Правополушарное рисование в ДОУ | Гуляева Антонина Борисовна. Работа №274330
Автор: Гуляева Антонина Борисовна
Организация в детском саду кружков по дополнительным образовательным услугам, мастер классы для педагогов и родителей, профилактика психоэмоционального выгорания у педагогов и сохранение психологического здоровья у детей.
Правополушарное рисование - дополнительные образовательные услуги в детском саду.
Гуляева Антонина Борисовна высшая категория,
педагог – психолог
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №300 Дзержинского района Волгограда»
TG10000@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена организации кружковой работы по дополнительным образовательным услугам правополушарному рисованию, совместным мастер классам родителей и детей, педагогов, творческому развитию личности, сохранению и укреплению психического здоровья.
Ключевые слова: правое и левое полушария мозга, программа, психические процессы, развитие, творческая деятельность, правополушарный режим, гармония, мастер класс, стресс, арт терапия.
«Если влечение к творчеству не получает реального выхода,
возникает тяготение к разрушению.
Психологическое напряжение таково,
что если человек не может соединить
себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира ...
Альтернатива вполне четкая -
творить или уничтожать. (Э. Фромм, 1993
Все педагоги и большинство родителей знают, какое положительное влияние оказывает искусство на развитие и образование ребенка. С этой целью записывают детей в изостудии, творческие кружки, посещают мастер классы. К числу наиболее актуальных проблем относится то, что развитием ребенка нужно заниматься буквально с его рождения, иначе время будет безвозвратно упущено. Но это должны быть веселые и увлекательные игры, которые стимулируют любознательность – основу обучения. Все дети любят рисовать красками и карандашами, лепить из пластилина, петь и танцевать. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что стимулирует развитие только левого полушария, а для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий. Но у нас есть еще и правое полушарие, почему мы его не развиваем? Раз мозг состоит из двух полушарий, значит, в этом есть смысл!
Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию помогает ребенку легче усваивать материал, бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.
Психобиолог Роджер Уолкотт Сперри впервые рассказал о том, что раскрыть талант можно у всех без исключения людей, когда своими исследованиями в области головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив, что каждая часть мозга – это отдельный механизм. На его теории преподаватель искусства в американской школе Бетти Эдвардс основала методику правополушарного рисования. В ходе своих умозаключений она пришла к выводу, что рисование – это навык, которому может научится абсолютно каждый человек, как чтению или письму. Первым делом человек должен научиться наблюдать, а для этого необходимо не так уж много.
Впервые я узнала о правополушарном рисовании в 2013 году на конференции в ВГСПУ. Интуитивно, как и все кто пришел, пошла именно на мастер класс по правополушарному рисованию. И никто не знал, что это такое – версий было много. Самая главная отговорка была – мы не умеем рисовать, но очень хочется научиться! Загорелась сразу! Посещала тренинги, мастер классы, приходила домой уставшая, но очень довольная, радостная, энергичная, а главное – оставалось много сил что-то творить, хотелось поменять местами мебель, горы свернуть. Сразу поняла, что получить такой положительный результат захотелось и в другой деятельности. А что, если применить правополушарное рисование с детьми в детском саду?
Составила программу для детей 6-7 лет. На каждом занятии дети рисовали с большим удовольствием, с радостью. Через два года разработала занятия и для старшей группы, усложнив задачи и рисунки для детей подготовительной группы. В конце учебного года проводила заключительные занятия совместно с родителями и детьми. Многие родители долго не верили, что дети сами рисуют без моей помощи, пока не попробовали сами. Совместные мастер классы по ознакомлению родителей и детей с методом правополушарного рисования провожу на родительских собраниях в начале или в конце учебного года. В последнее время все чаще стали приходить полными семьями, и даже современные бабушки. На вопрос по телефону «Где вы? Почему домой не идете?», одна бабушка ответила «Вы даже представить себе не можете, что у вас твориться в детском саду! Мы с психологом и внучкой рисуем картины! И вы об этом не знали?» так она ответила родителям.
Каждый раз дети ждут, чтобы их картины увидели и оценили не только родители дома, но и все взрослые в детском саду. Поэтому, после каждого занятия организуем выставку детских работ – перед входом в раздевалку группы вывешиваем в рамки все рисунки.
