Правильный выбор профессии – главный вектор развития личности | Дьяконова Варвара Николаевна. Работа №273722
Автор: Дьяконова Варвара Николаевна
Профориентационная работа, проводимая среди школьников образовательных учреждений, является одной из самых главных задач «Светлинского филиала энергетики, нефти и газа». От набора студентов, от своевременно проведенной работы по профориентации зависят планы и дальнейшая работа преподавателей и всех сотрудников нашего филиала. Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. В данной статье рассматривается сам процесс профессиональной ориентации, основные подходы подготовки школьников к выбору профессии. На сегодняшний день «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа» в своей работе выделяет и использует четыре подхода к профориентации: диагностико-консультационный, информационный, развивающий, активизирующий и предлагает провести среди школьников на общих собраниях выпускников и на родительских собраниях.
Одним из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы является профессиональное просвещение, основная цель которого – познакомить обучающихся с будущей профессией и помочь в осознанном еѐ выборе.
Профессиональная информация должна дать обучающимся как можно больше социальных, экономических, технологических сведений о профессии.
В статье также подробно описаны все мероприятия, которые проводит «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа» по профориентационной работе. Недостаточно просто привлечь выпускников школ в наш филиал для получения профессии или специальности, необходимо предоставить им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому важной составляющей работы преподавательского состава филиала по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.
Правильный выбор профессии – главный вектор развития личности
Дьяконова Варвара Николаевна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Региональный технический колледж в г. Мирный» «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа»
зав. отделением по заочному обучению
Преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин
т.+79244668760
АННОТАЦИЯ
Профориентационная работа, проводимая среди школьников образовательных учреждений, является одной из самых главных задач «Светлинского филиала энергетики, нефти и газа». От набора студентов, от своевременно проведенной работы по профориентации зависят планы и дальнейшая работа преподавателей и всех сотрудников нашего филиала. Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. В данной статье рассматривается сам процесс профессиональной ориентации, основные подходы подготовки школьников к выбору профессии. На сегодняшний день «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа» в своей работе выделяет и использует четыре подхода к профориентации: диагностико-консультационный, информационный, развивающий, активизирующий и предлагает провести среди школьников на общих собраниях выпускников и на родительских собраниях.
Одним из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы является профессиональное просвещение, основная цель которого – познакомить обучающихся с будущей профессией и помочь в осознанном еѐ выборе.
Профессиональная информация должна дать обучающимся как можно больше социальных, экономических, технологических сведений о профессии.
В статье также подробно описаны все мероприятия, которые проводит «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа» по профориентационной работе. Недостаточно просто привлечь выпускников школ в наш филиал для получения профессии или специальности, необходимо предоставить им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому важной составляющей работы преподавательского состава филиала по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.
АNNOTATION
Career guidance work carried out among students of educational institutions is one of the most important tasks of the "Svetlinsky Branch of Energy, Oil and Gas". The plans and further work of teachers and all employees of our branch depend on the recruitment of students, on the timely work on career guidance. The role of practical career guidance in our country is becoming particularly relevant and important. This article examines the process of professional orientation itself, the main approaches to preparing students for choosing a profession. Today, the "Svetlinsky Branch of Energy, Oil and Gas" in its work identifies and uses four approaches to career guidance: diagnostic and consulting, informational, developing, activating and offers to conduct among schoolchildren at general meetings of graduates and at parent meetings.
One of the most important content components of career guidance work is professional education, the main purpose of which is to introduce students to the future profession and help them make an informed choice.
Professional information should give students as much social, economic, and technological information about the profession as possible.
The article also describes in details all the activities carried out by the "Svetlinsky Branch of Energy, Oil and Gas" for career guidance. It is not enough just to attract school graduates to our branch to get a profession or specialty, it is necessary to give them a chance for real employment and professional adaptation to the labor market conditions after completing their studies in secondary vocational education institutions. Therefore, an important component of the work of the teaching staff of the branch for the training of qualified workers and middle-level specialists is their employment and consolidation in the workplace.
Ключевые слова: профориентация, профессия, специальность, учащиеся, абитуриенты, студенты, выбор, самоопределение, сотрудники, трудоустройство, социальные партнеры.
Keywords: career guidance, profession, specialty, students, applicants, students, choice, self-determination, employees, employment, social partners
Литература
Годовой отчет ГАПОУ РС(Я) «МРТК» филиал «Светлинский», 2019-2020г.
Материала по
профориентационной
работе за 2018-2021 год.
«Профессиональная ориентация» — электронный научный журнал.
