Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Права ребенка. Почему необходимо защищать детство?" | Морозова Алина Евгеньевна. Работа №287454

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Морозова Алина Евгеньевна
Предлагаемая внимаю читателя исследовательская работа посвящена правам ребенка. Я выбрала именно эту тему для исследования, потому что каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, которые закреплены в правовых актах, чтобы оперировать ними в нужной для него ситуации. На сегодняшний день существует немалое количество работ, посвященных правам ребенка и их защите, я решила изучить эту тему на примере Российской Федерации и Мирового сообщества. В этом заключается новизна моего исследования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Милютинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема индивидуального проекта: «Права ребенка. Почему необходимо защищать детство?»

 

 

 

 

Выполнила проект

ученица 11 класса

Морозова Алина Евгеньевна

Руководитель проекта учитель истории и

обществознания

Хижняк Анна Викторовна

 

 

 

 

 

 

Ст.Милютинская, 2022год

 

Содержание

Введение …………………………………………………………..

2

Основная часть…………………………………………………….

4

ГЛАВА 1. Права ребенка

История возникновения прав ребенка

…………………

……………………4

Основные права детей и способы их регулирования в РФ

……………

…..6

Основные права детей и способы их регулирования в США

……………11

Сравнение реализации прав детей в США и России

…………………….13

Почему необходимо защищать детство

…………………………………15

 

 

ГЛАВА 2. Анкетирование………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………

…….

20

Список использованной литературы……………………………

………

21

Приложения………………………………………………………

……….

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Введение

Тема. Предлагаемая внимаю читателя исследовательская работа посвящена правам ребенка. Я выбрала именно эту тему для исследования, потому что каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, которые закреплены в правовых актах, чтобы оперировать ними в нужной для него ситуации.

Актуальность. Всё более очевидной становится истина, что ребёнок – это личность, умения которой жить в обществе, семье во многом зависит от представляемых ему возможностей получить всестороннее развитие, проявить себя. Тема, над которой я работаю, является предметом оживленных дискуссий. Сегодня проблема прав ребенка, на мой взгляд, является одной из самых актуальных, так как дискриминация по отношению к детям, эксплуатация их труда увеличивается, что свидетельствует о несерьезном отношении к ребенку как к личности, имеющей права и свободы.

Научная новизна. На сегодняшний день существует немалое количество работ, посвященных правам ребенка и их защите, однако я решила изучить эту тему на примере Российской Федерации и Мирового сообщества. И в этом заключается новизна моего исследования.

Цель работы

Основная цель работы – изучение основных прав ребёнка в Российской Федерации, способов их защиты в условиях необходимых защиты прав детей.

Задачи

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Выяснить, в каких документах зафиксированы права детей.

Охарактеризовать

основные

права детей, выяснить, как они регулируются в Российской Федерации и на международном уровне.

Сравнить их реализацию на примере разных стра

н

(

США и России)

.

Выяснить, почему необходимо защищать права детей.

 

2

Методы, использованные при разработке проекта

Анализ, обобщение имеющегося опыта и знаний.

Сравнение

Анкетирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Основная часть

I глава: теоретическая

История возникновения прав детей

Ключевые понятия для моего исследования – это «права ребёнка», «законодательство о правах ребёнка». На официальном сайте я нашла следующие определение терминов:

Права ребёнка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Законодательство о правах ребёнка – это комплекс международных и государственных законов, которые регламентируют нормы защиты, обеспечения жизнедеятельности и развития несовершеннолетних граждан.

 

В начале обратимся к истории вопроса. История развития прав привлекает многих историков и исследователей. Анализируя и сопоставляя различные статьи и работы, я делаю вывод о том, что в различные эпохи люди относились по-разному к несовершеннолетним представителям общества. На древних этапах развития общества отношение к слабым представителям было неоднозначно. Как пишет Мустафаев Ф.М: «…убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой... Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным...»1. В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.

Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Самостоятельным лицом был только отец; дети были лицами чужого права. Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до

совершеннолетия детей.

На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

Средневековое право Германии (Салическая правда, (V-VI века н.э.) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась до достижении ими 14 лет.

Постепенно, с развитием общества, детей вовлекали в работы (помощь по дому и пр.), обучали их ремеслу и другим работам. Но права детей были полностью сосредоточены в руках взрослого, хотя родители имели такие обязанности как воспитание и забота о детях. Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. «Домострой» практиковал жестокое наказание детей в случае неповиновения или отклоняющего поведения. Но уже в петровские годы родители лишались права насильно отдавать детей в монастырь или венчать их. Но полностью применение физического насилия к детям было отменено лишь в 1917г. В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было обозначено, что "власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых". В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. А затем, в 1959 г., была принята Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Именно эта Декларация заложила основополагающие начала, которые являются принципиальными.

15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в силу в Российской Федерации.

В 1991 году был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

В 1992 году Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 года Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:

 

5

-рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;

 

-выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».

 

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 году в «Заключительных замечаниях» Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 года. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.

 

Итак, завершая краткий обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних. Их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще более усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.

 

 

1.2 Основные права детей и способы их регулирования в РФ.

Как известно, каждый гражданин Российской Федерации обладает неотъемлемыми правами и обязанностями, которые прописаны в

6

Конституции РФ и других законодательных органах государства. Для изучения своих прав и обязанностей взрослые люди и дети могут воспользоваться общедоступной Конституцией нашей страны. Каждый ребенок наделен четырьмя категориями прав и обязанностей: гражданскими, социальными, экономическими, культурными. Конституционные права детей:

«СТАТЬЯ 20 п.1

Каждый имеет право на жизнь.

СТАТЬЯ 29 п.1

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

СТАТЬЯ 35 п.1,4

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Право наследования гарантируется.

СТАТЬЯ 28 п.2

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

СТАТЬЯ 41 п.1

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страхо

вых взносов, других поступлений.

СТАТЬЯ 43 п.1,2

Каждый имеет право на образование.

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальны

х образовательных учреждениях и

на предприятиях

.

»

2

Кроме того для точного и подробного изучения основных прав детей в РФ следует обратиться к Семейному кодексу РФ:

«Статья 54. п.2.

 

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько

это

возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Статья 56. п.1 п.2.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом;

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны

родителей (лиц, их заменяющих).

 

Ребенок имеет право

выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет

;

»

3

Таким образом, я выяснила, какие права ребенка являются основными в нашей стране и какими документами они регулируются (также сюда можно отнести Федеральный закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Но, помимо этих, в России разработаны правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), их целью является - создание благоприятных условий для развития детей и обеспечение защиты их прав.

Кроме того для более эффективного соблюдения прав детей и их защиту в Российской Федерации существуют уполномоченные органы, такие как «Органы опеки и попечительства, которые осуществляют (опеку над детьми, оставшимися без попечения родителей, участвуют в устройстве таких детей в семьи или специализированные учреждения; контролируют права детей в некоторых видах судебных споров между родителями; защищают права несовершеннолетних при сделках с недвижимостью, ипотечных сделках; участвуют в подборе и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями или взять ребенка на воспитание в семью), Комиссия по делам несовершеннолетних ( занимается вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан Российской Федерации), Органы прокуратуры и суды (защищают права и законные интересы ребенка в соответствии с законодательством РФ, рассматривают гражданские, уголовные и административные дела, в которые вовлечены несовершеннолетние).»4

Кроме того я выяснила, что « защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст.8 СК). К первым относятся:

Прокуратура,

Органы внутренних дел

.

»

        Защищая права детей, прокуратура осуществляет следующие действия:

«

предъявление иска о лишении родительских прав (ст.70 СК), ограничении в родительских правах (ст.73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст.142 СК)

;

»

5

предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст.21 Закона "О прокуратуре РФ");

непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст.35 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст.72, 73, 125, 140 СК РФ);

внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст.24, ст.25 Закона "О прокуратуре РФ");

опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст.23 Закона "О прокуратуре РФ").

«Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей . Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

         Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости,

контроля за

условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье

.

»

6

Так, я осуществила краткий обзор на права ребенка в Российской Федерации, на способы их выполнения и защиты уполномоченными органами. Как отмечалась ранее, РФ не в полной мере способна осуществить права детей или защитить их. Наша страна постепенно развивает систему защиты прав детей, вводит новые программы и льготы для детей и подростков. Например, с 2021 года Согласно ст. 218 родителям или опекунам предоставляется налоговый вычет в размере 3 000 рублей ежемесячно. Льготой можно пользоваться вплоть до достижения ребенком – инвалидом 24 лет. Это возможно в том случае, если ребенок учится на дневном отделении и имеет инвалидность 1 или 2 группы. Кроме того для детей с ограниченными возможностями существуют льготы на транспорт, медицинское обслуживание, льготы при поступлении в высшие учебные заведения, относительно самого обучения и воспитания, существенную роль играть ежемесячные пенсионные пособия.

 

1.3 Основные права детей и способы их регулирования в США.

 

В законодательстве Соединенных Штатов Америки термин «ребенок» (child) определяется как «особа в возрасте до 18 лет», в некоторых штатах до 21 года. Как и во многих странах, в США при рождении каждый ребенок имеет право на безопасную среду, хорошее питание, здравоохранение и образование. Родители должны удовлетворять основные потребности своих детей. Как известно, в разных штатах США действуют различные правила и законы, защищающие права детей, именно поэтому существуют различные методы осуществления и применения этих прав. Однако во всех штатах США любой человек имеет право сообщить соответствующим органам, как правило полиции, о своих подозрениях в отношении дурного обращения с детьми, в 18-ти штатах подобные действия являются обязательными. Каждый случай насилия или иного ненадлежащего отношения к ребенку рассматривается сотрудниками специальной Службы Защиты Детей\Child Protection Services (CPS), которые выносят решение о том, действительно ли пострадал ребенок.

Что такое Служба Защиты Детей? «Служба защиты детей (CPS) - это название правительственного агентства во многих штатах США, отвечающих за обеспечение защиты детей, включая реагирование на сообщения о

11

жестоком отношении с детьми. В некоторых штатах используются другие названия, часто используемые, чтобы отразить более ориентированные на детей практики, например Департамент по делам детей или Департамент по делам детей, школ и семей (Department for Children, Schools and Families). CPS также известен под названием Департамент социальных служб (DSS) или просто Социальные службы»7.

Также из Интернет-источников мне удалось выяснить, что «в стране существуют учреждения социальной помощи детям, которые предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) такие услуги, как:

1)организация специальных групп профессионального обучения для родителей;

2)обеспечение помощи по трудоустройству;

3)обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей;

4)создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей;

5)создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию;

6)создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье;

7)развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т. д.»8

Кроме того правозащитные органы США оказывают активную поддержку детям, сбежавшим из дому, предоставляют приюты и общежития для бездомных детей. Также мне стало известно, что социальные службы США заботятся о детях с умственными и психическими отклонениями, для них предоставляются психиатрические больницы и дома-интернаты, к тому же оказывается помощь в специализированных стационарах и диспансерах. Так же, как и в любой стране, США проводят профилактические работы с детьми из неблагополучных семей и для детей с отклоняющим поведением. Стоит отметить, что в США действуют два типа исправительных учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения (в случае условного осуждения подростка, но при этом ему предписывается наставник). Социальные работы проводятся и в местах лишения свободы. Что касается прав детей в Соединенных Штатах Америки, «то дети в США могут работать с 14 лет. Федеральный закон США «Fair Labor Standards Act» (Закон о справедливых трудовых нормах) регулирует вопросы нормирования рабочего дня и обеспечения благосостояния работающих подростков. Закон защищает несовершеннолетних работников от надругательства и эксплуатации их труда. Положения о детском труде защищают право молодежи на образование и запрещают трудоустройство детей на рабочих местах, опасных для их жизни здоровья.

