Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Практическая работа во внеурочной деятельности как инструмент формирования функциональной (естественно-научной) грамотности | Панкратова Мария Анатольевна. Работа №364182

Дата публикации:
Автор:
Описание:

МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад:

 

«Практическая работа во внеурочной деятельности как инструмент формирования функциональной (естественно-научной) грамотности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель начальных классов

                                                    Панкратова Мария Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления : 

 

Практическая работа во внеурочной деятельности как инструмент формирования функциональной (естественно-научной) грамотности

 

Слайд 1,2,3

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Слайд 4

Естественнонаучная грамотность отражает способность

человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Слайд 5

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:

u Технология проектной деятельности

u Информационно-коммуникативные технологии

u Технология оценивания учебных достижений

u Технология продуктивного чтения

u Технология проблемного обучения

 

Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:

 

u Групповая форма работы

u Игровая форма работы

u Творческие задания

u Тестовые задания

u Практическая работа

u Ролевые и деловые игры

u Исследовательская деятельность

 

Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов   обучения. 

Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», а также внеурочная деятельность и проектная деятельность.

1.     Урок.

2.     Внеурочная деятельность.

3.     Проектная и исследовательская деятельность

4.     Внеклассная работа, которая включает в себя:

-классные часы, кружки;

-акции, викторины;

-волонтёрская деятельность

-экскурсии.

 

Слайд 6

 

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Структурной единицей любого метода является методический приём.  Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.

Одни и те же приёмы входят в различные методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.

 

Рассмотрим некоторые из приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности.

 

 

 

Слайд 7

Приём “Лови ошибку”.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера.

 

Например,

- Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

 

- Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.(Пауки не являются насекомыми, т. к. у них 8 конечностей, они относятся к «паукообразным»

  Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

·         Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной В начальных классах лучше дать установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.

·         Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.

 

·         Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.

 

·         информации в задании.

                                            

 

 

 

Слайд 8

Приём « Слова - помощники»

   - Восстановление текста по опорным словам. Текст вы видите на экране.

Модель Земли называют .... А условное изображение по­верхности Земли на плоскости называют .... Существует мно­го видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)

Приём «Исследование в форме наблюдения» Проектная деятельность

позволяет провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту. Провести наблюдения за погодой в течение 7-15 дней –

утром и вечером. По данным своих наблюдений описать погоду. План описания погоды:

1.    За какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание.

2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха.

3. Осадки, вид осадков и время выпадения.

4. Облачность, распределение облачности по дням, ее изменения в течение суток.

5. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.

 

В основном мы выполняем проекты, представленные в учебнике окружаещего мира.

Проект «Моя малая родина», Исследование «Какие условия нужны для прорастания семян растений». Исследование свойств снега и льда.

Слайд 9

 

Инструментом для достижения качества в  развитии естественнонаучной грамотности обучающихся, будет:

поэтапное введение в практику учебной деятельности на уроках предмета «Окружающий мир» и во внеурочную деятельность включение

исследовательской деятельности, т.е.  приобретение знаний посредством самостоятельной практической деятельности, опытов, элементарных исследовательских действий.

  К сожалению, в современных УМК по окружающему миру количество заданий, формирующих естественно-научную грамотность, ограничено. Можно встретить только их элементы. Поэтому большие возможности для формирования положительной мотивации и творческой самостоятельности младших школьников в формировании естественнонаучной грамотности открывает внеурочные занятия по «Функциональной грамотности».

В 3 классе на занятиях мы изучали тему про «Хлеб и дрожжи»

На первом занятии мы с ребятами говорили о:

Истории возникновения хлебобулочных изделий.

Какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

На втором занятии

Строили гипотезы, отвечали на вопросы:

Как влияет температура на процесс брожения?

Как влияет сахар на процесс брожения?

         Ученику так понравилась эта тема, что он взял ее для дальнейшего изучения и проведения практической работы.

Хотим подробнее остановится на его работе «Дрожжи».

Просмотр видео

Наша задача, как педагогов, через построение внеурочного занятия найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной естественнонаучной грамотности.   

         Практическая работа позволяет формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета и добиваться высоких результатов при проведении олимпиад.

Прикрепленные файлы:
4a5c7c89c5d9d0a7d0691b3b26b9cf84.pptx
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз