"Практика проведения оздоровительных квестов со старшими дошкольниками» | Иванко Анастасия Владимировна. Работа №344769
В публикуемом материале описана технология использования квест-игр в работе со старшими дошкольниками. Представлено практическое руководство по реализации этапов квест-игр. Обоснована практическая значимость применения данных игр в оздоровлении дошкольников. Автор раскрывает совокупность методов и приемов позволяющих любому педагогу реализовать данную технологию в своей работе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 21
муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка
«Практика проведения оздоровительных квестов со старшими дошкольниками»
Воспитатель:
Иванко А.В.
«Практика проведения оздоровительных квестов со старшими дошкольниками»
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.
Квест — это новая форма физкультурно-оздоровительной работы, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?
Подобные игры не только позволяют каждому участнику проявить свои знания, умения, но и способствуют развитию физических качеств, двигательных способностей, коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество.
Прежде всего - это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней.
Эти игры требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, развиваются физические качества, совершенствуются двигательные способности и укрепляется здоровье детей.
Мы используем в своей работе квест-игры, как одну из форм организации физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста.
Использование квестов в работе со старшими дошкольниками позволяет решить следующие задачи:
Упражнять детей в умении ориентироваться на территории детского сада, используя план местности.
Развивать основные физические качества и двигательные способности.
Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, желание оказывать взаимопомощь друг другу в совместной деятельности.
Формировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа);
- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
Организационная часть
.
Это вступительное слово ведущего, в котором инструктор по физической культуре или воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках клада. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.
Организационная часть квеста также включает:
- распределение детей на команды;
- знакомство с правилами;
- раздача карт и путеводителей, в которых представлен порядок прохождения игровых этапов.
2. Прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение заданий, преодоление препятствий.
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.
Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Подведение итогов
, награждение победителей и участников.
Примеры вопросов для проведения беседы и итоговой рефлексии:
Что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами?
Более подробно хочу описать математический квест в образовательной деятельности «Детективное агентство «Солнышко» который проходил в подготовительной группе компенсирующей направленности. Квест – игра направлена на систематизацию математических знаний и умений детей.
Организационно-мотивационный этап.
Дети прослушали голосовое сообщение от мальчика с просьбой о помощи найти его друга. Перед детьми поставлена проблема: связь плохая и мальчик не успел рассказать, что делать. Вместе с детьми решили стать детективами и расследовать данное происшествие.
2. Содержательный этап.
Ребята пришли к единому мнению, что необходимо составить план действий: собрать информацию, сделать выводы, принять решение, найти пути решения проблемы. Следуя по карте, дети находили письма с информацией о потерянном друге.
Переход от одного задания к другому осуществлялся по сенсорным коврикам, для профилактики плоскостопия. Содержательная часть проходила в помещении группы, приемной комнаты и спальной комнаты. Переход от одного задания к другому осуществлялся по сенсорным коврикам, для профилактики плоскостопия.
С помощью математических примеров дети высчитывали номер дома, номер и расположение квартиры. Чтобы узнать в какой день была совершена пропажа, вспоминали названия дней недели и соотносили с цифрой. Устанавливали время по часам, чтобы узнать в какое время это произошло.
По словам очевидца во дворе стоял автомобиль. Опираясь на схему, детективы, сложили машину из геометрических фигур, составили описательный рассказ о машине, и выяснили, что похитители были на большом грузовике.
Таким образом, ребятишки подвели итоги своей работы. Пропажа была в доме № 9, из квартиры № 1, в четверг, в 3 часа 45 минут, возможно, к пропаже причастен грузовик. Затем составили фоторобот по показаниям свидетелей. В заключении ребятишки в тетрадях выполнили графический диктант и к своему удивлению обнаружили, что пропавшим другом оказалась собака.
На разных этапах предлагались игры по профилактике плоскостопия «Загрузи машину», а так же дети записывали детективные заметки необычным способом (ногами). Благодаря этому у ребят не проявлялось признаков утомляемости и усталости.
3. На заключительном этапе была проведена рефлексия.
В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это способствует развитию веры в себя.
Хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал.