Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Практико-ориентированные задания на уроках математики | Балдина Юлия Николаевна. Работа №275217

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Балдина Юлия Николаевна
 

В статье описывается прикладная направленность школьного курса математики, а также возможность использования практико-ориентированных задач как средства реализации прикладной направленности школьного курса математики и повышения мотивации учащихся.

Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности. Она включает в себя реализацию связей с курсами физики, химии, географии и других предметов, формирование математического стиля мышления и деятельности. На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала так, чтобы школьники понимали его значимость, и перспективу его использования. Важную роль в реализации прикладной направленности обучения математике играют задачи.

 

Практико-ориентированная деятельность – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.  

 

Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации школьников на уроках математики

Балдина Юлия Николаевна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ №31 г. Кирова

1. Сущность прикладной направленности школьного курса математики в современной системе обучения

Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания, которые дают широкие возможности для реализации общедидактических принципов в обучении математике в школе. Прикладная направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности. С другой стороны, усиление прикладной направленности обучения математике имеет положительное влияние на качество обучения самой математике. Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности. Она включает в себя реализацию связей с курсами физики, химии, географии и других предметов, формирование математического стиля мышления и деятельности. На уроках необходимо обеспечивать органическую связь изучаемого теоретического материала и задачного материала так, чтобы школьники понимали его значимость, и перспективу его использования. Важную роль в реализации прикладной направленности обучения математике играют задачи. К прикладной задаче предъявляются следующие требования:

содержание прикладных задач должно отражать математические и не математические проблемы и их взаимосвязь;

задачи должны соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;

понятия, термины, содержащиеся в задаче, должны быть доступны для учащихся;

содержание задач должно соответствовать действительности;

способы и методы решения задач должны быть приближены к

практическим приемам и методам.

Но выполнить все эти требования в рамках одного учебного предмета невозможно. Проблема может быть решена через интегрированные уроки с другими предметами. Это позволит усилить прикладную направленность и повысить мотивацию учащихся. Опыт показывает, что при проведении таких уроков как «Диаграммы» (математика и география, 6 класс), «Задачи на движение» (математика и физика, 7 класс), «Задачи на смеси, сплавы и растворы» (математика и химия, 8 класс) и другие, развивается познавательная и исследовательская деятельность учащихся. Ведь работа учителя и ученика в этом случае является продуктивной, что способствует повышению мотивации к предмету. Учебный процесс должен способствовать развитию таких умений ученика, как:

самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формулировать, аргументир

овать и отстаивать своё мнение.

Поэтому современный урок – это урок, на котором ученики чувствуют себя уверенно, урок открытия истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика – одним словом, урок активных действий.

2. Использование практико-ориентированных задач как средства реализации прикладной направленности школьного курса математики и повышения мотивации учащихся

Практико-ориентированная деятельность – это деятельность, направленная на осуществление связи школьного курса с практикой, что предполагает формирование у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач.

Необходимо выделить три основных умения, которые необходимы для решения прикладной задачи:

выделение системы основных характеристик задачи;

нахождение системы существенных связей между характеристиками;

нахождение системы необходимых ограничений, накладываемых на характеристики.

Задача учителя математики - показать, как используются математические понятия для понимания явлений и процессов, изучаемых науками в природе и обществе (Ю.М.Колягин, В.В.Фирсов, Л.М.Фридман). Для этого необходимо:

а) определить темы курса математики, в которых наиболее характерно выступают мировоззренческие основы;

б) вычленить темы из курсов химии, физики и других дисциплин, наиболее пригодные для использования в них математического аппарата;

в) отобрать и выработать методы обучения, соответствующие поставленной цели;

г) наметить формы применения математических методов и понятий в других дисциплинах.

Однако следует иметь в виду, что задачи с практическим содержанием не могут составить единой самостоятельной дидактической системы задач, которая обеспечила бы закрепление всего теоретического материала, изучаемого на уроках математики.

Таким образом, под практико-ориентированными задачами будем понимать математические задачи, в содержание которых описаны ситуации из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов [1].

Решение задач такого типа в большей степени строится на построении модели реальной ситуации, описанной в конкретной задаче. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и является результатом обучения, который целесообразно назвать общекультурным (общеобразовательным) [2].

Важными отличительными особенностями практико-ориентированных задач являются:

значимость получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из других предметов или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;

информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;

указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.

Именно практико-ориентированные задачи становятся основой понимания прикладной направленности математики, формирования познавательной мотивации, развития метапредметных умений.

Список литературы:

1. Описание системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Методические рекомендации/под ред. А.А. Пивоварова. иров: ИРО Кировской области, 2016. -47 с.

2. Скурихина, Ю.А. Учет результатов процедур оценки качества образования в профессиональном развитии педагогов//Научнометодический электронный журнал «Концепт». -2017. -No 8 (август). Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/170205.htm

3. Скурихина, Ю.А. Современный урок математики /Ю.А. Скурихина//Современный урок математики в условиях реализации ФГОС: Сборник работ участников II межрегионального заочного конкурса (ноябрь-декабрь 2016 г.)/авт.-сост. Ю.А. Скурихина; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». иров, 2017. -С. 5-8.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз