ППФП в специальности ж.д транспорта к работе в особо опасных условиях. | Ганин Александр Вадимович. Работа №326140
Статья посвящена исследованию потребности в профессионально-прикладной физической подготовке в работе на специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Размер развития позднекапиталистического социума характеризуется быстрым совершенствованием средств производства, ростом конкуренции на рынке и, следовательно, повышенными потребностями в высококачественных специалистах. Данный запрос направляет траекторию в развитии области профессионального образования, что должна учитывать сдвиги в экономическом базисе и социальной надстройке, основываясь на перспективных и долгосрочных прогнозах.
Профессионально-прикладная физическая подготовка специальности железнодорожного транспорта к работе в особо опасных условиях.
Ганин А.В. (обучающийся), Юдина Н.Н. (преподаватель)
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Колледж железнодорожного транспорта (КЖТ УрГУПС)
Iliaganin19@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена исследованию потребности в профессионально-прикладной физической подготовке в работе на специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».
Ключевые слова: Физическая культура, железная дорога, автоматика и телемеханика, транспорт, физическое развитие, сигнализация, централизация, блокировка.
Размер развития позднекапиталистического социума характеризуется быстрым совершенствованием средств производства, ростом конкуренции на рынке и, следовательно, повышенными потребностями в высококачественных специалистах. Данный запрос направляет траекторию в развитии области профессионального образования, что должна учитывать сдвиги в экономическом базисе и социальной надстройке, основываясь на перспективных и долгосрочных прогнозах.
Условия профессиональной деятельности электромонтажников сигнализации, централизации и блокировки требуют наличия многих характеристик: физических, психологических, личностных.
Профессиональная прикладная физическая подготовка – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки к определенной профессиональной деятельности. Её цель – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Научные данные свидетельствуют о том, что физические упражнения могут рассматриваться в качестве альтернативы трудовым нагрузкам. В ходе выполнения спортивных упражнений задействуются все физиологические системы организма, что дает гарант продуктивного труда, увеличивает резервную емкость организма, снижает стоимость адаптации к процессу продуктивной деятельности. [2]
Таким образом, студент: «Автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте» должен перманентно находиться в наилучшей физической форме, потому что данная специальность характеризуется наличием большого числа физических нагрузок, выполнением действий скоростного-силового характера, работой с приложением мышечных усилий и большими энергозатратами.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
- формы (виды) труда специалистов данного профиля;
- условия и характер труда;
- режим труда и отдыха.
Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
Автоматикой и телемеханикой называется отрасль техники, обеспечивающая контроль и управление производственными процессами. Главная часть комплекса устройств автоматики и телемеханики железных дорог – сигнализация, централизация и блокировка. Движение поездов по железным дорогам осуществляется в условиях непрерывно изменяющейся обстановки. В связи с этим требуется быстрая передача на расстояние различных приказов и извещений локомотивным бригадам и другим работникам, связанным с движением поездов, о разрешении или запрещении движения, об ограничении скоростей. С этой целью применяют железнодорожную сигнализацию.
Опасными условиями труда являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
В процессе работы на электромонтажника сигнализации, централизации и блокировки воздействуют следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
- движущийся подвижной состав и транспортные средства;
- падающие с высоты предметы и инструменты;
- повышенное значение напряжение электрической цепи;
- повышенные уровни шума;
- повышенная или пониженная температура, влажность, подвижность воздуха рабочей зоны.
- физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную
И др. [1]
Опасные ситуации могут возникнуть при устранении отказов в системе. В условиях нехватки времени и стрессового состояния при поиске и устранении отказа повышается вероятность ошибочных действий.
Как было указано выше, целю физической подготовки электромонтажника сигнализации, централизации и блокировки является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. То есть, приготовление к преодолению и (или) успешному перенесению физически и психологически опасных и вредных производственных факторов.
Данное направление физической культуры должно постоянно находиться в развитии, ведь условия работы на железнодорожном транспорте с каждым днем видоизменяется все сильнее и сильнее. Для этого необходимо непрерывно улучшать физическое воспитание в рамках профессиональной физической подготовки.
Сформированное на достаточном уровне физические качества приобретают в подготовке будущего работника железнодорожного транспорта. От специалиста в особо опасных условиях требуется быстрота и точность двигательных действий, работоспособность, сила, высокая концентрация внимания, быстрый поиск нестандартных решений. Это все зависит в первую очередь от физических качеств человека.
Для достижения необходимого уровня физического воспитания применяются такие средства как:
- физические упражнения;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Грамотное использование этих средств позволяет электромонтажнику сигнализации, централизации и блокировки не только держать нужный уровень физического развития, но и постепенно повышать его.
В качестве примера необходимости профессионально-прикладной физической подготовки для электромонтажника сигнализации, централизации и блокировки можно привести работы:
- копка траншеи для кабеля автоблокировки;
- растяжка кабеля автоблокировки;
- перенос и (или) погрузка устройств железнодорожной автоматики.
В первой работе задействованы мышцы пресса и плечевого пояса. В начале электромонтажник сигнализации, централизации и блокировки снимает верхний слой почвы с помощью лопаты, примерно 0,2 м. Далее используется лом для того, чтобы раскрошить почву и, в случае необходимости, убирать небольшие части горной породы. Средняя глубина траншеи – 0,8-0,9 м, ширина – 1,5-2 м. Таким образом, для данного типа работы необходима также выносливость, быстродействие.
Во второй работе включаются также несколько групп мышц: рук, плеч, пресса, спины, ягодиц. Кабель может растягивается вручную, если несть такая необходимость) на большие расстояния (как пример, 4 км). Кабельную катушку подвешивают на крюк ковша экскаватора или на
крюк манипулятора. Далее рывком кабелю нужно дать импульс, чтобы он начал «раскручиваться». Забросив кабель на плечо, осторожно шагая вдоль траншеи, электромонтажник должен тянуть кабель необходимое расстояние.
В третьей работе задействованы мышцы спины, ног, бицепсы, трицепсы, мышцы ягодиц и ядра тела. Профессия электромонтажника сигнализации, централизации и блокировки характеризуется большим количеством работ с необходимостью поднятия тяжестей. Это может быть как перенос стрелочного привода СП-6 в ремонтно-технологичесий участок, погрузка кабельной катушки в кузов автомобиля, спуск головки светофора с мачты.
Занятия физической культурой и спортом полезны и необходимы людям любого возраста. Профессиональная деятельность в области железнодорожного транспорта требует от специалиста общей силовой выносливости, статической выносливости мышц трудовой позы, силы базовых групп мышц, скорости простых и сложных двигательных реакций, пространственных, силовых и временных характеристик движений рук и ног, умения точно различать вестибулярную устойчивость, темперамент, уравновешенность и самостоятельность.
Список используемой литературы:
Клочкова
Е. А. «Охрана труда на железнодорожном транспорте», издательство «Маршрут»,
Учебно-методический кабинет МПС России, 107078, Москва,
Басманный
пер., д. 6
. 2019 г.
Марчук С. А. «Теория и методика
физической
кульутры
»,
УрГУПС
, 2019 г.