Пряжников
Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с
Профориентация – это научно обоснованная система молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. Данные услуги все больше востребованы населением, и этому есть ряд причин. Во-первых, мир профессий стал более дифференцированным, количество образовательных организаций и направлений работы увеличилось в разы. Поэтому для многих делать профессиональный выбор стало все сложнее, соответственно, актуальность помощи в этом возросла. Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Профориентационная работа, проводимая среди школьников образовательных учреждений, является одной из самых главных задач ГАПОУ РС(Я) «МРТК» «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа». От набора студентов, от своевременно проведенной работы по профориентации зависят планы и дальнейшая работа преподавателей и всех сотрудников нашего филиала. По плану филиала руководитель по производственной работе заранее проводит мониторинг нужных профессий и специальностей по трудовым организациям республики, ведет переговоры с ними, где нужны такие профессии и специальности, чтобы по окончании учебы студенты могли трудоустроиться на этих организациях. Это огромная работа на будущее и она проводится запланировано, обдуманно. Затем ответственный за набор студентов выносит эти данные на решение комиссии по профориентационной работе. Комиссия принимает решение по каким специальностям можно провести набор студентов на новый учебный год и составляет план работы по школам республики. За каждым районом, улусом закрепляется ответственный преподаватель, который начинает вести переговоры с ответственными за профориентацию школьников из каждой школы, находящейся в данном улусе.
На сегодняшний день «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа» в своей работе выделяет и использует четыре подхода к профориентации и предлагает провести среди школьников на общих собраниях выпускников и на родительских собраниях:
1. Диагностико-консультационный.
Его цель – установление соответствия абитуриента тому или иному виду деятельности путем сопоставления его особенностей и требований к профессиям.
Например, можно провести:
интервью-собеседование и анкетирование;
профориентационное и психологическое консультирование;
профориентационные тесты и
комплект
ы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).
2. Информационный.
Его цель – обеспечение абитуриента разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.
Например, можно провести:
образовательные выставки, дни открытых дверей, участие на ярмарках вакансий, встречи со специалистами, представителями различных организаций, презентации;
справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы;
сайты, содержащие информацию об учебном
заведени
и, описания профессий, полезные статьи, рейтинги образовательных организаций и специальностей, обзоры рынка труда;
поисковые системы в интернете – банки вакансий для соискателей и работодателей.
Сегодня недостатка в информации нет. Бурно развивается интернет, обширный и постоянно обновляемый источник сведений обо всем, включая профессии, образовательные организации и организации-работодателей. У человека, выбирающего профессию или место работы, есть все для самостоятельного поиска информации, главное – это уметь искать и четко понимать, что же ему нужно.
3. Развивающий.
Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.
Например:
тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения («Моя профессия», «Облака знаний», «Внимание-сила» и другие тренинги);
деловые орг
анизационно-
деятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;
коучинг;
психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции;
компьютерные программы («Интеллект-тренажер»);
обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.
образовательные
,
справоч
ные
сайты
4. Активизирующий.
Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у школьника интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют более осознанно делать выборы.
Например, можно провести:
активизирующие опросники («Будь готов!», «За и против» и др.);
экскурсии,
практики
,
в процессе которой человек может попробовать себя в нескольких областях и выбрать наиболее предпочтительную
.
Таким образом, основная цель профориентации состоит в том, чтобы не оставить молодого человека предоставленным самому себе при выборе профессии, помочь ему в процессе успешного профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация представляет собой непрерывный процесс, который начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода профессионального становления, распространяясь далее на всю трудовую жизнь. Как показывает практика и данные самообследования по выбору профессии, что у многих обучающихся к окончанию школы не сформированы профессиональные намерения («что я хочу») и не раскрыты индивидуальные возможности («что я могу»). Поэтому одним из самых главных содержательных компонентов профориентационной работы является профессиональное просвещение, основная цель которого – познакомить обучающихся с будущей профессией и помочь в осознанном её выборе. Профессиональная информация должна дать обучающимся как можно больше социальных, экономических, технологических сведений о профессии.
В целях качественного проведения профессионального просвещения особое внимание следует уделять разработке и обновлению информационного материала о нашем колледже, о нашем филиале. Рекламный материал должен содержать не только необходимую для абитуриента информацию, но и быть привлекателен по своему оформлению. Так, например:
П
резентация филиала представлена
небольшими видеоролика
м
и
, отражающим
и
специфику профессиональной подготовки по всем специальностям
. На этих видеороликах выпускники
нашего филиала
выступают
со своих рабочих мест, рассказывают о своих успехах и достижениях,
рассказывают о том, как они учились в стенах нашего учебного заведения, что им особенно нравилось, о проводимых мероприятиях и конкурсах, соревнованиях и поездках,
приглашают учащихся идти учиться в наш филиал, что это для них будет правильным выбором.
