Практический материал к проведению уроков по математике 8 класс | Крайнева Светлана Александровна. Работа №300601
Автор: Крайнева Светлана Александровна
За основу данного справочного пособия взят авторский метод Гориной Д.А. Он изложен в форме книжки-раскладушки. Весь учебный материал по геометрии 8-го класса представлен, как на ладони, и его можно охватить единым взглядом. Метод Гориной Д.А. позволяет легко освоить знания по геометрии и прочно укрепить их в памяти. Русунки, графики и цветовое оформление материала облегчают обучение. Эффективность данного метода проверена годами на практике. Пособие предназначено для учащихся, учителей, родителей.
Урок № 1
Тема урока: Градус. Обозначение: 1˚. Градусное измерение углов.
Цель урока: Сформировать понятие единицы измерения углов градус, навыки его обозначения.
1.Рассмотрите рисунок и назовите виды углов. Сравните их по величине.
1 2 3 4
2.Рассмотрите рисунок и назовите лишнюю фигуру.
В М
2 3 4
А С К N
Назовите элементы фигуры № 2.
Назовите (вершину угла № 4, его стороны).
3.Продолжите высказывание: Градус – это угол, равный …
4.Рассмотрите рисунок и определите виды углов, образованные при пересечении прямых. Прочитайте их обозначение.
А К Р
С О Д М
В О N
Определите величину угла АОС.
Урок № 2
Тема урока: Величина острого, тупого, развернутого, полного угла.
Цель урока: Сформировать знания о величинах углов в зависимости от их видов.
1.Под каким углом относительно ствола расположены ветви у нарисованных елок?
а) под углом__________ б) под углом _____________ в) под углом __________________
2.Вставьте недостающие слова в предложения
а) Величина углов измеряется в ______________________
б) Прямой угол равен ____________________
в) Острый угол _____________________(больше, меньше), чем 90
г) Тупой угол ________________________(больше, меньше) чем 90, но ____________ (больше, меньше), чем 180.
3.Рассмотрите рисунок. Назовите все углы, изображенные на рисунке.
В
А О С
Продолжите высказывания
а) два прямых угла образуют _____________________ угол.
Его величина равна ______________.
б) два развернутых угла образуют _________________ угол. Его величина равна_________
4.Какой угол является самым большим по величине?
Урок № 3.
Тема урока: Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.
Цель урока: Познакомить учащихся с измерительным инструментом – транспортиром. Сформировать навыки пользования им при построении углов заданной величины.
1.Просклоняй слово транспортир по падежам, выделяя падежные окончания.
И.п. (...?) транспортир
Р.п. (...?) ___________
Д.п. (…?) ___________
В.п. (…?) ___________
Т.п. (…?) ____________
П.п. (…?) ____________
2.Вычислите величину угла в градусах. Определите, какого вида будет полученный угол.
а)1/2 развернутого угла
б) 1/12 полного угла
в) 1/3 прямого угла
г) 5/6 развернутого угла
д) 0,1 полного угла
е) 0,3 прямого угла.
3.Рассмотрите рисунок и назовите номера многоугольников, имеющих
а) один прямой угол
б) два прямых угла
в) три прямых угла
г) четыре прямых угла
1 2 3 4
5
Урок № 4
Тема урока: Измерение углов с помощью транспортира.
Цель урока: Сформировать навыки измерения углов с помощью транспортира.
1.Рассмотрите рисунок. Назовите вид каждого угла и его градусную величину.
̣ ִ ̣ ̣
2.Рассмотрите рисунок и назовите лишнюю фигуру.
11
Ответы проверить измерением.
3.Рассмотрите рисунок и найдите ошибку. Ответ обосновать.
45˚ 135˚ 90˚ 80˚
4.Рассмотрите рисунок. Назовите номера углов в зависимости от их величин.
1
6 7
3 8
2 4 5
Урок № 5
Тема урока: Смежные углы. Сумма смежных углов.
Цель урока: Сформировать понятие о смежных углах, изучить свойство их суммы.
1.Рассмотрите рисунок. Назовите все углы, изображенные на рисунке, их стороны, вершину.
В
А О С
2.Продолжите высказывание.
Два угла называются смежными,
если они имеют ______________________________,
а две другие стороны составляют __________________.
3.К каждому углу дорисуй второй угол так, чтобы получились смежные углы. Чему равна их сумма?
4.В таблице указаны величины одних из смежных углов. Вычислите величины неизвестных других углов.
Угол 1
30˚
46˚
145˚
Угол 2
120˚
90˚
Урок № 6
Тема урока: Смежные углы. Сумма смежных углов.
Цель урока: Закрепить понятие смежных углов, навыки решения задач на нахождение величин смежных углов.
1.Рассмотрите рисунок. Назовите пары смежных углов.
В М К К М
О
А С D Р N А В N
2.Объясните, почему углы АВМ и МВN смежные.
3.Являются ли смежными углы АОВ и ВОС на рисунке?
А
В
О С
4.Один из смежных углов равен 50˚. Найти величину второго смежного угла.
5.Рассмотрите рисунок. Найдите величину углов КLN и LPN
N
25˚ 70˚
К L Р М
Урок № 7
Тема урока: Сумма углов треугольника.
Цель урока: Изучить свойство суммы углов треугольника, сформировать навыки решения задач на нахождение неизвестного угла треугольника по двум другим данным углам.
1.Вычислите величину неизвестного угла в каждом треугольнике. Укажите вид каждого треугольника в зависимости от величины его углов.
< 1 < 2 < 3 вид треугольника
а) 30 60 ? ___________________
б) 25 ? 75 ____________________
в) 50 30 ? ____________________
2.В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 70. Вычислите величину второго острого угла.
3.Могут ли углы в треугольнике быть равными
а) 30, 45, 105
б) 60, 20, 85
в) 100, 50, 70
Ответ обосновать.
4.Продолжите высказывание: сумма углов треугольника равна __________________.
Урок № 8
Тема урока: Сумма углов треугольника.
Цель урока: Закрепить знание свойства о сумме углов треугольника, навыки решения задач на нахождение углов треугольников.
1.Может ли в треугольнике быть
а) два прямых угла?
б) два тупых угла?
в) два острых угла?
Ответ обосновать.
2.Рассмотрите рисунок, Вычислите неизвестные углы треугольника АВС.
В
100 60
А С
3.Один из углов треугольника в 2 раза больше другого угла равного 40. Вычислите неизвестные углы треугольника.
4.Один угол треугольника равен 64. Второй угол в 2 раза меньше. Вычислимте неизвестные углы в треугольнике.
II четверть
Урок № 1
Тема урока: Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними.
Цель урока: Изучить алгоритм построения треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними. Повторить свойства углов равностороннего и равнобедренного треугольников.
1.Рассмотрите рисунок. Назовите вид каждого треугольника в зависимости от
а) длин его сторон
б) величины его углов.
3см 3см 3см 4 см 5 см 4 см
3 см 3 см 2см
2.Продолжите высказывание
а) Треугольник, у которого все стороны и все углы равны, называется ________________
б) Треугольник, у которого две стороны равны, называется _________________.
3.Назовите основания и боковые стороны треугольников, изображенных на рисунке.
В D М А
С
А С М К N О D
Назовите углы Δ при основании, сформулируйте их свойства.
4.Один из углов в равнобедренном треугольнике равен 50. Вычислите величину остальных углов треугольника. Сколько решений имеет задача?
Урок № 2
Тема урока: Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними.
Цель урока: Закрепить навыки построения треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними. Повторить понятие периметра треугольника.
1.В треугольнике АВС 1 м 1 км > 1 м
5.Вычислите площадь S и периметр Р фигур. а)
б)
Урок № 3
Тема урока: Единицы измерения площадей, их обозначения, соотношения между ними.
Цель урока: Закрепить навыки преобразования чисел, полученных при измерении площади.
1.Выразите в квадратных сантиметрах.
2 дм
40 дм
4 дм
8дм3см
3дм1см
50дм5см
22 дм
2.Выразите в квадратных дециметрах.
620 см
415 см
500см
1000 см
1400см
3.Что больше:
5 м или 400 дм
820 см или 50 дм
2 км или 1300000 м
4.Вставьте пропущенные названия единиц измерения площади так, чтобы получилось верное равенство.
1_________ = 100 __________, 1______ = 10000______
1______= 1000000__________, 1______= 100_______
Урок № 4
Тема урока: Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения.
Цель урока: Сформировать понятия гектара, ара. Изучить соотношения между ними.
1.Соедините стрелкой правую часть с левой так, чтобы они соответствовали друг другу.
2.Просклоняйте данные слова по падежам, выделяя падежные окончания.
И.п. гектар ар
Р.п. ________ ________
Д.п. ________ _________
В.п. _________ _________
Т.п. _________ _________
П.п. _________ _________
3.В каждом ряду найдите лишнюю меру. Объясните, почему она является лишней.
а) 1 см, 1 мм, 1 дм
б) 1 га, 1 г, 1 а
в) 1 м, 1 а, 1 кг.
4.Выразите ары в квадратных метрах и гектарах.
4 а
12 а
26 а
208 а
3400 а
200 а
Квадратные метры:
Гектары:
Урок № 5
Тема урока: Измерение и вычисление площади прямоугольника, квадрата.
Цель урока: Закрепить навыки вычисления площади прямоугольника, квадрата.
1. Закончите высказывания.
а) Для того чтобы найти площадь прямоугольника, нудно __________________
б) Для того чтобы найти площадь квадрата, нужно ______________
2.Огород имеет форму квадрата, сторона которого равна 20 м. Найдите площадь этого огорода.
3.Вычислите площадь строительных площадок, имеющих прямоугольную форму, используя данные таблицы.
Длина (м)
20
50
41
15
61
Ширина (м)
8
9
7
6
8
Площадь (м)
Укажите, какой мерой удобнее измерять площади данных фигур.
см м ар.
Урок № 6
Тема урока: Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразование выраженное в десятичных дробях.
Цель урока: Изучить таблицу соотношений между единицами измерения площадей, выраженных десятичными дробями.
1.Закончите предложения.
0,01 часть 1 дм является ____________________
0,0001 часть 1 м является____________________
0,01 часть 1 м является _____________________
0,0001 часть 1 га является ___________________
0,01 часть 1 а является ______________________
2. Замените числа, полученные от измерения, десятичными дробями.
2 дм 24 см; 12 дм 50 см; 123 дм 3 см; 5 см; 8а 22м; 12га 13 а; 8 га 12 м.
3.Замените десятичные дроби целыми числами.
90,2 м, 5,84 см, 11,2 дм, 0,7 а 0,134 га.
4.Чтобы покрасить 1 м площади, требуется 150 г белил. Сколько надо взять белил для того, чтобы покрасить с обеих сторон дверь высотой 2 м и шириной 1 м?
Урок № 7
Тема урока: Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразование, выраженное десятичными дробями.
Цель урока: Закрепить навыки преобразования чисел, полученных при измерении площади и записанных десятичными дробями.
1.Вставьте пропущенные названия единиц измерения площади так, чтобы получились верные равенства.
1____________ = 0,01 ________ 1________ = 0,01 __________
1 _________ = 0,0001 __________ 1 ______ = 0,000001 _______
2.Замените целые числа, полученные от измерения, десятичными дробями.
5 дм 38 см; 14 дм 3 см; 1 м 48 см; 4 га 523 м; 1а 15 м.
3.Замените десятичные дроби целыми числами.
53,007 м; 45,18 дм; 2,1432 га; 15,8 а; 2,3 кв. дм; 0,3 кв.см.
4.Чтобы покрасить 1 м площади, в среднем требуется 75 г масляной краски. Сколько требуется масляной краски для того, чтобы покрасить полы в комнате размером 5х4 м.
IV четверть
Урок № 1
Тема урока: Длина окружности С=2ПR. Сектор, сегмент.
Цель урока: Изучить формулу вычисления длину окружности. Сформировать понятие сектора, сегмента.
1.Рассмотрите рисунок. Назовите радиус окружности, диаметр и хорду.
C
N
В
Ооо
М
D
2.Продолжите высказывания.
а) Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо точкой, лежащей на окружности, называется _________________.
б) Отрезок, соединяющий две точки, которые принадлежат окружности, и проходят через центр окружности, называется _______________.
в) Отрезок, соединяющий две точки, которые принадлежат окружности, называется ___________.
3.Радиус окружности равен 3 см. Чему равен её диаметр?
Диаметр окружности равен 8 см. Чему равен её радиус.
4.Радиус окружности равен 2 см. Вычислите длину окружности.
5.Рассмотрите рисунок. Какую часть круга составляет изображенный в данном круге?
Урок № 2.
Тема урока: Площадь круга S = ПR.
Цель урока: Изучить формулу площади круга. Сформировать навыки её вычисления.
1.Радиус круга 2 см. Вычислите длину дуги, равной половине окружности.
2.Сектор круга составляет 1/6 его часть. Чему равен угол между двумя радиусами, образовавшими этот сектор.
3.Диаметр круга равен 4 см. Вычислить площадь круга, длину окружности.
4.Продолжите высказывания:
а) Длину окружности можно вычислить по формуле ______________
б) Площадь круга можно вычислить по формуле ______________.
5.Радиус круга 2 см. Вычислите площадь сектора, если он равен круга.
Урок № 3.
Тема урока: Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Цель урока: Сформировать навыки построения линейных, столбчатых, круговых диаграмм.
1.В школе есть много интересных кружков, в которых любят заниматься дети после уроков. На диаграмме показано, сколько учащихся занимается в кружке.
Кружки
Умелые руки
Веселые нотки
Друзья природы
2 4 6 8 12 16 20 24 28 30
а) Пользуясь диаграммой, определите, сколько учащихся занимается в каждом кружке.
б) Какой кружок является самым многочисленным.
в) Какой кружок является самым малочисленным.
2. На пришкольном участке ученики разбили красивую клумбу. 1/8 часть всей клумбы составляют нарциссы, часть – тюльпаны, а остальную площадь занимают фиалки.
тюльпаны
нарциссы
а) Вычислите, какую часть клумбы занимают фиалки.
б) Закончите предложения:
Самую большую площадь на клумбе занимают ____________________
Меньше всего ученики посадили ____________________
Тюльпанов меньше, чем __________________, но их больше, чем ___________________.
3.Специалисты изучили направление ветра в Москве за год и на основе данных составили следующую диаграмму:
СЗ С
СВ
З М В
ЮЗ Ю ЮВ
Какие направления ветра преобладают в Москве? Перечислите три преобладающих направлений ветра (назовите направления ветра словами, без сокращений.)
Урок № 4.
Тема урока: Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных относительно оси.
Цель урока: Закрепить понятие симметричных фигур относительно прямой. Изучить алгоритм построения фигур, симметричных относительно прямой.
1.Рассмотрите рисунки.
а) Сравните заштрихованную часть фигуры с не заштрихованной.
б) Как называется прямая, которая делит фигуру на равные части?
2.Назовите предметы, которые можно разделить на две равные части. Как называются такие фигуры? предметы?
3.Найдите на рисунке фигуру, в которой неверно проведена ось симметрии.
4. Рассмотрите рисунок.
В_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ В
А С - - - - - -- - - - - - А С
Верно ли построены симметричные фигуры? Если нет, то найдите ошибки.
Урок 5
Тема урока: Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности, симметричных данным относительно оси.
Цель урока: Закрепить навыки построения геометрических фигур, симметричных относительно прямой.
1.Рассмотрите рисунок.
К М
Назовите фигуры, которые не являются симметричными относительно прямой КМ.
2. Стороны треугольника равны 3 см, 4 см, 5 см. Чему равны стороны треугольника, симметричного данному относительно прямой?
3. Сторона квадрата равна 2 см. Вычислите периметр квадрата, симметричного данному относительно прямой.
4. Периметр квадрата 20 см. вычислите площадь квадрата, симметричного данному относительно прямой.
Урок № 6
Тема урока: Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно центра.
Цель урока: Закрепить понятие центрально симметричных фигур, сформировать навыки их построения.
1.Рассмотрите рисунок.
А N К О D М В
Назовите точки симметричные относительно центра О.
2.Рассмотрите рисунок.
В С
ОО О
А D
Назовите точки симметричные относительно центра О.
3. периметр равностороннего треугольника равен 9 см. Найдите сторону треугольника, симметричного данному относительно центра.
4. Рассмотрите рисунок.
О
Верно ли построены фигуры симметричные относительно О.?
Почему точка О не является центром симметрии квадратов?
HYPER13PAGE HYPER15
3
1
3
4
2
1
1 м
1 а
1 га
Площадь квадрата со стороной 1 м.
Площадь квадрата со стороной 100 м.
Площадь квадрата со стороной 10 м.
ковер
Садовый участок
ладонь
Тетрадный лист
Футбольное поле
комната
О
О