Практическое усвоение элементарных форм словообразования. Авторская игра "ПИОН". | Новикова Татьяна Владимировна. Работа №323029
Дидактические игры-одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Работу над формированием словообразования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем при обучении в школе не возникало трудностей при овладении грамотой.
Использование дидактической игры «ПИОН» развивает у детей способность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общее их значение, что является необходимым условием пополнения словарного запаса за счёт производных слов и создаёт предпосылки орфографически-правильного письма.
Дидактическая игра «ПИОН»
Дидактические игры-одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.
Практическое усвоение элементарных форм словообразования развивает у детей способность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общее их значение, что является необходимым условием пополнения словарного запаса за счёт производных слов и создаёт предпосылки орфографически-правильного письма, важным принципом которого всегда был морфологический.
Работу над формированием словообразования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем при обучении в школе не возникало трудностей при овладении грамотой.
Цель, которая ставилась при создании данной игры:
Повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию у детей лингвистических способностей, обеспечивающих овладение операциями словообразования.
Задачи решаемые в процессе игры:
-Развитие когнитивных предпосылок усвоения способов словообразования.
-Развитие у детей понимания изменений значений слов, вносимых морфологическими элементами.
-Уточнение и обогащение словарного запаса, и практическое овладение различными формами словообразования.
Игра «ПИОН» (П-просто И-интересно О-охотно Н-наглядно)
Игра позволяет максимально активизировать словообразовательную деятельность детей, развивает внимание и реакцию. Игрокам необходимо образовать слово с помощью заданного суффикса.
Данная игра может использоваться как на индивидуальных занятиях, так и на занятиях малыми подгруппами с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В игре 15 круглых карточек с изображением предметов (на каждой карточке три предмета) и 3 прямоугольные карточки с суффиксами (-чик-, -ик-, -очк-)
Лексический материал:
-ЧИК-: трамвайчик, кабанчик, блинчик, шкафчик, тюльпанчик, заборчик, портфельчик, диванчик, батончик, попугайчик, стульчик, вагончик, апельсинчик, кувшинчик, стаканчик;
-ИК-: зонтик, гвоздик, букетик, листик, мостик, столик, кораблик, домик, бантик, гномик, дождик, слоник, котик, комарик, бегемотик;
-ОЧК-: козочка, клумбочка, косточка, кофточка, корзиночка, кисточка, выдрочка, пальмочка, звёздочка, вазочка, ванночка, иголочка, розочка, ленточка, цепочка.
Возможно несколько вариантов игры:
Вариант игры №1: Ведущий выкладывает колоду карточек с предметами, затем показывает карточку с суффиксом. Игрокам необходимо образовать слово с помощью заданного суффикса. Игрок. который первым образовал слово, забирает карточку себе.
Выигрывает тот, у кого после окончания игры окажется больше карточек.
Вариант игры №2: Ведущий раздаёт каждому игроку по одной карточке, затем показывает карточку с суффиксом. Игрокам необходимо образовать слово с помощью заданного суффикса и назвать его. Кто первым громко озвучит свой ответ, тот оставляет карточку себе. Остальные игроки возвращают свои карточки ведущему. Ведущий снова раздаёт по карточке… . Выигрывает тот, у кого после окончания игры окажется больше карточек.
ИК