Ребенок старше 14 лет может официально отказаться от опеки родных или приемных родителей. Этот юридический процесс называется эмансипацией несовершеннолетнего (emancipation of minor). Ребенок становится эмансипированным до достижения 18 лет, если он вступает в брак, поступает на службу в армию или получает декларацию эмансипации, доказав, что законным способом зарабатывает на жизнь и сам распоряжается деньгами.»9

 

1.4. Сравнение реализации прав детей в США и России.

В предыдущих главах я изучила и проанализировала права детей и их защиту как в Российской Федерации, так и в США. Обе страны развивают программы и законы по обеспечению достойной жизни детей. Как известно, Соединенные Штаты занимают лидирующую позицию в системе защиты прав детей, но несмотря на это, права детей в обеих странах во многом совпадают.

Конечно, в каждой из них есть как достоинства, так и недостатки. Если, например, в США чаще всего совершеннолетним считается человек, достигший 21 года, то в России он становится полностью дееспособным в 18 лет. В Соединенных Штатах ребенок получает свои права еще до рождения, а в России – после. Кроме того, отмечается, что в США права детей стоят выше, чем права взрослых, что сложно сказать о России. Важно отметить, что в Штатах активно проводятся профилактические работы по правонарушениям со «сложными» детьми, то есть существует очень строгая концепция. Чего нельзя сказать о России, так как здесь позиции более лояльны, и часто приходится исправлять последствия неправомерного или отклоняющего поведения детей. Также немало важным является и то, что в США дети чаще обращаются в надлежащие органы и службы по защите за помощью, чем дети, проживающие в Российской Федерации. «В США не только сами дети часто обращаются в ювенальную юстицию, на телефон доверия с жалобами на родителей, но и окружающие их взрослые обязаны обращаться в полицию при малейшем подозрении на нарушение прав детей. Причем за меры, которые у нас часто называют «воспитательными» (шлепнул ребенка, накричал и т.п.) в США могут забрать ребенка из семьи.»10 Что касается детей-сирот, то это не проблема в Соединенных Штатах, так как опекунов для ребенка найдут быстро. Следует указать, что в США нет так называемых детских домов. Там действует система приема ребенка, оставшегося без родителей, в фостерную семью. С помощью интернет-источников я выяснила, что «Foster care (англ. патронажное воспитание) — термин, используемый для системы, в которой несовершеннолетние, нуждающиеся в опеке, передаются для воспитания в приёмную семью или семейный детский дом на платной основе (содержание детей оплачивает государство. В России же иная ситуация, не так просто найти опекунов для ребенка, возможно, это обусловлено русским менталитетом, но, помимо этого, также существенную роль играет и тот факт, что это долго и сложно в бюрократическом плане. В России считается, что чем больше семья, тем лучше. Государство даже поощряет многодетные семьи, вводя различные льготы и оказывая помощь, это обусловлено низкой демографической ситуацией. В США же иначе, чем больше семья, тем хуже, так как считается, что в таких обстоятельствах дети получают меньше внимания от родителей.

Таким образом, делаю вывод о том, что в обеих странах ситуация по правозащите детей положительна. Если же в Российской Федерации есть некоторые недочеты, такие как лояльная система, низкая значимость прав детей и прочее, то, несмотря на это, наша страна развивает правозащитную систему, проводит реформы и даже заимствует принципы других европейских стран.

 

 

1.5. Почему необходимо защищать детство.

Почему необходимо защищать детство? Этот вопрос является актуальным в наши дни. Постараюсь найти на него ответ. Я считаю, что детство – это важный этап психического и физического становления личность. Именно в этот период ребенок осваивает новое, остро воспринимает происходящее вокруг, усваивает установленные принципы и ценности, определяет вектор своего развития, ставит цели, ориентируясь на окружающую его среду и людей, а главное именно в этот период формируется его мировоззрение. То есть для того, чтобы ребенок стал благополучным, счастливым и успешным человеком в дальнейшем, государство должно обеспечивать ему достойную жизнь: оказывать материальную поддержку семье; предоставлять качественное медицинское обслуживание; обеспечивать правильной и эффективной системой образования; следить за соблюдением прав детей, исключать насилие, как физическое, так и психологическое не только со стороны родственников, но и представителей учебных и прочих заведений; необходимо поддерживать творческое и спортивное развитие детей, предоставлять им инициативу и альтернативу. На мой взгляд, немало важным является и влияние родителей. Они должны следить за отношением к ребенку окружающих, отстаивать и восстанавливать его права, не допускать грубого отношения к ребенку, поддерживать его, уделять ему должное внимание, любить его. Не зря А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Также родителям не стоит оказывать чрезмерную опеку (гиперопеку) ребенку, так как это плохо скажется на нем – например, он не будет самостоятельным, то есть не сможет развиваться без помощи других, а это необходимое условие нормальной жизни, кроме того подростки остро воспринимают отказы, поэтому делают все наоборот, так как запретный плод сладок.

Так, дети – это будущее нашей страны, поэтому государство и семьи должны достойной их воспитать.

Изучая психологическую и юридическую литературу, я выяснила, что дети, как социальная уязвимая группа, находятся под риском. Наше общество сталкивается с детским насилием, проституцией, алкоголизмом и прочими токсическими зависимостями, очень часто используют незаконный детский труд.

15

Ознакомившись с книгой Павла Астахова «Наши дети. Исповедь о самых близких и беззащитных», я узнала об отношении к детям в детских домах или домах-интернатах. К сожалению, это произведение не оставило положительных эмоций. Ситуация с детьми-сиротами в нашей стране довольно сложная. Не оказывается должное внимание к детям-грудничкам. Работники детских домов могут быть полностью в них не заинтересованы. Обстоит сложная ситуация с питанием, гигиеной, медициной и отношением к детям. Так, государство должно уделять большее внимание и детям, не имеющим родителей или опекунов, так как их положение в основном тяжелое и требует изменений.11

Сейчас дети часто сталкиваются с таким понятием как буллинг. «Буллинг совсем не страшное слово – до того момента, пока ваша семья не столкнется с травлей напрямую. Шок, гнев, обида и другие эмоции часто мешают родителям адекватно оценить ситуацию и понять, какие шаги следует предпринять, куда обращаться, что говорить ребенку и как вести себя с обидчиками.»12 Что же такое буллинг? Используя интернет-источники , я узнала, что « тра́вля (бу́ллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.»13

Автор книги, журналистка, рассказывает о том, как ее семья, а в частности дети, столкнулись с травлей в школе. Проблема заключалась в том, что ни классный руководитель, ни директор не знали о подобных взаимоотношениях между учащимися. То есть взрослые не заинтересованы в отношениях детей, что является прямым нарушением, так как, если вовремя не предотвратить травлю, ситуация может иметь негативные последствия. Как правило, буллинг выражается не только в физическом насилии, но и в таких формах как:

словесная травля

(оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);

распространения слухов и сплетен;

бойкота (одна из самых опасных форм

буллинга

, так как чаще остальных приводит к суициду

).

Именно поэтому работники школьных учреждений и администрация должны предотвращать подобные ситуации, наказывать буллеров, то есть агрессоров, проводить профилактические работы на эту тему, так как буллинг приводит к депрессии, развитию психических расстройств, неуспеваемости в школе, к отстранению жертвы от окружающих.