С
овременные буклеты для поступающих – разли
чные по содержанию и оформлению,
анкеты для школьников и их
родителей
.
Профессиограммы
, в которых представлена информация об
основных
и дополнительных профессиях,
о
необходимых знаниях и умениях.
Р
абота со средствами массовой информации в целях рекламы филиала и формирования его имиджа.
Статистические данные о динамике контингента:
Учебный год
Очное обучение
Заочное обучение
Итого, очное и заочное обучение:
Подготовка ССЗ
Подготовка КРС
Инвалиды, ОВЗ
Подготовка ССЗ
Инвалиды, ОВЗ
2017-2018
314
0
1
149
0
463
2018-2019
242
28
1
136
0
406
2019-2020
151
47
2
139
0
337
В условиях так называемой «демографической ямы», конкуренция за каждого обучающегося стала важнейшим направлением деятельности ГАПОУ РС(Я) «МРТК» «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа». Чтобы выполнить план по контрольным цифрам приема студентов, наш филиал проводит работу со школьниками по следующим направлениям:
Реклама
специальностей, на которые ведется набор абитуриентов
через
студентов,
обучающихся
в
нашем филиале, по
тем
районам
, откуда они приехали к нам учиться.
Студенты, которые уезжают на каникулы (зимние или летние), с ними мы передаем буклеты, агитационные материалы, заранее договариваемся об организации встреч студентов на школьных и классных собраниях. Во время прохождения таких мероприятий, студенты передают материалы ответственным за профориентационную работу в школах, показывают видеоролики о нашем учебном заведении, о внеклассных мероприятиях, об общежитии и спорткомплексе. Также рассказывают о специальностях, на которые ведется прием, отвечают на вопросы школьников. А когда они приезжают обратно, то отчитываются в виде отчетов и справок от школ. Таким образом, устанавливается обратная связь. Чтобы провести такие встречи, надо заблаговременно очень вплотную вести работу со студентами.
О
нлайн-встречи
(групповые и индивидуальные) для абитуриентов по вопросам выбора профессии, профессиональной пригодности, профессионального самоопределения
по арктическим и удаленным улусам.
В 2020-2021 учебном году впервые в республике Саха (Якутия) провели онлайн -встречи со школьниками Сунтарского, Нюрбинского, Верхневилюйского, Вилюйского, Олекминского, Ленского, Мирнинского районов, городов Алдана и Якутска. Охват составил около 1300 школьников. На онлайн-встречах присутствовали ответственные за профориентационную работу не только школ, но и ответственные из районных отделов образования. Со стороны нашего филиала на эти встречи, кроме ответственных модераторов, подключились и выпускники нашего филиала разных годов выпуска. Хотя они находились в разных районах республики, и несмотря на их отдаленность, на отсутствие времени из-за плотного графика работы, согласились на встречу со школьниками. Выпускники с удовольствием рассказали учащимся о своих профессиях, о том, как важно все вовремя понимать и учиться с интересом, о том, что каждый из них продолжает получать высшее образование заочно. На наших онлайн встречах приняли участие: Моякунов Алексей, старший мастер Управления газораспределительных сетей Ленского эксплуатационного газового участка АО «Сахатранснефтегаз»,Трофимова Варвара, мастер районных тепловых сетей пгт Беркакит ООО «Магистраль Беркакит», ведущий инженер по охране труда и пожарной безопасности, Скрябин Тит, электромонтер ЗЭС филиал ПАО «Якутскэнерго» ,Тонких Анастасия, лаборант химического анализа нефтебазы г. Ленска, Строев Борис, ведущий инженер АК «Прогноз», заместитель главного энергетика.
Ф
ормирование и развитие интереса к специальностям и рабочим профессиям предлагаемым
филиалом.
В марте-апреле проводятся Дни открытых дверей, куда приглашаются родители, бывшие выпускники и социальные партнеры АК Алроса ПАО «Якутскэнерго», ЗЭС филиал ПАО «Якутскэнерго», АО «Вилюйская ГЭС-3», ОАО «Алроса-Газ» и т д. Специалисты из организаций, инспектора отдела кадров приезжают со своими видеофильмами о своих организациях, очень доступно для студентов рассказывают о своих специальностях, профессиях, о своей организации, отвечают на вопросы студентов. Иногда сразу делают выбор из студентов на трудоустройство, при этом проверяют посещаемость и успеваемость студентов по журналам теоретического обучения, выбирают из своих стипендиатов или из тех, кто у них проходил практику.
