Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Правильное произношение звуков на уроках родного языка и литературы | Батчаева Зарият Шакмановна. Работа №331585

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний является родное слово. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

        Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Тема

«Формирование правильного произношения звуков у младших школьников на уроках родного языка»

 

 

 

 

 

Батчаева Зарият Шакмановна

учитель родного языка и литературы

МКОУ «Гимназия с. Знаменка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний является родное слово. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны самокоррекции. Наблюдения показывают, что у большинства школьников первых классов, обладающих недочётами речи, нет ни каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная с неправильным воспитанием. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом особенностей, которые необходимо четко представлять для правильного развития звукопроизношения. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка.

Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

В настоящие время в центре внимания проблема форм обучения родной речи. Традиционные фронтальные занятия по родному языку, хотя и признаны важнейшим средством развития речи, подвергнуты критике. В результате дискуссий утвердилось мнение о необходимости занятий в речевом развитии детей. У многих детей 6-7 лет отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, некоторые дети небрежны в словопроизношении. Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью–сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития, но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими, важен образец взрослых.

Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга. Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или неправильным развитием речевого аппарата – его периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими, а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и врача. Это бывает, например, при недостатке или неправильном расположении зубов, при расщеплении верхней губы, нёба, а также при поражениях мозга, вызванных травмами, инфекционными заболеваниями. Когда анатомический недостаток выражен не слишком редко, речь может быть вполне нормальной.

Гораздо чаще чем, с органическими формами косноязычия, встречаются с функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии каких-либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.

Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, язык менее гибкий и подвижный и занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь более высокий, звонкий голос школьника, а также смягченность речи в младшем возрасте. Имеет значение у первоклашек смена молочных зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят, но это длится недолго. Серьезное значение имеют особенности психики ребенка; ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции, это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.

Система работы по формированию правильного звукопроизношения, сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

I этап – подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

II этап – становления звуков речи, или постановка звука.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л ). При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у школьников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Если невозможно, поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.

III этап – закрепление и автоматизация звуков. Автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной, относительно простой, связи речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится правильно. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Для закрепления и автоматизации нового звука требуется систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20раз.

IV этап – дифференциации смешиваемых звуков. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их.

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна, речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется педагогом работа подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки –чистоговорки, загадки и д.р.)

Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, мы убедились, что не менее эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.).

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.

Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги, и родители.

 

Использованная литература

1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд.Центр “Академия”, 1997г.

2. Бородич А.М. “Методика развития речи у детей” М., Просвещение, 1981г.

3. Городилова В.И. “Воспитание правильной речи” УЧПЕДГИЗ, 1956г

4. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 1998г.

5. Максаков А.И. “Правильно ли говорит ваш ребенок”

М., Просвещение, 1982г.

6. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997г. №608

7. Максаков А.И. “Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом”

Просвещение, 1979г.

8. Репина З.А. “Уроки логопедии”, “Литур” Екатеринбург, 1999г.

9. Фомичева М.Ф. “Воспитание у детей правильного произношения” М., 1981г.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×