Таким образом, детство необходимо защищать. Ведь именно в этот период формируется характер ребенка, а значит его отношение к жизни, к окружающим и к самому себе. Также необходимо защищать детство для того, чтобы обеспечить достойное будущее страны, ведь дети продолжат начинания предков, поэтому нужно вырастить эмоционально и физически стабильных личностей, которые будут развиваться и стремиться к большему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

ГЛАВА 2. АНКЕТИРОВАНИЕ

Для создания практической части проекта я использовала google формы, где создала вопросы для анкетирования по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1Lm0_PEasLg5GPwFhHEYLWtUGuHMx0GV0jofWMxZk9Ck/edit#responses. Анкета состояла из 13 вопросов

Собрав необходимое количество ответов, я проанализировала полученные данные и сделала необходимые выводы

Не все опрошенные респонденты знают, что такое права ребенка: знают (91,3%), не знают (4,3%), затрудняются ответить (4,3%).

Диаграмма показывает, что большинство респондентов считает, что права детей были неактуальны, полная власть принадлежала взрослому (78,3%),

другая часть считает, что права детей были актуальны (4,3%), остальные затрудняются ответить (17,4%).

Опрос показал, что большая часть респондентов считает, что права детей на международном уровне защищает Конвенция о правах ребенка (78,3%), меньшая часть считает, что этим занимается Декларация о правах ребенка (73,9%),

остальные

выбрали ответ «Детский фонд ООН» (47,8%),

меньшего всего опрошенных считаю

т, что права детей

защищает Международная амнистия

(17,4%).

%)

.[Выбрать можно было несколько вариантов ответа]

.

Не все опрошенные респонденты знают,

какие права ребенка существуют в Российской Федерации

: знают (

78

,3%), не знают (

1

3%), затрудняются ответить (

8,7

%).

Опрос показал, что большая часть респондентов считает, что

осно

вным документом, регламентирующи

м права детей в РФ является

Семейный кодекс РФ(

82,6

%), меньшая часть считает, что этим занимается

Конституция РФ

(73,9%),остальные выбрали ответ «

Конвенция о правах ребенка

» (

60,9

%),

минимальное количество ответов получили Налоговый кодекс (13%) и Гражданский кодекс (34,8

%

).[Выбрать можно было несколько вариантов ответа].

Диаграмма показывает, что большинство респондентов считает, что

на Руси дети были полностью лишены прав

(

52,2

%), другая часть считает, что

дети имели частичное право (21,7

%), остальные затрудняются ответить (

26,1

%).

Опрос показал, что большая часть респондентов считает, что

защиту

18

прав детей в РФ осуществляют Органы опеки и попечительства

(82,6%), меньшая часть считает, что этим занимается Комиссия по делам несовершеннолетних (56,5%), остальные выбрали ответы «Органы прокуратуры и суда» (34,8%) и «Органы внутренних дел» (30,4%).[Выбрать можно было несколько вариантов ответа].

Диаграмма показывает, что большинство респондентов

затрудняются ответить на вопрос «Защита прав детей в США идентичны российской?»

(

43,5

%), другая часть считает, что

не идентична

(

34,8

%), остальные

думают, что системы схожи

(

21,7

%).

Не все опрошенные респонденты знают, что такое

Служба защиты детей

(

CPS

)

:

знают (

34,8

%), не знают (

30,4

%), затрудняются ответить (

34,8

%).

Диаграмма показывает, что большинство респондентов

знают, что такое

буллинг

(74

%), другая

часть затрудняется ответить(1

3%), остальные

не знают

(

13

%)

.

Большинство считает, что

буллинг

распространен

в школах (73,9%).

Данный вопрос требовал

развернутого

ответы респондентов. Проанализировав ответы, я выяснила, что большинство участников считают, что необходимо защищать детство, так как в этом юном возрасте человек особенно уязвим, поэтому необходимо обеспечить устойчивую основу его развития. Кроме того, многие считают, что взрослые пренебрегают правами детей в силу их незащищенности, поэтому государству необходимо защищать детские права. Часть

опрошенных

утверждают, что дети – это будущее страны, поэтому с самого рождения они должны знать свои права и иметь право на их защиту.

