Название статьи:
Практические рекомендации воспитателям | Аленкина Лидия Владимировна. Работа №252358
Дата публикации:
22.09.2020
Автор:
Аленкина Лидия Владимировна
Описание:
Автор: Аленкина Лидия Владимировна
Работа с гиперактивными детьми и родителями.
Практические рекомендации воспитателям.
Учитель-дефектолог: Аленкина Л.В.
В программу работы нужно обязательно включить поведенческий аспект. Речь идет:
- об изменении поведения и отношения взрослого к ребенку;
- о проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании.
Воспитатель должен подвести родителей к тому, что:
а) поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов нет, нельзя и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций;
б) в семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка;
в) ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможностибольшого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
г) ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание - только не физическое! - за плохое поведение.
Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
В детях необходимо воспитывать навыки управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Желательно, чтобы взрослые поняли, что:
- вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки приятия и прощения. В коррекции его поведения большую роль играет методика позитивной модели, суть которой – поощрение желательного поведения, игнорирование нежелательного. Необходимое условие успеха - понимание проблем ребенка;
- невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются иво взрослой жизни;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции:психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка. Что мы в данном случае имеем в виду?
Во-первых,следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;
• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
• изменить режим занятий с включением физкультминуток;
• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).
Во-вторых,вести знакомую систему оценивания;
• чаще хвалить;
• ввести постоянный режим дня;
• избегать завышенных или заниженных требований;
• использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
• давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
• строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
В-третьих,способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;
• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
• профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
В-четвертых,объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.
Что следует помнить?Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых - упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
И САМОКОНТРОЛЯ
Для формированияпроизвольности и самоконтролянеобходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.
Черепаха.Уодной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.
Кричалки-шепталки-молчалки.Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного картона: красного, желтого, синего Когда ведущий поднимает красную ладонь - кричалку, это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь - шепталку - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь - молчалку - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра молчалкой. После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.
Говори!.Воспитатель задает вопросы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: Говори!.
Царевна Несмеяна.Один изучастников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.
Шалуны.Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ
АГРЕССИВНОСТИ
И ИМПУЛЬСИВНОСТИ
Крик в пустыне.Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.
Каратист.Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в каратиста, выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: Сильнее, еще сильнее....
Рубка дров.Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Всякий раз, опуская топор, он должен громко выкрикнуть: Ха!, затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
ВНИМАНИЯ
Кто летает?-.Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает - руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
Чужие колени.Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.
Сантики-фантики-лимпопо.Доброволец выходит за дверь. Его задача - угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: сантики-фантики-лимпопо.
Примечание.Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. Разгаданный ведущий выходит за дверь.
Запаздывающие движения.Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д.
Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.
Считалочки-бормоталочки.По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: Идет - бычок - качается. В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только идет - бычок, а слово качается про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово идет, а слова бычок - качается про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:
Вариант 1
1.Идет - бычок - качается.
2.Идет - бычок -хлопок.
3.Идет -хлопок - хлопок.
4.Хлопок - хлопок - хлопок.
Вариант 2
1.Ехал - грека - через - реку.
2.Ехал - грека - через -хлопок.
3.Ехал - грека -хлопок - хлопок.
4.Ехал -хлопок - хлопок - хлопок.
5.Хлопок - хлопок - хлопок-хлопок.
Вариант 3
1.Подарил - утенку - ежик - пару — кожаных - сапожек.
2.Подарил - утенку - ежик – пару - кожаных -хлопок.
3.Подарил - утенку - ежик - пару -хлопок - хлопок.
4.Подарил - утенку – ежик -хлопок -хлопок - хлопок.
5.Подарил - утенку –хлопок - хлопок - хлопок.–хлопок.
6.Подарил -хлопок - хлопок-хлопок—хлопок - хлопок.
7.Хлопок-хлопок - хлопок - хлопок-хлопок - хлопок.
Костер.Дети садятся на пол вокруг костра и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде Жарко! отодвигаются от костра, по команде Руки замерзли! протягивают руки к костру, по команде Ой, какой большой костер! встают и машут руками, по команде Искры полетели! хлопают в ладоши, по команде Костер принес дружбу и веселье! берутся за руки и ходят вокруг костра. Вторично роль ведущего поручают ребенку.
УПРАЖНЕНИЯ. НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ
Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например к и р.
а с ч к л ь д р к б ю ж х р ь о а у й ч б ъ х з р с я р б ю ж ш щ з е м а в ч ц б р т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м к в у ф р н к р т ч ы з э ю р к и м р е к у ы р ь б дт ю х з к р т в с ч к и т ь б ж з щ р о к т ь д з р ь н к м а с б л д ж ю р к а м и ь б ю д ж щ г н к п т т р а с м ж э з ь р т и м к в с а к р т ь о р к м и т ь б л р к р а к л ш о р ы ц ф р к м и т ь о р н е.
