Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Практика разработки конспекта открытого занятия в дополнительном образовании | Мокроусова Анастасия Ивановна. Работа №300835

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мокроусова Анастасия Ивановна
Практика разработки конспекта открытого занятия в дополнительном образовании  на примере технологической карты. В статье отражены структурно-функциональные особенности открытого занятия в дополнительном образовании (ДО), представлено научно-методическое обоснование его структуры на примере технологической карты. Выделена главная задача педагога - развитие учащихся на основе типов деятельности: конитивной деятельности или развитии мышечных комплексов. А также - показан главный психологический механизм психолого-педагогического сопровождения в ДО - механизм понимания смысла собственной деятельности, как активации личностных смыслов.

Практика разработки конспекта открытого занятия в дополнительном образовании на примере технологической карты

Технологическая карта – относительно новый инструмент планирования занятий в сфере общего образования (см., например, Громова В.И).

Как правило, технологическая карта формируется в виде таблицы, структурированной в соответствии с выбранными педагогом параметрами.

Важно отметить, что в дополнительном образовании, ввиду отсутствия предметных («цеховых») стандартов, по-другому, чем на уровне общего образования, формулируются и задачи, и планируемые результаты конкретного занятия. Предложенные в системе общего и дошкольного образования методические рекомендации по постановке задач обучения (личностные, УУД, предметные) - не являются актуальными для дополнительного образования, где отсутствуют стандарты планирования ожидаемых результатов. Кроме того, УУД – стандарт мыслительной (когнитивной) деятельности, а работа с информацией - мыслительная (когнитивная) деятельность, тогда как в ДО, в среднем, не более 30% деятельности имеют когнитивный характер, а в некоторых дисциплинах (физкультурно-спортивной и художественной направленности: мини-футбол, танец, академический вокал, например), когнитивные ресурсы составляют не более 10% запланированного времени всех занятий в целом. Остальное время – исполнительская (мышечно-координационная) деятельность, на которую, подчеркнем еще раз, не распространяются когнитивные стандарты УУД*. *УУД (1.личностные, 2. академические (общеучебные действия) и метапредметные (конкретные для каждого предмета и межпредметные), 3.коммуникативные, 4.регулятивные).

В связи с данными условиями обучения, в дополнительном образовании задачи в технологической карте требуют иной формулировки – как система учебных, развивающих и воспитательных функций, что более всего соответствует практике дополнительного образования.

Параметрами технологической карты по планированию темы занятия будут 5 разделов– см.Приложение Пример технологической карты:

1.этапы занятия;

2.-3. содержание педагогического взаимодействия (с двумя подразделами 2. деятельность педагога, 3. деятельность ученика);

4.тип планируемых результатов предметные, личностные, метапредметные в системе задач (обучающие; развивающие, воспитательные);

5. формы, методы, приемы деятельности.

Характеристика видов и форм деятельности педагога зависит от года обучения (стартовый, базовый или продвинутый уровень), индивидуального образовательного маршрута (развития индивидуальных способностей), критериев успешности обучения и оригинальности стиля педагогической деятельности преподавателя.

При конструировании системы занятий в процессе реализации дополнительной программы прогнозируемые (ожидаемые) результаты, должны учитывать:

- структурные компоненты темы - связь занятий теоретической и практической (мышечно-координационной) направленности;

- межпредметные связи выбранной темы и связи с другими темами курса;

- возраст обучающихся и этап обучения;

- тип задач: обучающие; развивающие; личностные; метапредметные (академические) – при работе с информацией; исполнительские предметные (координационно-мышечные автоматизмы); воспитательные и т.д.;

- систему критериев успешности обучения;

- системные и предметные технологии, дидактические средства достижения планируемых результатов;

- психолого-педагогическое методическое обеспечение сопровождения темы занятий.

При освоении разделов программы обучения разделяем занятия по теоретико-информационной (когнитивной) направленности и практической (исполнительской) направленности. Психолого-педагогическое сопровождение обучения по тематическим разделам обучения может включать большое разнообразие системных и предметно-ориентированных методов.

Перечислим основные из них.

Теоретические когнитивные методы:

1. Анализ. На уроках применяются различные виды анализа:

1.1 логический анализ (логика понимания смысла собственной деятельности, особенно – при проведении вводных занятий детей и родителей);

1.2 ретроспективный анализ;

1.3 сравнительный анализ (постоянно, на всех занятиях по теме, на конкретном материале, ведущее значение имеет при изучении раздела темы - «Терминология»);

1.4 структурный анализ;

1.5 функциональный анализ;

1.6 структурно-функциональный анализ.

2. Синтез – установление причинно-следственных связей.

3. Метод формализации – активно применяется при целеполагании, овладении теоретической информацией.

4. Методы систематизации - используется при систематизации теоретических знаний (например, терминологии).

Эмпирические когнитивные методы:

5. Наблюдение – описание естественного опыта в протоколе.

6. Беседа – словесный метод передачи информации и неявного опроса

обучающихся на уроке.

7. Дискуссия – метод активного обмена и оценки информации.

8. Тестирование – метод оценки знаний на основе специального опроса

обучающихся.

9. Экспертиза (экспертная оценка, диагностика) – применяется для комплексной оценки предметных (промежуточная аттестация, технический зачет) исполнительских навыков или психологических личностных качеств

(например, рисуночные тесты).

10.Методы и технологии контроля и самоконтроля

11. Метод активации самосознания на основе психологического механизма

понимания смысла собственной деятельности (Зинченко В.П., Сорокоумовой Е.А.)

12. Рефлексия – метод самоанализа собственного опыта.

13. Методы практического психологического воздействия (интроекция, сравнение себя с другими - социальная норма; сравнение своих новых достижений с предыдущими собственными - индивидуальная норма).

Критерии оценки запланированных достижений обучающихся должны быть разработаны в соответствии с возрастными особенностями детей, целью занятия, (индивидуальной траекторией развития), психологическими особенностями обучаемых.

При конструировании темы открытого занятия в первую очередь опираемся на структурные особенности, о которых мы написали выше. В соответствии с представленной структурой целей, при работе над темой, применяются следующие типы занятий:

- учебное занятие;

- тестирование предметных способностей детей (3 раза в год-начальное, промежуточное, итоговое);

- практика развития технических автоматизмов;

- иные типы деятельности (например, демонстрационной: контрольное занятие, выставка, соревнование, тренировочное, концерт, конкурс, занятие-практикум, занятие-конференция, занятие-зачёт).

- по этапам реализации программы обучения в системе занятий можно привести следующую классификацию: вводное (организационное), разные типы деятельности (на этапе основной деятельности), итоговое занятие.

Итогом данной темы представим следующую методическую разработку для педагогов Научно-методическое обоснование структуры открытого занятия в дополнительном образовании» (методист МБУДО ДДТ «Родник»).

 

 

Пояснительная записка

Грамотно составленный конспект занятия (открытого занятия) является одним из основных профессиональных умений педагога.

В ДО нет стандартов по структуре и форме конспекта занятия. Проанализировав литературу по данной теме, можно отметить следующие компоненты структуры занятия:

- титульный лист с аннотацией;

- цели, задачи, тип (вид) занятия, форма проведения, материалы и оборудование;

- ход занятия в виде описания основных этапов хода занятия или технологической карты (ТК) (отличаются друг от друга тем, что в ТК целеполагание разбито на 2 части: цель педагога и цель учащегося (-ихся) с соответствующими задачами для обеих сторон. Еще одним важным структурным компонентом ТК является описание по ходу занятия применяемых методов и технологий. Эти разделы делают конспект в виде ТК методически более насыщенным и конкретным, а не формальным);

- список литературы, оформленный в соответствии с применяемыми технологиями.

!Педагогу ДО важно помнить, что он решает дидактическую проблему: «что? Как? Почему?»

 

 

 

 

 

I. Научное психолого-педагогическое обоснование применяемых на занятии технологий

Методы и приёмы (технологии) соответствуют каждому этапу ТК; либо используются на основе ссылок на литературу, либо на 2 странице перед содержанием конспекта занятия.

Структура психолого-педагогического сопровождения в ДО (т.е., что делает педагог):

1.Мотивационный компонент (среда ребенок);

2.Деятельностный компонент (педагог ребенок);

3.Компонент волевой саморегуляции (ребенок педагог).

В деятельностном компоненте работа педагога предусматривает использование методов воздействия на когнитивную сферу, с учётом общеразвивающих знаний и умений (УУД), и предметно-профессиональных (умения, навыки, исполнительские автоматизмы).

Главным психологическим механизмом в структуре психолого-педагогического сопровождения в ДО служит механизм понимания смысла собственной деятельности, как активации личностных смыслов, основанных на принципе: цель педагога должна стать целью ребенка (В.Шадриков, Н.Ансимова, Н.Зимняя).

II. Структура занятия и нормирование времени в ходе занятия

Части занятия (нормирование времени по среднестатическим нормам):

Организационная – по времени не больше 12-15%;

Основной этап

занятия (ход занятия) – примерно 75%;

Итоговая часть занятия – 20-23

%.

Два основных структурных вида плана занятия:

-технологическая карта (структурирование целеполагания педагога и обучающегося);

-содержательное описание деятельности и применение дидактических средств на каждом этапе работы.

Можно рекомендовать:

- ТК для исполнительских дисциплин и смешанных типов (тематические занятия (объединение одной темой), интегрирование по содержанию (осваивается содержание по функциям, например: состав слова в русском языке; работа над одним мышечным комплексом в хореографии; работа над дыханием в вокале).

- содержательное описание для объединений, программы которых разработаны на основе утвержденных ФГОС.

 

 

 

Педагог должен помнить, что главная его задача – развить ребенка на основе задач, критериев и психолого-педагогического сопровождения данного ребенка (группы детей) объединения, а также - учитывать, что задачи и критерии зависят от трех типов деятельности, основанных на:

 

знаниях

когнитивные критерии (основанные только на продуктивном мышлении – результате мыслительной деятельности)

 

умениях(основанных только на понимании)

исполнительских

автоматизмах (техника и координация)

 

критерии, как развитие мышечных комплексов

Симбиоз умение+автоматизмы=>интегральная компетентность (например, музыкальный слух) на уровне владения. Например, слух может быть хорошо развит, но человек не может петь, значит певческие автоматизмы – на уровне готовности, а не на уровне владения. Знания и умения могут иметь не только предпрофессиональный характер, но и общеразвивающий характер.

Список литературы:

Ансимова

.П. Диссертация на соискание степени доктора психологических

наук "ПСИХОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В СОВМЕСТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ". - М, 2008, 432с.

Громова В.И., Основные принципы составления технологической карты урока

[

Электронный ресурс

]

// Режим доступа:

http

://

www

.

openclass

.

ru

/

node

/364582

Зимняя И.А. Педагогическая психология, М: Логос. -2000. -384с.

Сорокоумова Е.А., Шатская О.В. Структура психолого-педагогического личностно-ориентированного обучения вокалу в системе дополнительного образования // журнал

ВАК

Известия Самарского НЦ РАН. Том. 15. № Том. 15. № 2(4). - 2013.- с.981-985.

Шатская О.В. Бондарчук Т.П. Почему не работают ФГОС в дополнительном образовании? // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования» №86, Июнь 2022 (Часть 8) - Изд. Научный центр «LJournal», Самара, 2022 – 164-171 с.. // doi: 10.18411/trnio-06-2022-p8

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение «Пример технологической карты»

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Родник»

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

занятия: «Ознакомление с Тирольским танцем и его элементами» (06.12.21)

 

 

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ "Родник"

Мокроусова Анастасия Ивановна

 

 

Технологическая карта занятия

Программа

«Хореографический коллектив «Настроение»»

Педагог

Мокроусова Анастасия Ивановна

Тема занятия

«Ознакомление с Тирольским танцем и его элементами»

Дата занятия

06.12.2021

Цель занятия

Содействовать формированию интереса к танцевальному искусству

Задачи занятия

обучающие

развивающие

воспитательные

 

-изучение технических элементов движений (работа по освоению ритма и технических задач на репертуаре австрийской польки -Тирольского танца); -дать понятие о базовых танцевальных терминах (ритм, пластика и др.);

 

-развитие чувства ритма;

-развитие музыкальной памяти и произвольного внимания;

-развитие художественного и эстетического вкуса

-содействие формированию мотивации и интереса к танцевальному искусству, как культурно-эстетическим компонентам воспитания школьников

Оснащение занятия

Кабинет, зал (без парт, с ровными полами), стулья, магнитофон; детям (иметь с собой) мягкую обувь, лосины, футболки

Продолжительность занятия

30 минут

Наполняемость группы

7-12 человек

Планирование занятия

1.Организационная часть (7-9 мин); 2.Основной этап занятия (18-20 мин); 3.Итоговая часть занятия (3-5 мин)

 

 

Структура занятия

Содержание учебного материала

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы и формы

деятельности

Планируемые результаты

 

 

 

 

 

 

Метапредметные

Предметные

1.Организационный этап занятия (7-9 мин)

Организаци-онный момент (2-3 мин)

 

Надеть каждому ученику авторский бэйдж

Педагог приветствует детей и представляется; рассаживает детей полукругом на стулья; предлагает детям подписать свои бэйджи и надеть на себя

Учащиеся отвечают на приветствие педагога; рассаживаются на стулья; вписывают свои имена на бэйджи и надевают их на себя

 

Форма групповая

Создание благоприятных условий (погружение) для практической деятельности на занятии по хореографии на основе осуществления межличностных коммуникаций

Подготовка к коммуникационному взаимодействию по предмету хореография

Знакомство (2-3 мин)

Беседа «Кем ты хочешь стать»

Педагог обращается к каждому по имени с вопросом, кем бы хотел стать, какую профессию выбрал

Учащиеся по кругу сообщают педагогу о предполагаемой будущей профессии

Опрос

Метод межличностных коммуникаций

Создание предметной установки для непроизвольного сравнения профессий, выбранных учащимися, и профессией хореографа

Презентация (3-5 мин)

Рассказ: - о профессии «танцор», «хореограф»;

- о многообразии танцев; - о Тирольском танце.

