Практика разработки конспекта открытого занятия в дополнительном образовании | Мокроусова Анастасия Ивановна. Работа №300835
Автор: Мокроусова Анастасия Ивановна
Практика разработки конспекта открытого занятия в дополнительном образовании на примере технологической карты. В статье отражены структурно-функциональные особенности открытого занятия в дополнительном образовании (ДО), представлено научно-методическое обоснование его структуры на примере технологической карты. Выделена главная задача педагога - развитие учащихся на основе типов деятельности: конитивной деятельности или развитии мышечных комплексов. А также - показан главный психологический механизм психолого-педагогического сопровождения в ДО - механизм понимания смысла собственной деятельности, как активации личностных смыслов.
Практика разработки конспекта открытого занятия в дополнительном образовании на примере технологической карты
Технологическая карта – относительно новый инструмент планирования занятий в сфере общего образования (см., например, Громова В.И).
Как правило, технологическая карта формируется в виде таблицы, структурированной в соответствии с выбранными педагогом параметрами.
Важно отметить, что в дополнительном образовании, ввиду отсутствия предметных («цеховых») стандартов, по-другому, чем на уровне общего образования, формулируются и задачи, и планируемые результаты конкретного занятия. Предложенные в системе общего и дошкольного образования методические рекомендации по постановке задач обучения (личностные, УУД, предметные) - не являются актуальными для дополнительного образования, где отсутствуют стандарты планирования ожидаемых результатов. Кроме того, УУД – стандарт мыслительной (когнитивной) деятельности, а работа с информацией - мыслительная (когнитивная) деятельность, тогда как в ДО, в среднем, не более 30% деятельности имеют когнитивный характер, а в некоторых дисциплинах (физкультурно-спортивной и художественной направленности: мини-футбол, танец, академический вокал, например), когнитивные ресурсы составляют не более 10% запланированного времени всех занятий в целом. Остальное время – исполнительская (мышечно-координационная) деятельность, на которую, подчеркнем еще раз, не распространяются когнитивные стандарты УУД*. *УУД (1.личностные, 2. академические (общеучебные действия) и метапредметные (конкретные для каждого предмета и межпредметные), 3.коммуникативные, 4.регулятивные).
В связи с данными условиями обучения, в дополнительном образовании задачи в технологической карте требуют иной формулировки – как система учебных, развивающих и воспитательных функций, что более всего соответствует практике дополнительного образования.
Параметрами технологической карты по планированию темы занятия будут 5 разделов– см.Приложение “Пример технологической карты”:
1.этапы занятия;
2.-3. содержание педагогического взаимодействия (с двумя подразделами 2. деятельность педагога, 3. деятельность ученика);
4.тип планируемых результатов – предметные, личностные, метапредметные в системе задач (обучающие; развивающие, воспитательные);
5. формы, методы, приемы деятельности.
Характеристика видов и форм деятельности педагога зависит от года обучения (стартовый, базовый или продвинутый уровень), индивидуального образовательного маршрута (развития индивидуальных способностей), критериев успешности обучения и оригинальности стиля педагогической деятельности преподавателя.
При конструировании системы занятий в процессе реализации дополнительной программы прогнозируемые (ожидаемые) результаты, должны учитывать:
- структурные компоненты темы - связь занятий теоретической и практической (мышечно-координационной) направленности;
- межпредметные связи выбранной темы и связи с другими темами курса;
- возраст обучающихся и этап обучения;
- тип задач: обучающие; развивающие; личностные; метапредметные (академические) – при работе с информацией; исполнительские предметные (координационно-мышечные автоматизмы); воспитательные и т.д.;
- систему критериев успешности обучения;
- системные и предметные технологии, дидактические средства достижения планируемых результатов;
- психолого-педагогическое методическое обеспечение сопровождения темы занятий.
При освоении разделов программы обучения разделяем занятия по теоретико-информационной (когнитивной) направленности и практической (исполнительской) направленности. Психолого-педагогическое сопровождение обучения по тематическим разделам обучения может включать большое разнообразие системных и предметно-ориентированных методов.
Перечислим основные из них.
Теоретические когнитивные методы:
1. Анализ. На уроках применяются различные виды анализа:
1.1 логический анализ (логика понимания смысла собственной деятельности, особенно – при проведении вводных занятий детей и родителей);
1.2 ретроспективный анализ;
1.3 сравнительный анализ (постоянно, на всех занятиях по теме, на конкретном материале, ведущее значение имеет при изучении раздела темы - «Терминология»);
1.4 структурный анализ;
1.5 функциональный анализ;
1.6 структурно-функциональный анализ.
2. Синтез – установление причинно-следственных связей.
3. Метод формализации – активно применяется при целеполагании, овладении теоретической информацией.