Скачать работу
Учитель-дефектолог: Аленкина Л.В.
В программу работы нужно обязательно включить поведенческий аспект. Речь идет:
- об изменении поведения и отношения взрослого к ребенку;
- о проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании.
Воспитатель должен подвести родителей к тому, что:
а) поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов нет, нельзя и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций;
б) в семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка;
в) ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможностибольшого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
г) ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание - только не физическое! - за плохое поведение.
Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
В детях необходимо воспитывать навыки управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Желательно, чтобы взрослые поняли, что:
- вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки приятия и прощения. В коррекции его поведения большую роль играет методика позитивной модели, суть которой – поощрение желательного поведения, игнорирование нежелательного. Необходимое условие успеха - понимание проблем ребенка;
- невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются иво взрослой жизни;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции:психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка. Что мы в данном случае имеем в виду?
Во-первых,следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;
• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
• изменить режим занятий с включением физкультминуток;
• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).
Во-вторых,вести знакомую систему оценивания;
• чаще хвалить;
• ввести постоянный режим дня;
• избегать завышенных или заниженных требований;
• использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
• давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
• строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
В-третьих,способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;
• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
• профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
В-четвертых,объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.
Что следует помнить?Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых - упражнения.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
И САМОКОНТРОЛЯ
Для формированияпроизвольности и самоконтролянеобходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.
Черепаха.Уодной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.
Кричалки-шепталки-молчалки.Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного картона: красного, желтого, синего Когда ведущий поднимает красную ладонь - кричалку, это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь - шепталку - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь - молчалку - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра молчалкой. После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.
Говори!.Воспитатель задает вопросы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: Говори!.
Царевна Несмеяна.Один изучастников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.
Шалуны.Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ
АГРЕССИВНОСТИ
И ИМПУЛЬСИВНОСТИ
Крик в пустыне.Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.
Каратист.Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в каратиста, выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: Сильнее, еще сильнее....
Рубка дров.Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Всякий раз, опуская топор, он должен громко выкрикнуть: Ха!, затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
ВНИМАНИЯ
Кто летает?-.Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает - руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
Чужие колени.Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.
Сантики-фантики-лимпопо.Доброволец выходит за дверь. Его задача - угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: сантики-фантики-лимпопо.
Примечание.Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. Разгаданный ведущий выходит за дверь.
Запаздывающие движения.Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д.
Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.
Считалочки-бормоталочки.По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: Идет - бычок - качается. В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только идет - бычок, а слово качается про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово идет, а слова бычок - качается про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:
Вариант 1
1.Идет - бычок - качается.
2.Идет - бычок -хлопок.
3.Идет -хлопок - хлопок.
4.Хлопок - хлопок - хлопок.
Вариант 2
1.Ехал - грека - через - реку.
2.Ехал - грека - через -хлопок.
3.Ехал - грека -хлопок - хлопок.
4.Ехал -хлопок - хлопок - хлопок.
5.Хлопок - хлопок - хлопок-хлопок.
Вариант 3
1.Подарил - утенку - ежик - пару — кожаных - сапожек.
2.Подарил - утенку - ежик – пару - кожаных -хлопок.
3.Подарил - утенку - ежик - пару -хлопок - хлопок.
4.Подарил - утенку – ежик -хлопок -хлопок - хлопок.
5.Подарил - утенку –хлопок - хлопок - хлопок.–хлопок.
6.Подарил -хлопок - хлопок-хлопок—хлопок - хлопок.
7.Хлопок-хлопок - хлопок - хлопок-хлопок - хлопок.
Костер.Дети садятся на пол вокруг костра и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде Жарко! отодвигаются от костра, по команде Руки замерзли! протягивают руки к костру, по команде Ой, какой большой костер! встают и машут руками, по команде Искры полетели! хлопают в ладоши, по команде Костер принес дружбу и веселье! берутся за руки и ходят вокруг костра. Вторично роль ведущего поручают ребенку.
УПРАЖНЕНИЯ. НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ
Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например к и р.
а с ч к л ь д р к б ю ж х р ь о а у й ч б ъ х з р с я р б ю ж ш щ з е м а в ч ц б р т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м к в у ф р н к р т ч ы з э ю р к и м р е к у ы р ь б дт ю х з к р т в с ч к и т ь б ж з щ р о к т ь д з р ь н к м а с б л д ж ю р к а м и ь б ю д ж щ г н к п т т р а с м ж э з ь р т и м к в с а к р т ь о р к м и т ь б л р к р а к л ш о р ы ц ф р к м и т ь о р н е.