Практика использования современных образовательных технологий в СПО | Екатерина Игоревна Костышен. Работа №338941
В системе спо появляются новые тенденции в организации учебного процесса: модернизация образовательной среды , преоцунка основных функций и способов деятельности преподавателей и студентов.
В педагогической практике произошла смена пассивных методов обучения на активные и интерактивные методы работы с обучающимися на уроке. Обязательным условием подготовки специалистов среднего звена является использование в образовательном процессе таких форм , как мозговой штурм , круглый стол, семинар, деловая и ролевая игра.
Практика использования современных образовательных технологий в СПО
В системе СПО появляются новые тенденции в организации учебного процесса: модернизация образовательной среды, переоценка основных функций и способов деятельности преподавателей и студентов.
В педагогической практике произошла смена пассивных методов обучения на активные и интерактивные методы работы с обучающимися на уроке. Обязательным условием подготовки специалистов среднего звена является использование в образовательном процессе таких форм как мозговой штурм, круглый стол, семинар, разбор конкретных ситуаций, деловая и ролевая игра, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия. Активные и интерактивные методы используются в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Между общеобразовательной школой и учреждением СПО выстраивается интеграция в построении рабочих программ по учебным предметам и дисциплинам. В программах общеобразовательного цикла большое внимание уделяется результатам освоения: формирование у обучающихся универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов, общих и профессиональных компетенций.
В современном процессе обучения многие традиционные функции педагогического работника остались и не утратили своего значения. В образовательном учреждении среднего профессионального образования он выполняет следующие функции:
- информатора – передача учебной информации;
- руководителя- планомерное воздействие на студента;
- воспитателя – воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру;
- контролера – определение и оценка уровня учебных достижений.
Однако ведущую позицию приобрела функция «руководителя» и большое количество часов по учебному плану отводится на самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей. Поэтому образовательная организация СПО согласно требованиям Федеральных образовательных стандартов третьего поколения обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу, формировать социокультурную среду и создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предъявляют высокие требования к современному выпускнику. Короткие сроки обучения, большие объёмы информации и жёсткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям студента — вот современные условия образовательного процесса. Востребованность выпускников учреждений среднего профессионального образования на рынке труда зависит от применяемых педагогических технологий. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные педагогические технологии.
Элементами любой образовательной технологии являются педагогические методы (как способы взаимодействия преподавателя и обучающегося по достижению образовательной цели) и приёмы (как способы воздействия преподавателя на обучающегося или воспитанника). Все используемые преподавателями педагогические приёмы и технологии опираются на идею развития личности и личностных качеств в социокультурной среде.
Технология сотрудничества реализует гуманистический подход в педагогической деятельности. Она направлена на работу студентов в малых группах на учебном занятии и способствует развитию системно - деятельностных компетенций обучающихся, таких как заинтересованность, умение идти на определённый компромисс, интеллектуальная терпимость, умение слушать и «держать позицию», эмпатия, лабильность, гибкость мышления, культура речи.
Современные студенты активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.
Согласно существующим требованиям современного рынка труда выпускник учреждения должен быть конкурентоспособным, всесторонне развитым и образованным специалистом, владеть профессиональным мастерством, высоким уровнем информационной компетентности, которая является одной из ключевых. Его знания, умения и навыки, личностные качества являются определяющими для того, чтобы быть востребованным в определённых сферах деятельности.
Информационная компетентность – это интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, включающих в себя следующие компоненты:
- компьютерная грамотность;
- опыт индивидуальной и групповой деятельности с использованием информационных технологий для достижения профессионально-значимых целей;
- готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимому для постоянного повышения квалификации в профессиональной деятельности.