Для формирования мотивационной сферы и проявления интереса к профессии мы приглашаем школы районов во время весенних каникул на экскурсии. К нам ежегодно приезжают школьники из школ Сунтарского, Нюрбинского и Верхневилюйского районов.
Поездки сотрудников филиала по школам районов, сбор данных учащихся, беседа с родителями и классными руководителями на личных встречах
.
На таких поездках заранее отрабатываем маршрут, договариваемся со школами о времени встречи. Поездки по Вилюйской, Заречной группе районов, Ленскому и Олекминскому районам рассчитываются на несколько дней. Заранее готовим информационные материалы, буклеты, видеоролики, все данные по тем студентам, которые учатся из этих районов. Также готовятся благодарственные письма или грамоты родителям тех студентов, которые в чем-то себя проявили (учеба, спорт, мероприятия). Вручение грамот, благодарственных писем происходит или на общешкольных собраниях, или родители приглашаются в районное управление образования.
Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся выпускных классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников недостаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала). Многие выбирают престижное образование, а не профессию и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии.
По данным опроса, проведенного среди студентов первокурсников Светлинского филиала энергетики, нефти и газа в 2019-2020 учебном году, могут назвать в среднем лишь 15–20 профессий актуальных сегодня. Это говорит о том, что у подростков нет полного и точного представления о потребностях современного рынка труда.
Мотивы выбора профессии первокурсниками
Изучение мотивов выбора профессии первокурсниками показало, что значительную роль в этом играют советы представителя учебного учреждения - 35%; 14% студентов выбирали профессию под влиянием друга, который более самостоятелен или имеет авторитет у подростка, 13% — по совету родителей, 12% руководствовались малозначительными факторами, например, близостью учебного заведения к дому, еще 5 %, чтобы просто поступить. И только 21% подростков выбирали профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Профессиональные намерения данной категории студентов оказываются более устойчивыми, а овладение профессией проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Для многих первокурсников ситуация выбора оказалась стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Профориентационная работа Светлинского филиала энергетики, нефти и газа предполагает системность в формировании целостного, многопланового представления учащихся школ Мирнинского района и школ районов нашей республики о колледже в целом, его истории, традициях, условиях поступления и обучения, специальной и профессиональной подготовки. Необходимо также отметить, что работа нашего филиала является необходимым звеном развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.
Система профориентационной работы ГАПОУ РС(Я) «МРТК» «Светлинский филиал энергетики, нефти и газа»
Мероприятия «Светлинского филиала энергетики, нефти и газа»
Недостаточно просто привлечь выпускников школ в наш филиал для получения профессии или специальности, необходимо предоставить им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому важной составляющей работы преподавательского состава филиала по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.
При этом большое значение имеет работа с социальными партнерами. Целью социального партнерства является повышение качества профессиональной подготовки специалистов, удовлетворение текущих и перспективных потребностей работодателей в высококвалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием. Основные социальные партнеры колледжа – это работодатели, от которых во многом зависит перспектива развития образовательной организации, подготовка конкурентоспособных специалистов, трудоустройство выпускников. Формы работы колледжа по организации сотрудничества с работодателями разнообразны и оговорены в договорах о совместном сотрудничестве. Заключены договоры между руководителями предприятий и заведующим филиала о совместной деятельности по подготовке специалистов:
с предприятиями
-
заказчиками кадров – 18 договоров
с улусными МО – 9 договоров
с улусными управлениями образования – 4 договора
Результатом взаимодействия является трудоустройство выпускников и закрепление их на рабочих местах.
Трудоустройство выпускников
Года
Всего выпускников
Из них распределено
Министерства и ведомства
Выпускники, занятые в других сферах деятельности
Количество трудоустроенных по специальности, %
Промышленность
ЖКХ и энергетика
Другие
Служба в РА
Учеба в ВУЗах
Уход за ребенком
Свободное распределение
Выезд за пределы республики
2017
65
29
5
24
0
13
16
7
0
0
45 %
2018
70
41
7
7
27
19
4
4
0
2
59 %
2019
62
30
11
19
0
15
8
5
4
0
48 %
Диаграмма трудоустройства выпускников по годам
2017-2018, 2018-2019, 2019-2020 учебные годы
В заключение хотелось бы сказать о том, что сегодня в России, как никогда востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда, предоставляется возможность дополнительного образования и повышения квалификации, сделать профессиональную карьеру. А путь к профессиональному становлению и мастерству можно начать в нашем колледже. Мы работаем под девизом : «ЗНАЕМ! УМЕЕМ! НАУЧИМ!»