4. Методы систематизации - используется при систематизации теоретических знаний (например, терминологии).
Эмпирические когнитивные методы:
5. Наблюдение – описание естественного опыта в протоколе.
6. Беседа – словесный метод передачи информации и неявного опроса
обучающихся на уроке.
7. Дискуссия – метод активного обмена и оценки информации.
8. Тестирование – метод оценки знаний на основе специального опроса
обучающихся.
9. Экспертиза (экспертная оценка, диагностика) – применяется для комплексной оценки предметных (промежуточная аттестация, технический зачет) исполнительских навыков или психологических личностных качеств
(например, рисуночные тесты).
10.Методы и технологии контроля и самоконтроля
11. Метод активации самосознания на основе психологического механизма
понимания смысла собственной деятельности (Зинченко В.П., Сорокоумовой Е.А.)
12. Рефлексия – метод самоанализа собственного опыта.
13. Методы практического психологического воздействия (интроекция, сравнение себя с другими - социальная норма; сравнение своих новых достижений с предыдущими собственными - индивидуальная норма).
Критерии оценки запланированных достижений обучающихся должны быть разработаны в соответствии с возрастными особенностями детей, целью занятия, (индивидуальной траекторией развития), психологическими особенностями обучаемых.
При конструировании темы открытого занятия в первую очередь опираемся на структурные особенности, о которых мы написали выше. В соответствии с представленной структурой целей, при работе над темой, применяются следующие типы занятий:
- учебное занятие;
- тестирование предметных способностей детей (3 раза в год-начальное, промежуточное, итоговое);
- практика развития технических автоматизмов;
- иные типы деятельности (например, демонстрационной: контрольное занятие, выставка, соревнование, тренировочное, концерт, конкурс, занятие-практикум, занятие-конференция, занятие-зачёт).
- по этапам реализации программы обучения в системе занятий можно привести следующую классификацию: вводное (организационное), разные типы деятельности (на этапе основной деятельности), итоговое занятие.
Итогом данной темы представим следующую методическую разработку для педагогов “Научно-методическое обоснование структуры открытого занятия в дополнительном образовании» (методист МБУДО ДДТ «Родник»).
Пояснительная записка
Грамотно составленный конспект занятия (открытого занятия) является одним из основных профессиональных умений педагога.
В ДО нет стандартов по структуре и форме конспекта занятия. Проанализировав литературу по данной теме, можно отметить следующие компоненты структуры занятия:
- титульный лист с аннотацией;
- цели, задачи, тип (вид) занятия, форма проведения, материалы и оборудование;
- ход занятия в виде описания основных этапов хода занятия или технологической карты (ТК) (отличаются друг от друга тем, что в ТК целеполагание разбито на 2 части: цель педагога и цель учащегося (-ихся) с соответствующими задачами для обеих сторон. Еще одним важным структурным компонентом ТК является описание по ходу занятия применяемых методов и технологий. Эти разделы делают конспект в виде ТК методически более насыщенным и конкретным, а не формальным);
- список литературы, оформленный в соответствии с применяемыми технологиями.
!Педагогу ДО важно помнить, что он решает дидактическую проблему: «что? Как? Почему?»
I. Научное психолого-педагогическое обоснование применяемых на занятии технологий
Методы и приёмы (технологии) соответствуют каждому этапу ТК; либо используются на основе ссылок на литературу, либо на 2 странице перед содержанием конспекта занятия.
Структура психолого-педагогического сопровождения в ДО (т.е., что делает педагог):
1.Мотивационный компонент (среда ребенок);
2.Деятельностный компонент (педагог ребенок);
3.Компонент волевой саморегуляции (ребенок педагог).
В деятельностном компоненте работа педагога предусматривает использование методов воздействия на когнитивную сферу, с учётом общеразвивающих знаний и умений (УУД), и предметно-профессиональных (умения, навыки, исполнительские автоматизмы).
Главным психологическим механизмом в структуре психолого-педагогического сопровождения в ДО служит механизм понимания смысла собственной деятельности, как активации личностных смыслов, основанных на принципе: цель педагога должна стать целью ребенка (В.Шадриков, Н.Ансимова, Н.Зимняя).
II. Структура занятия и нормирование времени в ходе занятия
Части занятия (нормирование времени – по среднестатическим нормам):
Организационная – по времени не больше 12-15%;
Основной этап
занятия (ход занятия) – примерно 75%;
Итоговая часть занятия – 20-23
%.
Два основных структурных вида плана занятия:
-технологическая карта (структурирование целеполагания педагога и обучающегося);
-содержательное описание деятельности и применение дидактических средств на каждом этапе работы.
Можно рекомендовать:
- ТК – для исполнительских дисциплин и смешанных типов (тематические занятия (объединение одной темой), интегрирование по содержанию (осваивается содержание по функциям, например: состав слова в русском языке; работа над одним мышечным комплексом в хореографии; работа над дыханием в вокале).
- содержательное описание – для объединений, программы которых разработаны на основе утвержденных ФГОС.
Педагог должен помнить, что главная его задача – развить ребенка на основе задач, критериев и психолого-педагогического сопровождения данного ребенка (группы детей) объединения, а также - учитывать, что задачи и критерии зависят от трех типов деятельности, основанных на:
знаниях
когнитивные критерии (основанные только на продуктивном мышлении – результате мыслительной деятельности)
умениях(основанных только на понимании)
исполнительских
автоматизмах (техника и координация)
критерии, как развитие мышечных комплексов
Симбиоз умение+автоматизмы=>интегральная компетентность (например, музыкальный слух) – на уровне владения. Например, слух может быть хорошо развит, но человек не может петь, значит певческие автоматизмы – на уровне готовности, а не на уровне владения. Знания и умения могут иметь не только предпрофессиональный характер, но и общеразвивающий характер.
Список литературы:
Ансимова
.П. Диссертация на соискание степени доктора психологических
наук "ПСИХОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ". - М, 2008, 432с.
Громова В.И., Основные принципы составления технологической карты урока
[
Электронный ресурс
]
// Режим доступа:
http
://
www
.
openclass
.
ru
/
node
/364582
Зимняя И.А. Педагогическая психология, М: Логос. -2000. -384с.
Сорокоумова Е.А., Шатская О.В. Структура психолого-педагогического личностно-ориентированного обучения вокалу в системе дополнительного образования // журнал
ВАК
Известия Самарского НЦ РАН. Том. 15. № Том. 15. № 2(4). - 2013.- с.981-985.
Шатская О.В. Бондарчук Т.П. Почему не работают ФГОС в дополнительном образовании? // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования» №86, Июнь 2022 (Часть 8) - Изд. Научный центр «LJournal», Самара, 2022 – 164-171 с.. // doi: 10.18411/trnio-06-2022-p8
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.
Приложение «Пример технологической карты»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Родник»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
занятия: «Ознакомление с Тирольским танцем и его элементами» (06.12.21)
Педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ "Родник"
Мокроусова Анастасия Ивановна
Технологическая карта занятия
Программа
«Хореографический коллектив «Настроение»»
Педагог
Мокроусова Анастасия Ивановна
Тема занятия
«Ознакомление с Тирольским танцем и его элементами»
Дата занятия
06.12.2021
Цель занятия
Содействовать формированию интереса к танцевальному искусству
Задачи занятия
обучающие
развивающие
воспитательные
-изучение технических элементов движений (работа по освоению ритма и технических задач на репертуаре австрийской польки -Тирольского танца); -дать понятие о базовых танцевальных терминах (ритм, пластика и др.);
-развитие чувства ритма;
-развитие музыкальной памяти и произвольного внимания;
-развитие художественного и эстетического вкуса
-содействие формированию мотивации и интереса к танцевальному искусству, как культурно-эстетическим компонентам воспитания школьников
Оснащение занятия
Кабинет, зал (без парт, с ровными полами), стулья, магнитофон; детям (иметь с собой) мягкую обувь, лосины, футболки
Продолжительность занятия
30 минут
Наполняемость группы
7-12 человек
Планирование занятия
1.Организационная часть (7-9 мин); 2.Основной этап занятия (18-20 мин); 3.Итоговая часть занятия (3-5 мин)
Структура занятия
Содержание учебного материала
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Методы и формы
деятельности
Планируемые результаты
Метапредметные
Предметные
1.Организационный этап занятия (7-9 мин)
Организаци-онный момент (2-3 мин)
Надеть каждому ученику авторский бэйдж
Педагог приветствует детей и представляется; рассаживает детей полукругом на стулья; предлагает детям подписать свои бэйджи и надеть на себя
Учащиеся отвечают на приветствие педагога; рассаживаются на стулья; вписывают свои имена на бэйджи и надевают их на себя
Форма групповая
Создание благоприятных условий (погружение) для практической деятельности на занятии по хореографии на основе осуществления межличностных коммуникаций
Подготовка к коммуникационному взаимодействию по предмету хореография
Знакомство (2-3 мин)
Беседа «Кем ты хочешь стать»
Педагог обращается к каждому по имени с вопросом, кем бы хотел стать, какую профессию выбрал
Учащиеся по кругу сообщают педагогу о предполагаемой будущей профессии
Опрос
Метод межличностных коммуникаций
Создание предметной установки для непроизвольного сравнения профессий, выбранных учащимися, и профессией хореографа
Презентация (3-5 мин)
Рассказ: - о профессии «танцор», «хореограф»;
- о многообразии танцев; - о Тирольском танце.