На уроках дисциплин общеобразовательного цикла студенты учатся работать с различными источниками информации и используют широкий спектр средств информационных технологий, среди которых можно отметить следующие:
- технические средства общего назначения, которые могут быть использованы преподавателями для обучения студентов: компьютер, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, ТВ-тюнер, проекционный экран, телевизор, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, модем, копировальный аппарат и т.д.;
- программные средства обучения: электронные учебники и пособия, охватывающие или весь курс изучения учебной дисциплины или его крупные разделы; средства для тренировки и контроля полученных знаний, профессиональных умений и навыков;
- презентации для визуального и звукового сопровождения словесных методов обучения;
- компьютерные практикумы для проведения практических и лабораторных работ;
- средства дистанционного обучения для сопровождения самостоятельной учебной деятельности.
Современный образовательный процесс не обходится без сочетания современных информационных и компьютерных технологий. Возможности таких технологий безграничны.
Современный компьютер предоставляет массу информации, которую можно получить за считанные секунды. Применение информационно-компьютерных технологий в учебном процессе показывает новые технические средства, формы, методы преподавания и новый подход к процессу обучения. Задача каждого преподавателя научиться и эффективно использовать современные информационные технологии, которые открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждой учебной дисциплине.
Интернет для преподавателя - обилие методического материала, поэтому работа с его сетью вошла в его повседневную практику. С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
Компьютер позволяет преподавателю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание студентов, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Компьютер используется преподавателем на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении и контроле.
Внедрение мультимедиа-технологии в учреждения СПО остаётся одним из ключевых моментов информатизации образования. Такая технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Мультимедиа в учебном процессе представлена компьютерными программами (системами), электронными учебниками, компьютерным моделированием в виде разнообразных заданий для самостоятельной работы, учебно-познавательными задачами на разных этапах учебного занятия, компьютерными учебными играми, а также образовательными веб-страницами в сети Интернет. Применение мультимедиа развивает заинтересованность обучающихся к обучению, улучшает у них мотивационную деятельность к анализу, синтезу и сравнению, моделированию, выявлению причинно-следственных связей, активизирует использование разных видов информации.
Варианты использования мультимедиа в работе с обучающимися: проведение презентаций на занятии при объяснении нового материала; наглядная демонстрация процесса; презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов; совместное изучение источников материалов; корректировка и тестирование знаний.
Применение мультимедиа-технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
- допускает возможность постоянного обновления;
- имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
- допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
- допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
- устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации обучающихся, созданию актуальной настройки на обучение.
При использовании технологии проектной деятельности обучающиеся выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач (творческих, информационных, коммуникационных) и приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Ценность данной технологии заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их профессионального развития.
Учебный материал учебных дисциплин «Естествознание», «Основы этнографии», «Экологические основы природопользования» хорошо усваивается обучающимися, если он носит междисциплинарный и практико-ориентированный характер. На занятиях студентами изучается информация о природе, её объектах, процессах и явлениях протекающих в ней. Особенно интересен студентам краеведческий материал, который в дальнейшем используется ими для исследовательской деятельности и участия в разнообразных проектах. Среди них можно отметить проекты: «Самарский сувенир», «Поэзия народного костюма», «Певчие птицы», «Тайны деревянной резьбы», «Звонят в России колокола …» и т.д. Они привлекают внимание молодёжи к народной культуре и активизируют их деятельность в рамках проектов по сохранению культурного наследия.
Технология критического мышления позволяет студентам самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознано размышлять о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различные приёмы работы с учебной литературой, где применяются активные методы чтения: записи по мере осмысления материала, отбор наиболее значимой информации, выделение смысловых единиц текста, составление плана и графическое оформление полученной информации. Технология критического мышления способствует формированию у студентов исследовательской деятельности и управление информацией. Наиболее частыми приёмами в рамках данной технологии являются:
- приём кластера (помогает определить смысловые моменты раздела или темы, охватить большое количество информации);
- графическое оформление материала (помогает синтезировать имеющиеся знания, наглядно выявить связь ключевого слова с другими понятиями и явлениями);
-работа в парах или малыми группами (повышает ответственность за свой «участок» работы, способствует формированию коммуникативности);
-приём незаконченных предложений (помогает актуализации и концентрации внимания студентов).
Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактических, деловых, ролевых. Игровые технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем.