Задачи: стимулировать интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков, к христианской религии, к народному фольклору, дать представление о той атмосфере, в которой жили и трудились предки.

 

Предварительная работа: Разучивание песен, хороводов, танцев, стихов, загадок, поговорок.

 

Оборудование: оформление в виде русской избы (печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка, коромысло с ведерками), деревянные ложки, шумовые инструменты, гармошка, жалейка, балалайка, гребень, лавочка, отгадки к загадкам.

 

 

Информационная справка.

14 октября отмечается Покров день. Этот праздник пришел на Русь из Византии еще в Х веке. Он знаменует собой окончательное наступление осеннего периода. В быту простой народ увязывает день Покрова со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Считалось, что на Покров осень встречается с зимой. Покров — это первое зазимье, возможное наступление холодов, заморозков, снегопада.

По народным приметам:

«Отлет журавлей до Покрова — на раннюю и холодную зиму»;

«На Покров ветер с востока — зима холодная, с юга — к теплой зиме, западный — к снежной»;

«Коли белка вылиняла до Покрова, осень будет хороша».

 

В народном представлении праздник является межевым столбом между осенью и зимою. «До Покрова — осень, за Покровом — зима идет!» — говорят на Руси: «Покров — первое зазимье; Покров землю покроет — где листом, а где и снежком». “Не покрыл Покров землю снегом, не покроет и рождество”)

Верующие люди в этот день молят о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании благодати. В прежние времена в этот день сжигали изношенные за лето лапти и соломенные постели.

 

Для селянина страда миновала. И, как водится, наступило время раскрепощения, отдыха. Покров — конец летним хороводам, начало зимним посиделкам. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы.

Скоро, девушки Покров,

Скоро нам гуляночка.

Скоро-скоро заиграет

Милого тальяночка.

«Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает? Батюшка-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!» Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее! По примете, если на Покров выпадал снег, это сулило много зимних свадеб. Если в день свадьбы на Покров выпадает снег — счастье молодым.

Хозяевам надо было проконопатить избы, заделать щели перед началом холодов, промазать рамы, привалить заваленки. Говорили по этому поводу: «Натопи хату без дров». Считали: «Чини избу до Покрова — не то, не будет тепла». По обычаю, в этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. Пекли блины, и это называлось «запекать углы».

 

На Покров скот переводили на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держали в доме.

 

От Покрова нанимались на работу. Срок устанавливали: от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения. После уборки хлеба у парней работы было мало, и они охотно уходили в отходники.

 

Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели. Считалось, что этим охраняют молодух от недоброго глаза.

Старухи сжигали в это же самое время изношенные за лето лапти, желая «прибавить себе ходу на зиму».

 

Ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось, по старинной примете, в предохранение от зимней простуды.

 

С 14 октября во многих местах начинались покровские ярмарки.

 

С Покрова, говорили в народе, перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. В этот день ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок. «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!»

 

 

Ход праздника

 

Под песню «Ярмарка»,дети в русских народных костюмах парами , тройками забегают в зал , танцуют и становятся в хоровод.

 

Ведущая: Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.

 

1 ребенок: Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!

2 ребенок: Батюшка Покров, накрой землю снежком, а меня молодку платком!

3 ребенок: Весело Покров проведешь, дружка верного найдешь.

Ведущая: Веселье – от всех бед спасенье. Не скучай народ – заводи хоровод.

 

Дети заводят хоровод и поют русскую народную песню

“Вдоль по улице молодчик идет”.

 

Ведущая: (садится на лавочку) а теперь сядем рядком, да поговорим ладком. А поговорим про русский праздник Осеннего покрова.

Пришел к нам октябрь-батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

Дети: Расскажи, Хозяюшка!

Ведущая: (Под звук музыкального сопровождения идет рассказ)

(садится на лавочку) а теперь сядем рядком, да поговорим ладком. А

поговорим про русский праздник Осеннего покрова.

Пришел к нам октябрь-батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

Дети: Знаем!

 

Ведущая: (Под звук музыкального сопровождения идет рассказ)

1.Ребенок: Существует такое поверье….Давным-давно это было. Жили да были ребятишки

2.Ребенок: ребята игрались, веселились , как мы!

3.Ребенок:был такой осенний, да теплый вечерочек.

4.Ребенок: И вдруг, пошел сильный снег, он покрыл всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме.

5. Ребенок: С тех пор этот день стал почитаем на Руси, и назвали этот день – Покров. 

Хозяйка:А теперь дружно скажем: “Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нем – добром!”. Осенью робята на вечеринки да на посиделки собиралися. Играми тешилися и шутками , частушками забавлялися

Частушки.

 

 

На Покров снежок ложится-
Не управка у крестьян.
Снег покроет все изъяны-
До весны гуляй Иван.

 

 

 

Настал батюшка-Покров,

Настала нам гуляночка. 
Скоро – скоро нам сыграет 
Звонкая тальяночка.

 

Разрешите поплясать, 

Разрешите топнуть, 

Неужели в этом доме 
Половицы лопнут?

 

Девочки, вы девочки, 

Где берете денежки? 
Летом ягодки сдаем, 
А зимою все прядем.

 

Полотенце вышивала 
Петухами, утками. 
Милого я поджидала 
Часом и минутками

 

 

Гармонисту – за игру, 

Ну, а мне – за пляску, 
Гармонисту – калачей, 
Мне – баранок связку!

