Практики партнерства семьи и детского сада в условиях группы для детей с ТНР. | Елизарова Ю.Ю.-учитель логопед МБОУ СШ № 5 Морозкова М.В.- воспитатель МБОУ СШ № 5 Бушуева К.А.- воспитатель МБОУ СШ № 5. Работа №297833
Автор: Елизарова Ю.Ю.-учитель логопед МБОУ СШ № 5 Морозкова М.В.- воспитатель МБОУ СШ № 5 Бушуева К.А.- воспитатель МБОУ СШ № 5
Проблема взаимодействия ДОУ с семьями детей с ОВЗ на сегодняшний день остается актуальной. Становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с родителями воспитанников. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи- это требование социальных условий времени. Нельзя вырастить настоящего человека без стремления обеих сторон к успеху. Поэтому целью нашей работы стало тесное сотрудничество педагогов группы и родителей в воспитании и обучении детей.
Практики партнерства семьи и детского сада в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Елизарова Ю.Ю.-учитель логопед МБОУ СШ № 5
Морозкова М.В.- воспитатель МБОУ СШ № 5
Бушуева К.А.- воспитатель МБОУ СШ № 5
Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме взаимодействия ДОУ и семьи. В ней раскрываются разнообразные формы эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, а также представлен богатый практический опыт по данной теме.
Ключевые слова: партнерские отношения, тесное сотрудничество, атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки, активность и компетентность.
Проблема взаимодействия ДОУ с семьями детей с ОВЗ на сегодняшний день остается актуальной. Становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с родителями воспитанников. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи- это требование социальных условий времени. Нельзя вырастить настоящего человека без стремления обеих сторон к успеху. Поэтому целью нашей работы стало тесное сотрудничество педагогов группы и родителей в воспитании и обучении детей. Исходя из цели, мы решаем задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития ,воспитания и обучения детей ;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- создать атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки.
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организованно просвещение родителей. Мы стараемся сделать так, чтобы родители прониклись проблемами своего ребенка, и из пассивного наблюдателя превратились в активного участника.
Свою работу с родителями мы строим таким образом, чтобы формы работы просветительской и практической направленности чередовались. Какие формы взаимодействия с семьями воспитанников мы используем? Это:
родительские собрания;
анкетирования;
тестирования;
фотоотчёты о жизни группы;
круглый стол;
открытые занятия для родителей;
совместные акции;
папки-передвижки, памятки;
индивидуальные беседы, консультации;
группа в контакте;
совместная проектная деятельность;
совместное посещение музеев;
участие в выставках;
участие в делах группы и д/
с
;
совместный досуг.
На начальном этапе работы нам необходимо заручиться поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах развития и воспитания.
Вместе с родителями мы отмечаем проблемы и намечаем пути их решения, оказываем помощь, решаем что будут делать педагоги, а что родители, какие обязанности будем выполнять вместе, составляем план работы с детьми, думаем о будущих перспективах и возможных трудностях, доводим до понимания родителей, что только с их помощью, мы сможем добиться положительного результата.
Как показывает практика, трудный путь к партнёрским отношениям, к такому необходимому взаимодействию педагогов и родителей преодолим, если идти к нему целенаправленно и осознанно организуя работу в данном направлении . В своей деятельности мы руководствуемся девизом: «Родитель – не гость, а полноправный член команды образовательного учреждения».
Ежеквартально в нашей группе проводятся дни именинников с родителями. Родители принимают активное участие в праздновании дней рождения наших воспитанников. При написании сценария мы учитываем особенности , интересы наших детей. Благодаря совместным играм детей и родителей, создается атмосфера взаимопонимания, родители учатся взаимодействовать с детьми, формируется детско- родительский коллектив.
Достойное место в работе с детьми и родителями занимают драматизации сказок. В средней группе дети выступили перед родителями со сказкой «Репка» ,чтобы порадовать детей мы убедили родителей набраться смелости и выступить перед детьми с этой же сказкой. Результат превзошел наши ожидания ,и в последующем это стало традицией: сначала дети показывают сказку, а затем родители выступают перед детьми. В старшей и подготовительной группах были показаны сказки « Как волк теленочку мамой был» и « Лиса и дрозд». Родители почувствовали уверенность в своих творческих и педагогических возможностях и по нашему предложению и написанному сценарию показали детям сказки к праздникам:« Новогодний пирог» и ко дню смеха 1апреля сказку «Как царь дочерей замуж выдавал». В процессе совместных театральных постановках родителей и детей создавалась творческая атмосфера, психологический комфорт, эмоциональный подъем. Установилось более тесное сотрудничество между педагогами, детьми, родителями.
В старшей и подготовительной группах нами были организованы литературные гостиные, посвященные творчеству С.Я.Маршаку и С.В. Михалкову. Каждой семье было предложено выступить с драматизацией стихотворения. При этом педагоги помогли выбрать произведение, подобрать костюмы, обыграть роли. Все семьи без исключения приняли активное участие в литературных гостиных. Выступление каждой семьи перед зрителями стало более творческим и эмоциональным. Хотелось бы отметить активность наших пап, которые очень уверенно выступали и показали свои актерские способности. У родителей стали появляться дружеские отношения между собой. Они стали обсуждать вопросы воспитания детей и поддерживали уверенность в собственных педагогических возможностях.
Один раз в квартал совместно с родителями мы организуем спортивные мероприятия . В более младшем возрасте команды формируем смешанные: родители и дети. В старшем дошкольном возрасте дети соревнуются с родителями. На таких мероприятиях объединяются усилия педагогов и родителей в развитии и воспитании детей, создается атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки.
Мы стараемся прививать детям любовь к семье, к ее традициям, уважительно относиться к отцу, матери. В течение года мы проводили праздники, посвященные Дню Матери и Дню Отца, дню семьи, а также традиционные праздники 23 февраля и 8 марта. При организации праздников мы учитываем лучшие практики воспитания в семье, активизируем и объединяем воспитательные умения родителей. Ни одна семья не осталась равнодушной к таким праздникам, все приняли активное участие.
Взаимодействие родителей, детей и педагогов мы организуем и в трудовой деятельности. Коллектив родителей стал более сплоченным, поэтому и на просьбы педагогов они стали активнее откликаться. На участке были сделаны деревянные постройки, а в зимний период родители активно занимаются различными снежными постройками, при этом дети являются активными помощниками. Совместно с родителями и детьми мы участвовали в акции «Синичкин день». Дети приобретают трудовые навыки в процессе совместного изготовления кормушек вместе с папами и дедушками.
В средней группе с целью расширения кругозора детей и закрепления знаний нами была предложена поездка в выходной день на Зооферму. В последующем инициатива собираться в выходной день стала исходить уже от родителей. Совместные поездки были организованы на природу в зимне- осенне- весенний период, в Мечку, в веревочный парк. В непосредственном общении взрослые постоянно сообщали друг другу информацию о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду, в семье, о состоянии развития и обучения ребенка. В таких формах совместной деятельности создаются необходимые условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием, развитием и обучение ребенка.
Данные практики партнерства семьи и детского сада учитывает не только потребности всех участников образовательного процесса, но и повышают их активность и компетентность.