Практические приёмы скорочтения в начальной школе | Курмышова Елизавета Алексеевна. Работа №317537
Функциональная грамотность» — это базовое образование личности, которая способна:
- успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
- решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
- строить социальные отношения.
- использовать рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
(9) Физиологами, психологами и педагогами доказано, что именно в начальной школе, в возрасте 6-10 лет наиболее активно и продуктивно у детей развивается логика, мышление, ассоциативная память, любознательность, нестандартное мышление и готовность учиться. За 4 года обучения в начальной школе словарный запас ребенка увеличивается примерно в 3-4 раза.
(10) Поэтому, необходимо в начальной школе начинать формировать функционально грамотного человека, который сможет комфортно жить в современном мире.
(11) Функциональная грамотность в начальной школе бывает:
· Читательская
· Математическая
· Финансовая
· Естественнонаучная
·
Мне хотелось бы остановиться на читательской грамотности и поговорить об этом поподробнее.
(12) Читательская грамотность:
способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
(13) Современные дети много читают учебники, сообщения от родителей и одноклассников, сообщения, обсуждения, отзывы на форумах и в соцсетях, описания (правила, советы и т.д.) к великому множеству компьютерных игр. Контент современного интернета, а значит всего этого чтива сегодня крайне примитивен. И, поэтому, понимание более длинных, более сложных (и тем более научно-популярных, художественных) текстов становится для детей проблемой. Идет деградация навыков работы с объемной информацией.
(14) Для профилактики данной проблемы, начиная с 1 класса, я использую следующие приёмы скорочтения:
1. Движущиеся буквы.
Данный приём я использую на уроках в качестве разминки для глаз. Улучшается концентрация внимания, совершенствуются зрительные навыки, пополнение словарного запаса.
2. Шторка.
Для устранения остановок, возвратных движений глаз и перечитывания используют упражнения с плотными шторками-закладками. Шторка скользит по странице с заданной скоростью сверху вниз, закрывая сверху уже прочитанный текст, и не дает возможность читателю вернуться назад. Скоро можно заметить, что в большинстве случаев малопонятные фразы не содержат новой информации, что смысл их полностью проясняется, когда страница дочитана до конца.
3. Суфлёр.
Данная техника позволяет медленно и вдумчиво прочесть слово и понять его смысл в предложении. Слова воспринимаются по написанию. Приём позволяет научиться не читать несколько раз слова и предложения, что непосредственно связано с процессом памяти. Обязательно после прочтения задаются вопросы ребёнку, чтобы определить осознанность прочитанного текста.
4. Титры.
Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи.
Это лишь малая часть тех упражнений, которые можно использовать абсолютно на всех уроках в начальной школе.
Эта та малая часть приёмов, что я использую в своей работе. Результаты по чтению в моём классе достаточно хорошие, хотя уровень класса разный. Есть и успешные дети, а есть и очень слабенькие. Также в моём классе обучаются ребята из приюта Возрождение. И даже эти мальчики и девочки, придя ко мне, научились бегло и осознанно читать.
С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.
Вот я придерживаюсь высказывания С.Я и развиваю талант читателя
Здравствуйте, уважаемые члены жюри!
Меня зовут Курмышова Елизавета Алексеевна. Я учитель начальных классов Средней общеобразовательной школы №100.
Стаж работы 6 лет.
За это время я успела поработать трижды в первом классе.
Сейчас работаю в 4. Для меня это мой первый полноценный выпуск.
Работая в первом классе, я осознала, как же трудно идет процесс обучению грамоте и чтению. Очень часто при поступлении ребенка в первый класс мы слышим: «Мой ребенок умеет читать». Но это всего лишь
тешение
самолюбия родителей. Потому что складывание букв в слова не имеет ничего общего с обучением смысловому чтению.
Методом проб и ошибок, я стала сама учиться учить детей осознанному чтению и у меня это получается.
Сегодня мы будем говорить с вами о Практических приёмах скорочтения в начальной школе, как основе формирования функциональной грамотности и гармоничного развития личности на уроках.
(8) «Функциональная грамотность» — это базовое образование личности, которая способна:
- успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
- решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
- строить социальные отношения.
- использовать рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Физиологами, психологами и педагогами доказано, что именно в начальной школе, в возрасте 6-10 лет наиболее активно и продуктивно у детей развивается логика, мышление, ассоциативная память
, любознательность, нестандартное мышление и готовность учиться
.
За 4 года обучения в начальной школе словарный запас ребенка увеличивается примерно в 3-4 раза.
Поэтому, необходимо в начальной школе
начинать
формировать функционально грамотного человека, который сможет комфортно жить в современном мире.
Функциональная грамотность в начальной школе
бывает
:
Читательская
Математическая
Финансовая
Естественнонаучная
Мне хотелось бы остановиться на читательской грамотности и поговорить об этом поподробнее.
Читательская грамотность
:
способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Современные дети
много
читают
учебники, сообщения от родителей и одноклассников, сообщения, обсуждения, отзывы на форумах и в соцсетях, описания (правила, советы и т.д.) к великому множеству компьютерных игр
.
К
онтент современного интернета, а значит всего этого чтива сегодня крайне примитивен. И, поэтому, понимание более длинных, более сложных (и тем более научно-популярных
, художественных
) текстов становится для детей проблемой. Идет деградация навыков работы с объемной информацией.
Для профилактики данной проблемы, начиная с 1 класса, я использую следующие приёмы скорочтения:
Движущиеся буквы
.
Данный приём я использую на уроках в качестве разминки для глаз. Улучшается концентрация внимания, совершенствуются зрительные навыки, пополнение словарного запаса.
Шторка
.
Для устранения остановок, возвратных движений глаз и перечитывания используют упражнения с плотными шторками-закладками. Шторка скользит по странице с заданной скоростью сверху вниз, закрывая сверху уже прочитанный текст, и не дает возможность читателю вернуться назад. Скоро можно заметить, что в большинстве случаев малопонятные фразы не содержат новой информации, что смысл их полностью проясняется, когда страница дочитана до конца.
Суфлёр
.
Данная техника позволяет медленно и вдумчиво прочесть слово и понять его смысл в предложении. Слова воспринимаются по написанию. Приём позволяет научиться не читать несколько раз слова и предложения, что непосредственно связано с процессом памяти. Обязательно после прочтения задаются вопросы ребёнку, чтобы определить осознанность прочитанного текста.
Титры
.
Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи.
Это лишь малая часть тех упражнений, которые можно использовать абсолютно на всех уроках в начальной школе.
Эта та малая часть приёмов, что я использую в своей работе. Результаты по чтению в моём классе достаточно хорошие, хотя уровень класса разный. Есть и успешные дети, а есть и очень слабенькие. Также в моём классе обучаются ребята из приюта Возрождение. И даже эти мальчики и девочки, придя ко мне, научились бегло и осознанно читать.
С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.
Вот я придерживаюсь высказывания С.Я и развиваю талант читателя