 

Говорят, что я румянюсь, 

Говорят, что я белюсь,

Я при всех в реке умоюсь – 
А лицом не изменюсь

 

Я пойду с гармошечкой

Под Катино окошечко,

Поглядим, гармошечка,

Откроется ль окошечко!

 

У меня в кармане роза –

Роза рассыпучая,

У меня такой характер,

Как крапива жгучая!

 

Ой, топни, нога,

Не жалей сапога,

Батя новые сошьет

Или эти подошьет.

 

 

Как по осени ломала
Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку.

 

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

 

 

Дети: У хозяюшки у нашей посиделки (посиделки, беседа, вечорка). Что ты хозяюшка делать дашь?

Хозяйка: Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен.

Ты сиди, попрядывай, на дружка поглядывай.

А я встану с лавочки, возьму балалаечку.

А ты, брат Андрейка, сыграй нам на жалейке.

А ты, брат Ермошка, сыграй нам на гармошке.

Дети пляшут «Кадриль»

Хозяйка: Подброшу дрова в печку, чтобы стало тепло. В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова:

Батюшка-Покров, Натопи нашу хату без дров!

Дети: Есть на Руси – матушке такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет».

Хозяйка: Но вот, сразу все и согрелись. С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

2 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

3 ребенок: Есть терпенье – будет и уменье

4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!

6 ребенок: Есть терпенье- будет и уменье!

7 ребенок: Умелые руки не знают скуки!

8 ребенок: «Какова пряха, такова и рубаха.

Хозяйка: Не будем сиднем сидеть, будем ниточку мотать!

Игра «Ниточка»

 

Ребенок:

А у нас есть ложки хохломские –

Хохломские, расписные.

И похлебку хлебать,

Да и песню сыграть.

Детский оркестр с шумовыми инструментами

 

 

Хозяйка: В моём волшебном сундучке спрятались загадки. Но, здесь загадки не простые, здесь загадки – как живые. Отгадаете загадку, вмиг увидите отгадку (отгадку вынимает из сундучка и дарит угадавшим детям).

Одно бросил – целю горсть взял. (Зерно)

Красные сапожки в землю ушли. (Свекла)

Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)

Семьсот поросят, на колышке висят. (Связка луковиц)

Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

У закатанных девиц, волос ветер шевелит. (Кукуруза)

Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Морковь)

Хозяйка: А еще по осени урожай собирали, да капусту солили.

У нас так говорили:

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста!

Хозяйка: Славный урожай, нынче, качаны белые, да крепкие уродились.

Ребенок: Мы капустку засолили, всех на пляску пригласили!

Хозяйка: Выходи, честной народ, в наш веселый хоровод!

 

Хоровод: «Ты, капуста» Мезенский р-н Архангельской обл.

 

Хозяйка: А сейчас мы вас игрой расшевелим.

Дети(хором) Нет лучше игры, чем сахаринка!

Игра «Сахаринка»

Все встают в круг, один - в центре.

Его спрашивают:

«Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?»

Тот, кто в центре, отвечает:

«Сердце болит».

Круг участников снова задает вопрос:

«По ком сердце болит?».

Водящий отвечает:

«По Сахаринке».

Остальные игроки советуют:

«Ну так бери свою Сахаринку».

Все поют текст, двигаясь по кругу,а тот, кто в центре выбирает себе «Сахаринку»:

Все поют:

Сахаринка, сахаринка на полу

Я возьму и сахаринку подниму.

Сахар съела, песню спела –

Целовать дружка хотела.

Целовать дружка хотела – так целуй!

На последних словах водящий и выбранная «Сахаринка» встают лицом друг к другу.

Все считают хором:

«Раз, два, три!» (целуются 3 раза)

В центре остаётся «Сахаринка», теперь уже ей задают вопрос:

«Что ты, девица, не весела. Что головушку повесила?»

И игра продолжается дальше.(3 раза)

Хозяйка: А теперь все помолчим, да как в стародавние времена, стихи послушаем.
Стихи - дети:

1.Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,

2.С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

 

Осень, осень,

 

Погости недель восемь:

 

С громами сильными,

 

С дождями, с ливнями,

 

С обмолоченным снопом

 

И румяным пирогом!

Песня про Осень

Хозяйка: Не красна изба углами, а красна пирогами, (Хозяйка под русскую нар .музыку «Вологодские кружева»на подносе выносит пирог.)

 

Рот не разевай, налетай на каравай.

Дети: Будем всех приглашать, вкусным чаем угощать!

Праздник Покрова заканчивается чаепитием.

 

 

 

Литература:

Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А. А. Коринфский. — Смоленск. : Русич, 1995. — 656 с. — (Русичи).

Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост., вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой. — М. : Правда, 1991. — 496 с. : ил.

 

Ляховская Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы / Л. П. Ляховская. — М. : МСП, 1997. — 464 с.

 

Русский народный православный календарь : в 2 т. Т2. / авт.-сост. В. В. Усов, — М. : МСП, 1997. — 576 с. : ил.

Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. Т. 1. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1998. — 688 с.

 

Энциклопедия российских праздников / сост. : В. Воскобойников, Н. Голь. СПб. : Респекс, 1997. — 448 с.

 

 

д праздника:

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×