Диаграмма показывает, что большинство респондентов считает, что права детей

ограничены в настоящее время

(

47,8

%), другая часть считает, что права детей

имеют такое же значение, как и права взрослых

(

43,5

%), остальные затрудняются ответить (

8,7

%).

Опрос показал, что на вопросы отвечали люди разных возрастных категорий: от 12-15 лет (34,8%), от 16-18 лет (39,1%), от 19-25 лет (13%), старше (13%).

 

 

19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа рассматривает лишь часть аспектов темы «Права ребенка. Почему необходимо защищать детство?». Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы расширить круг сведущих людей и, возможно, улучшить систему обеспечения и защиты прав детей. На мой взгляд, исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются темой защиты детских прав или стремятся в будущем связать свою жизнь с профессией из этой области. В процессе написание этого проекта я работала с большим количеством литературных и интернет сточников, это помогло мне расширить знания о детских правах, я научилась различать их и узнала о способах, которые могли бы помочь мне и окружающим отстоять свои нарушенные права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мустафаев

Ф.М.,

Мустафаева

З.С. Специфика охраны прав несовершеннолетних в истории Российского государства

.

Конституция РФ

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 02.01.00 г.).

https://infourok.ru/prava-rebenka-v-ssha-i-rossii-sravnitelnoe-issledovanie-3628928.html

http://lobazovka.ru/news/164-prava-rebyonka-i-formy-ego-pravovoi-zaschity.html

https://wikichi.ru/wiki/Child_Protective_Services

https://infourok.ru/prava-rebenka-v-ssha-i-rossii-sravnitelnoe-issledovanie-3628928.html

https://sff-miami.com/blog/zashhita-prav-rebenka-v-soedinennyh-shtatah/

https://infourok.ru/prava-rebenka-v-ssha-i-rossii-sravnitelnoe-issledovanie-3628928.html

Павел Астахов «Наши дети. Исповедь о

самых

близких и беззащитных»

Наталья

Цымбаленко

«

Буллинг

. Как остановить травлю ребенка»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

Мустафаев Ф.М., Мустафаева З.С. Специфика охраны прав несовершеннолетних в истории Российского государства [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/article2133804.html4

Конституция РФ с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. – Москва: Эксмо, 2020. – 96с. – (Актуальное законодательство).7

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 02.01.00 г.). [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/8

[Электронный ресурс] https://infourok.ru/prava-rebenka-v-ssha-i-rossii-sravnitelnoe-issledovanie-3628928.html

Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 02.01.00 г.). [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/9

[Электронный ресурс] http://lobazovka.ru/news/164-prava-rebyonka-i-formy-ego-pravovoi-zaschity.html10

[Электронный ресурс] https://wikichi.ru/wiki/Child_Protective_Services

[Электронный ресурс] https://infourok.ru/prava-rebenka-v-ssha-i-rossii-sravnitelnoe-issledovanie-3628928.html12

[Электронный ресурс] https://sff-miami.com/blog/zashhita-prav-rebenka-v-soedinennyh-shtatah/13

[Электронный ресурс] https://infourok.ru/prava-rebenka-v-ssha-i-rossii-sravnitelnoe-issledovanie-3628928.html14

Павел Астахов «Наши дети. Исповедь о самых близких и беззащитных» [Электронный ресурс] http://bookash.pro/ru/book/67825/nashi-deti-ispoved-o-samyh-blizkih-i-bezzaschitnyh-pavel-astahov

Наталья Цымбаленко «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» [Электронный ресурс] http://bookash.pro/ru/book/258185/bulling-kak-ostanovit-travlyu-rebenka-natalya-tsymbalenko

[Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F16

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×