Педагог говорит еще об одной профессии – профессии танцора;
демонстрирует маленькую экспозицию элементов танцевальных костюмов (атрибутов);
включает презентацию с разными танцами и демонстрирует танцевальные движения под музыку этих танцев;
после каждого танца спрашивает у аудитории: «Какой танец был представлен?”, «Покажите атрибут этого танца”; педагог рассказывает краткую историю возникновения австрийской польки (Тирольского танца)
Учащиеся слушают рассказ педагога и смотрят презентацию;
отвечают на вопрос педагога.
Лекция; беседа; методы – ассоциативный и наглядно-образный метод
Формирование зрительской культуры и коммуникативных навыков беседы на основе непроизвольного анализа
Практика формирования начальных представлений об искусстве (на примере хореографии)
2.Основной этап занятия (18-20 мин)
Деятельность по решению задач занятия
Показ педагога и ритмическая
разминка (8-10 мин)
--- Изучение Тирольского танца: элементов танцевальных движений
Педагог показывает основные движения Тирольского танца; предлагает подняться со стульев; организует ритмическую разминку на освоение ритма танца; исправляет типичные ритмические ошибки детей
Учащиеся выполняют ритмическую разминку стоя, вместе с педагогом
Метод практического освоения элементов танца (тренинг);
Анализ движений и на его основе –формирование понимания смысла собственной деятельности;
форма групповая; метод контроля
Формирование механизма понимания смысла собственной деятельности
Настройка произвольного внимания (на основе алгоритмизации ритмических движений); практика освоения технических элементов танца
Практическая деятельность (тренинг) (8-10 мин)
по Практическое освоение танцевальных движений (2-4 элемента)
Педагог организует деятельность по освоению ритмическо-танцевальных движений (с отдельными учащимися и мини-группами), без музыки и под музыку; педагог комментирует (считает, указывает на достоинства и недостатки танцующих);
Педагог предлагает повторить танцевальные элементы всем вместе, часть элементов - без музыки и частично - под музыку, в конце - поклон
Учащиеся повторяют движения под руководством педагога;
исправляют ошибки и следят за синхронностью выполнения движений; выполняют часть движений без музыки и часть –под музыку, выполняют поклон
Метод практического освоения элементов танца (тренинг);
Анализ движений и на его основе –формирование понимания смысла собственной деятельности; индивидуальный подход; групповая форма; методы контроля и самоконтроля
Формирование навыка совместной творческой деятельности
Тренировка произвольного внимания и памяти; дифференциация представлений о методе понимания смысла собственной деятельности (на основе практического сравнения предметной деятельности); формирование художественного и эстетического вкуса
3.Итоговая часть занятия (3-5 мин)
Рефлексия
Подведение итогов
Педагог предлагает встать полукругом и обращается к детям: Давайте подведём итоги!
Опрашивает учащихся об их впечатлениях от занятия, от тренировки. Желает успехов в учёбе и во всех полезных начинаниях; предлагает еще раз поблагодарить гостей на занятии поклоном и вручает памятные подарки. «Ребята, спасибо за работу!»
Ответы детей; поклон
Беседа; «безоценочное интервью»; групповая работа в круге
Опыт самооценки; опыт безоценочной рефлексии
Формирование практических представлений о профессии танцора и хореографа
Обращение с речью к членам жюри.
Литература:
Александров Ю. И. Психофизиология, учебник для ВУЗОв, М:ИНФРА, 1997. - 349 с.
Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа:
Учебное пособие. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки,
2015. – 750 c.
3. Борисова Вера. Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. - М.:
Бибком, 2011. - 101 c.
4. Шатская О.В. Исполнительство как особый тип компетентности в дополнительном образовании // Материалы 14 МНПК «Наука России: Цели и задачи». – Екатеринбург.- 10.04. - 2019
5.Шатская О.В., Войтик И.А. Структурирование исполнительской (координационно-мышечной) специфики дисциплин дополнительного образования на примере академического вокала //Материалы 21 МНПК «Научный диалог: Молодой ученый», Санкт-Петербург: Центр научных публикаций МОАН. - 22 ноября 2018.-с.24-30.doi:10.18411/spc-22-11-2018-07.idsp-spub-22-11-2018-07 (conf.sciencepublic.ru>wp…2018/12/spc22.11/2018/pdf
6. J. S. Pollock. La Terpsichore Moderne, (33 схемы танцев), ротапринтное издание, London. - 1828, 42 p
7. Цацулин П. Растяжка расслаблением.- 2008