Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

практические рекомендации для работы со школьным хором (эссе) | Ярославцева Татьяна Петровна. Работа №338339

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Многие, наверняка, сталкивались с вопросом организации школьного хорового коллектива и прекрасно представляют какое это непростое и энергозатратное мероприятие, требующее больших усилий от учителя  для  того, чтобы хор  хорошо зазвучал и детям было интересно в нем заниматься.

  Именно методам достижения этих двух целей одновременно хочу сегодня посвятить своё выступление, основанное на более чем 20летнем опыте работы с школьным хоровым коллективом - "Дети солнца", многократным лауреатом городского конурса школьных хоровых коллективов.

   

Добрый день! Уважаемые коллеги, все мы – учителя музыки в большей или меньшей степени занимаемся с детьми в школе хоровым пением, как одной из самых демократичкых форм музицирования. Многие, наверняка, сталкивались с вопросом организации школьного хорового коллектива и прекрасно представляют какое это непростое и энергозатратное мероприятие, требующее больших усилий от учителя для того, чтобы хор хорошо зазвучал и детям было интересно в нем заниматься.

Именно методам достижения этих двух целей одновременно хочу сегодня посвятить своё выступление, основанное на более чем 20летнем опыте работы с школьным хоровым коллективом.

Прежде всего хочется отметить, что хоровое пение в общеобразовательной школе имеет своей первейшей целью не взрастить профессиональных музыкантов, а привить им интерес к хоровому пению и желание им заниматься. Поэтому вопрос развития и поддержания интереса детей к хоровому пению стоит на мой взгляд на первом месте, а развитие вокальных навыков и умений не должно не в коем разе притуплять этот интерес. предлагаю вам фрагмент песни, которую исполнила параллель 3х классов нашей гимназии в рамках акции «Поём всей гимназией» во время проведения недели искусства в этом году.

(видео «Всё ли можно сосчитать» флешка )

Как же отрабатывать вокальные навыки и при этом не потерять интерес и чувство новизны и заинтересованности? Для себя выбрала такой путь – опираться на известные, уже опробованные методики работы с хором Георгий Струве, Виктор Попов, Владислав Соколов, Д. Огороднов, А. Стрельникова, но искать везде свои вариации что ли, адаптированные для общеобразовательной школы.

Первым отправным пунктом в хоровой работе для себя я определила изначальную ориентацию на создание образа в песне с опорой на три хоровых кита - 3 приёма звуковедения: нон легато, легато и стаккато. Знание, понимание и умение пользоваться ими очень сильно облегчает дальнейшую работу над произведениями и делает её интереснее, когда дети сами рассказывают, какими приёмами будут пользоваться в каждый конкретный момент. Отрабатываются эти приёмы в распевании с первых занятий.

Большое внимание на уровне распевания придаю дыхательным и дикционным упражнениям. По опыту поняла, чем лучше отработаны эти составляющие в упражнениях, тем меньше приходится их отрабатывать в процессе разучивания репертуара.

Система упражнений включает блок на дыхание; дикционный и артикуляционный блок и блок упражнений для распевания обязательно на 3 приёма звуковедения и те которые необходимы для разучивания конкретного разучиваемого произведения.

Дыхательные: «сказка про лошадку». Ш,ф,с

Дикционные: твёрдые губы, слоги направлены вверх. па.ба,да,ма бра бро,бру... Упражнения надо отрабатывать, часто менять их нельзя,но и важно чтобы в процессе работы появлялась в них новизна. Я нашла для себя приём - проговор слов на какую-то тему в которых есть буква «р».

Например- придумать слова на тему: растения; из школьной жизни; наименования; проговорить слова с двумя буквами «р» в одном слове; на слоги стра,стро...(Страна, строчка, стремление...) и.т.д

Как объяснить, что слова в конце надо закрывать? «От топота копыт ...) Можно объяснить, что последнюю букву забираем на себя с добавдением «хватательного движения» Достаточно долго увлекалась пластическим интонированием – и развивает и интересно и образно

Потом это вылилось в театр песни экспромт, в котором мы работали с учителем танца

(видео «мама мария» https://www.youtube.com/watch?v=llFfr6dS3UY ) Но потом пришла к выводу, что в рамках школы такая форма достаточно много времени отнимает от вокала именно на отработку движений и перешла на обычную форму работы с вокальным ансамблем с элементами движений.

Распевания на мой взгляд должны быть 2 видов

н

а разогрев голосового аппарата (

«

ррррррррррр

» по пяти звукам вверх и вниз

),

на улучшение качества исполнения 3 приёмов звуковедения (нон легато, стаккато, легато), развитие слухового контроля за чистотой интонации при сохран

ении чёткости дикции , ансамбля и др.

упражнения, помогающие в разучивании конкретных произведений в данный момент или помогающие раскрыть тему, которую хотите объяснить ребятам

Прежде чем брать в работу 2хголосное произведение, конечно у хора должен быть выстроен крепкий унисон. Если дети не совсем уверенно интонируют в унисон, двухголосие развалится.

(видео «ода музыке» https://www.youtube.com/watch?v=PSecNQ6shzY )

В отличие от хоров музыкальных школ, где работа ведётся в основном по нотным партиям, в общеобразовательной школе в основном работа ведётся с голоса, даже над двухголосием, а зря. По опыту своей работы знаю, что работа над 2х,3 голосным произведением по партиям, где дети даже не знают нот,а ориентируются во время работы зрительно на движение мелодической линии, намного облегчает работу.

(видео «попутная песня» https://www.youtube.com/watch?v=iZDtDGCmaok

У меня был опыт разучивания с школьным хором 3х голосных произведений. По опыту могу сказать, что не надо ни в коем случае брать призведение на голову труднее того уровня, которым владеет хор на данным момент, как бы этого не хотелось. Лет 12 назад я взяла в работу к годовщине победы 3х голосный хор который нам передал через сына один саратовский автор. Произведение было 4-5 голосное, я сделала 3х голосное переложение, мы его выучили, но работа была всё-таки тяжёлая и впечатление по прошествии осталось от результата больше тяжести, а не удовлетворения. Ещё дети массово перед выступлением заболели, партии стали звучать не выровненно и результат не сильно порадовал.

Очень хорошо, если в произведении 2х или 3х голосие эпизодическое или с повторяющимися элементами. Когда мы учили величальную именно повторяющийся элемент нам помог достаточно быстро освоить песню и осталось достаточно времени, чтобы поработать над образом и пластикой

(видео «величальной» https://disk.yandex.ru/i/PLA-0LjW4nd_Ow )

 

Так же периодически брала с хором а капельные 2х голосные миниатюры. Работа ещё более сложная, но очень интересная. Вообще люблю бескуплетную форму со сквозным развитием, она даёт возможность выстроить лучше образ произведения конечно же с опорой на 3 приёма звуковедения, акценты и смысл текста. Произведения получаются характерные

(видео «Догоняем» https://www.youtube.com/watch?v=N6iMSKFwiDE )

Вообще, мне кажется, главное для хормейстера чётко представлять, что он хочет в каждый данный момент от хора. Никогда не допускать пустых пропевов, где ни он ни дети не понимают, что им нужно конкретно попытаться сделать в каждый конкретный момент. Нужно чётко представлять в голове, без обтекаемых фраз проговаривать детям задание в доступной форме, а ещё лучше пытаться, чтобы они сами его формулировали с вашими подсказками, тогда им гораздо интереснее работать в хоре.

 

Кроме опоры на 3 приёма звуковедения для качественного и выразительного пения думаю вторым важнейшим опорным моментом в работе с хоровым коллективом является выстраивание фразировки с опорой на смысловую логику текста песни уже в процессе её разучивания, а не вдыхать образ в безжизненное разученное произведение . Причём выстраивать фразы дети должны пытаться сами совместно с вами, тогда им тоже работать интересно. Им нужно помогать, пропевать фразы выразительно, они достаточно быстро учатся выстраивать фразировку и тогда работа идёт осознанно и результат получается быстрее и лучше. Очень важно делать текст для детей понятным и близким, раскрывать все слова, которые могут им быть не совсем понятны, привязывать текст к их образному воображению или уже имеющимся жизненным впечатлениям.

В этом случае исполнение становится живым и заинтересованным.

(видео «небо» https://www.youtube.com/watch?v=Kehtvcj8VkU )

 

Одной из проблем развития хоровых коллективов в школе мне думается является малая перспектива реализации большого вложенного труда, не достаточная востребованность хоровых коллективов из-за их малой мобильноси. Часто результатам этой работы является в основном только выступление на смотре раз в 2 года и единичные выступления внутри школы. За все годы хор «дети солнца», будучи шести кратным лауреатом смотра «страна чудес – страна талантов» выступал на отчётных концертах всего несколько раз: отчётные концерты гимназии в ДК «Нефтяник»; гала- концерте «Воспитатель года -2019», гала концерте конкурса «Страна чудес– страна талантов»; Городском семинаре учителей перед учебным годом . Хотелось бы чтобы хоровые коллективы могли себя проявлять почаще.

Но всё таки не смотря на все сложности, это интересная и творческая работа. Если удаётся реализовать задуманное остаётся очень хорошие позитивные воспоминания, а трудности уходят на второй план!

(видео «Дружба» https://www.youtube.com/watch?v=gQH54h6IE0g )

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×