Педагог говорит еще об одной профессии – профессии танцора;

демонстрирует маленькую экспозицию элементов танцевальных костюмов (атрибутов);

включает презентацию с разными танцами и демонстрирует танцевальные движения под музыку этих танцев;

после каждого танца спрашивает у аудитории: «Какой танец был представлен?”, «Покажите атрибут этого танца; педагог рассказывает краткую историю возникновения австрийской польки (Тирольского танца)

 

Учащиеся слушают рассказ педагога и смотрят презентацию;

отвечают на вопрос педагога.

Лекция; беседа; методы – ассоциативный и наглядно-образный метод

Формирование зрительской культуры и коммуникативных навыков беседы на основе непроизвольного анализа

Практика формирования начальных представлений об искусстве (на примере хореографии)

2.Основной этап занятия (18-20 мин)

Деятельность по решению задач занятия

Показ педагога и ритмическая

разминка (8-10 мин)

--- Изучение Тирольского танца: элементов танцевальных движений

Педагог показывает основные движения Тирольского танца; предлагает подняться со стульев; организует ритмическую разминку на освоение ритма танца; исправляет типичные ритмические ошибки детей

 

 

Учащиеся выполняют ритмическую разминку стоя, вместе с педагогом

Метод практического освоения элементов танца (тренинг);

Анализ движений и на его основе –формирование понимания смысла собственной деятельности;

форма групповая; метод контроля

Формирование механизма понимания смысла собственной деятельности

Настройка произвольного внимания (на основе алгоритмизации ритмических движений); практика освоения технических элементов танца

Практическая деятельность (тренинг) (8-10 мин)

по Практическое освоение танцевальных движений (2-4 элемента)

Педагог организует деятельность по освоению ритмическо-танцевальных движений (с отдельными учащимися и мини-группами), без музыки и под музыку; педагог комментирует (считает, указывает на достоинства и недостатки танцующих);

Педагог предлагает повторить танцевальные элементы всем вместе, часть элементов - без музыки и частично - под музыку, в конце - поклон

Учащиеся повторяют движения под руководством педагога;

исправляют ошибки и следят за синхронностью выполнения движений; выполняют часть движений без музыки и часть –под музыку, выполняют поклон

Метод практического освоения элементов танца (тренинг);

Анализ движений и на его основе –формирование понимания смысла собственной деятельности; индивидуальный подход; групповая форма; методы контроля и самоконтроля

Формирование навыка совместной творческой деятельности

Тренировка произвольного внимания и памяти; дифференциация представлений о методе понимания смысла собственной деятельности (на основе практического сравнения предметной деятельности); формирование художественного и эстетического вкуса

 

3.Итоговая часть занятия (3-5 мин)

Рефлексия

Подведение итогов

Педагог предлагает встать полукругом и обращается к детям: Давайте подведём итоги!

Опрашивает учащихся об их впечатлениях от занятия, от тренировки. Желает успехов в учёбе и во всех полезных начинаниях; предлагает еще раз поблагодарить гостей на занятии поклоном и вручает памятные подарки. «Ребята, спасибо за работу!»

 

Ответы детей; поклон

Беседа; «безоценочное интервью»; групповая работа в круге

Опыт самооценки; опыт безоценочной рефлексии

Формирование практических представлений о профессии танцора и хореографа

Обращение с речью к членам жюри.

 

Литература:

Александров Ю. И. Психофизиология, учебник для ВУЗОв, М:ИНФРА, 1997. - 349 с.

Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа:

Учебное пособие. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки,

2015. – 750 c.

3. Борисова Вера. Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. - М.:

Бибком, 2011. - 101 c.

4. Шатская О.В. Исполнительство как особый тип компетентности в дополнительном образовании // Материалы 14 МНПК «Наука России: Цели и задачи». – Екатеринбург.- 10.04. - 2019

5.Шатская О.В., Войтик И.А. Структурирование исполнительской (координационно-мышечной) специфики дисциплин дополнительного образования на примере академического вокала //Материалы 21 МНПК «Научный диалог: Молодой ученый», Санкт-Петербург: Центр научных публикаций МОАН. - 22 ноября 2018.-с.24-30.doi:10.18411/spc-22-11-2018-07.idsp-spub-22-11-2018-07 (conf.sciencepublic.ru>wp…2018/12/spc22.11/2018/pdf

6. J. S. Pollock. La Terpsichore Moderne, (33 схемы танцев), ротапринтное издание, London. - 1828, 42 p

7. Цацулин П. Растяжка расслаблением.- 2008

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×