Правила общения в семье Счастливая семья | Орлова Антонина Александровна. Работа №304515
«Правила общения в семье»
Счастливая семья
Консультация для родителей
«Правила общения в семье»
Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.
Счастливаясемья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми.Семьядля ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь собщественной средой. И это очень важно.Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашегообщества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения,правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современнойсемьиочень актуальна проблема культурыобщения в семье.
Существует два противоположных стиля семейноговоспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностьюродителей, чаще отца.Родителитребуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в такихсемьяхчасто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в такихсемьяхчасто вступают в конфликты сродителями, отдаляются отсемьи. У детей в такихсемьяхочень слабо развитасамостоятельность, инициатива, творческое начало.
При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членамисемьихарактеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В такихсемьяхуже с раннего возраста дети приобщаются к жизнисемьи, ее нуждам и заботам.Родителистараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместес тем, дети знают слова«надо»,«можно»,«нельзя». При этомродителипользуются авторитетом у детей. Наказания в такихсемьяхобычно не применяются – достаточно порицания или огорченияродителей.
Следует заметить, однако, что демократических стильобщения в семьене дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, еслиродителине последовательны в требованиях, их подходы не едины.
Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие.Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо.Родителидолжны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторыеродителижалуются на занятость и нехватку времени дляобщения с детьми. Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» - говорил А. С. Макаренко.Родителипостоянно воспитывают своихдетей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в детский сад, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнееобщение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.
Конечно же, очень не просто выработатьправильныйстиль внутрисемейных отношений. Каждаясемьянакапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом,семьяфактически создает свою культуруобщения.
К сожалению, владеть культуройобщенияи отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередкородителикритикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. Приэтом они уверены, что ведут себяправильно. Но в действительности такое поведение приводит кпротивоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства к друг другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А. С. Макаренко называл«общим тономсемьи». Такой«тонсемьи»действует на ребенка независимо отродителей, а подчас даже вопреки им.«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь»- говорил А. С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Анализируя разные стилиобщения в семье, хотелось бы предостеречьродителей от некоторых ошибок, к которым ведетнеправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современныхсемьях.
-«Авторитет любви».Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает всемье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.
-«Авторитет доброты».Родителивсе разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуютродителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.
-«Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенкародители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в такихсемьях безвольные, замкнутые дети.
-«Авторитет педантизма». В такихсемьях родителистремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельныйчеловек с неуживчивым характером.
-«Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себеродители, сами того не замечая,«покупают»у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний.«Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …»- часто слышим мы в разговорахродителей с детьми. В такихсемьяхдети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.
Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственноправильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогутконсультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.