Практические задания для формирования информационной грамотности учащихся на уроках ОБЗР | Потылицын Андрей Дмитриевич. Работа №350770
Аннотация. Статья посвящена практике формирования информационной грамотности учащихся в рамках учебного курса "Основы безопасности и защиты Родины". Рассматриваются различные методы и подходы, которые можно применить для развития критического мышления и способности работы с информацией у школьников. Описаны примеры практических заданий, направленных на повышение уровня осведомленности учащихся о современных угрозах информационной безопасности, а также на развитие их способности фильтровать, анализировать и критически оценивать информацию. Задания помогают школьникам не только улучшить навыки работы с информацией, но и прививают понимание важности защиты личных данных, приватности и безопасного поведения в сети.
Ключевые слова: информационная грамотность, защита Родины, безопасность, практические задания, критическое мышление, информационные угрозы, цифровая безопасность.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЗР
Потылицын Андрей Дмитриевич, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Доможаковская средняя общеобразовательная школа им. Н.Г. Доможакова»
Аннотация. Статья посвящена практике формирования информационной грамотности учащихся в рамках учебного курса "Основы безопасности и защиты Родины". Рассматриваются различные методы и подходы, которые можно применить для развития критического мышления и способности работы с информацией у школьников. Описаны примеры практических заданий, направленных на повышение уровня осведомленности учащихся о современных угрозах информационной безопасности, а также на развитие их способности фильтровать, анализировать и критически оценивать информацию. Задания помогают школьникам не только улучшить навыки работы с информацией, но и прививают понимание важности защиты личных данных, приватности и безопасного поведения в сети.
Ключевые слова: информационная грамотность, защита Родины, безопасность, практические задания, критическое мышление, информационные угрозы, цифровая безопасность.
Современные технологии, интернет и социальные сети открыли для человека новые возможности, но одновременно создали и серьезные угрозы, связанные с утратой информации, киберугрозами, манипуляциями общественным мнением и распространением фейков. Поэтому важнейшей задачей образовательной системы является не только передача знаний о безопасности, но и формирование у учащихся информационной грамотности, которая включает способность критически осмысливать информацию, защищать свои личные данные и вести безопасное поведение в цифровом пространстве.
Предмет "Основы безопасности и защиты Родины" является отличной платформой для внедрения практических заданий, направленных на развитие этих навыков у школьников. Важно не только теоретически объяснить, какие угрозы существуют в современном информационном пространстве, но и предложить учащимся конкретные задания для тренировки информационной грамотности. Рассмотрим несколько примеров практических заданий, которые могут быть использованы на уроках данного предмета.
Современные информационные потоки насыщены множеством источников, не все из которых являются надежными. Для формирования критического мышления у школьников можно предложить задания по анализу новостей. Например, учитель может предложить учащимся выбрать несколько новостных материалов по одной теме (например, международные конфликты, экономическая ситуация или природные катастрофы) и провести их анализ с точки зрения достоверности и объективности.
Задание может включать такие этапы, как:
Определение источника информации (насколько он является надежным, кто стоит за изданием или веб-ресурсом).
Проверка фактов с помощью дополнительных источников (сравнение информации с другими авторитетными источниками).
Оценка языковых приемов (например, наличие сенсационных заголовков или манипулятивных формулировок).
В результате выполнения такого задания учащиеся смогут научиться фильтровать информацию и не поддаваться на манипуляции, что является важной частью информационной безопасности.
Другим важным аспектом информационной грамотности является защита личных данных. В условиях повсеместного использования социальных сетей и мессенджеров важно, чтобы учащиеся понимали, какие данные о себе они могут и не могут размещать в сети, как защитить свои аккаунты от взлома и что такое конфиденциальность.
Практическое задание может заключаться в том, чтобы ученики создали и настроили безопасные профили в социальных сетях, используя все доступные инструменты защиты: двухфакторную аутентификацию, надежные пароли, настройку приватности. Учитель может дать учащимся задания по анализу настроек безопасности в популярных сервисах и предложить им оценить уровень защиты их собственных аккаунтов.
Таким образом, учащиеся не только получат представление о том, как защищать свои данные, но и смогут применить полученные знания на практике.
В современном мире информация легко манипулируется с целью создания и распространения фейков. Для того чтобы развить у школьников навыки критического восприятия информации, полезно провести задание, в котором они должны определить, является ли представленная новость фейковой или достоверной.
Учитель может предложить учащимся рассмотреть конкретные примеры фейковых новостей, например, распространение ложной информации о природных катастрофах, политических событиях или знаменитых личностях. В качестве задания ученикам можно предложить такие задачи, как:
Выявление признаков фейковой новости (например, использование непроверенных источников, сенсационные заголовки, отсутствие подтверждений).
Поиск контраргументов и проверка информации через официальные каналы.
Разработка контрмер по противодействию распространению фейков в сети.
Это задание помогает не только развить навыки анализа информации, но и повышает осведомленность о проблемах информационной безопасности.
Важным практическим заданием для учащихся старших классов может стать создание плана цифровой безопасности для учебного заведения. Это задание можно организовать в виде групповой работы, где учащиеся должны:
Оценить текущий уровень цифровой безопасности в школе.
Выявить основные угрозы (например, взлом аккаунтов школьного портала, кража личных данных учащихся, утечка информации).
Разработать рекомендации по повышению безопасности (например, установление правил использования интернета в классе, организация обучения по безопасности данных для учителей и учащихся).
Такое задание позволяет учащимся не только ознакомиться с вопросами цифровой безопасности, но и научиться применять теоретические знания на практике, предлагая реальные решения.
Задания, направленные на развитие информационной грамотности учащихся, являются важной частью современного образования в области безопасности. В условиях цифровизации и постоянного роста угроз в информационном пространстве очень важно, чтобы школьники не только обладали знаниями о тех или иных аспектах защиты, но и могли эффективно применять эти знания в своей повседневной жизни. Практические задания, связанные с анализом информации, защитой личных данных, противодействием фейковым новостям и разработкой мер по улучшению цифровой безопасности, помогают учащимся не только формировать критическое мышление, но и обеспечивают их подготовленность к реальным вызовам цифрового века.
Таким образом, систематическое использование таких заданий на уроках "Основы безопасности и защиты Родины" позволяет развивать у школьников необходимые навыки и знания, которые станут важной основой для их безопасного и ответственного поведения в цифровом обществе.
Список литературы
Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193.
Основы цифровой грамотности и кибербезопасности: учеб. пособие / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, И. Н. Пальчикова, Е. В. Федоркевич, В. С. Федотова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – 431 с.
Основы безопасности и защиты Родины. Безопасность
человека :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Соломин [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024. — 399 с.