Деятельность по данной программе осуществляется с 2014 года по настоящее время в организации оказания дополнительных образовательных услуг в кружке «Вдохновение», в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ по развитию психических процессов и эмоционально – волевой сферы (ЗПР, ОНР) и в совместных мастер классах с детьми, родителями и педагогами. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть максимально компактна и включает в себя информацию о теме и предмете изображения. С целью развития творческого мышления, воображения, редко показываю образец рисунка. Рисуем постепенно, по показу последовательных действий. Большинство детей с половины рисунка начинают догадываться о том, что рисуют. С радостью это проговаривают.
Погружение в процесс происходит быстро, незаметно. Дети повторяют действия, приемы, которые показываю. И с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. Любая критика во время занятий отсутствует, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование создает ощущение свободы действий. Несмотря на то, что дети, особенно второго года обучения, пытаются воспроизвести действия педагога, они знают, что могут вносить и свои элементы в картину – менять цвета, величину объектов, насыщенность в пространстве.
Положительно рисование влияет и на взаимоотношения родителей с детьми, когда на занятия приходит вся семья. Дети видят своих родителей с другой стороны, понимают, что родители не являются скучными или отсталыми, а наоборот очень интересными людьми. Во время такого творчества происходит сближение родителей и детей.
Сегодня правополушарное рисование очень популярно и распространяется как среди детей, так и среди взрослых, причем, не имея навыка рисования. А это очень важно! Ведь на приглашение родителей порисовать вместе с детьми, следует ответ: «Что вы? Я не умею рисовать!!!» И это легко объяснить: даже если вы не рисовали с самого детства, а вам очень хочется попробовать, одно занятие – и в результате вы держите в руках собственную картину, удивляетесь своим возможностям и таланту и с восхищением разглядываете только что созданный шедевр. Еще пару дней назад вы были уверены, что ничего из этого не выйдет и ваш удел – восхищаться работами
других, но теперь-то вы знаете, на что способны! Результат говорит сам за себя: получилось, смогли, сделали!
Правополушарное рисование – это не только метод быстрого обучения рисованию людей разного возраста, но и эффективный способ раскрытия или пробуждения творческого потенциала с выходом на путь дальнейшего саморазвития. Являясь очень мощным арттерапевтическим средством, первые результаты дают о себе знать через 5 минут рисования, когда взрослые и дети погружаются в процесс, позволяющий переживать искреннюю радость, удовлетворение от полученных картин. У детей развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание. Занятия в кружке способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе. В процессе рисования язык чувств и эмоций переходит в словесную форму, например, в процессе рисования общего фона, дети сразу видят закат или рассвет, море или поле, луг, лес, горы… Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем, а это очень важно в сохранении психологического здоровья. Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, более успешными детьми, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики.
У родителей, педагогов в процессе рисования негативные эмоции растворяются, острота накопленного стресса снижается. Несколько занятий – и вы стали уверенней в себе, нашли в себе ресурсы для решения проблем, раскрыли новые возможности сохранения психологического здоровья. Конечно, метод правополушарного рисования не «отключает» левое. Просто активизация правого приводит к гармонии в работе полушарий, и это переключает мозг на другой режим работы.
Задача правополушарного рисования не просто создание прекрасных творческих работ и обучение изобразительному искусству, а создание таких условий, которые помогут раскрыться творческому потенциалу, погрузиться в мир положительных эмоций, передать свое состояние, чувства, эмоции на бумаге. Психотерапевтическая задача правополушарного рисования – психоэмоциональная разрядка, погружение в позитивные эмоции, отвлечение от проблем, переключение на творческий процесс, раскрытие внутренних резервов человека, раскрепощение и стимулирование творчества. Это ключ ко всем внутренним эмоциям и переживаниям, к нашему подсознанию. Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, а выводит на листе бумаги то, что ему хочется и кажется нужным в данный момент – в его образах всегда проявляется его внутреннее «Я». Посредством правополушарного рисования можно избавиться от собственных ограничений, блоков, зажимов, начать мыслить творчески и находить необычные решения в привычных для вас ситуациях, то есть, применять креативный подход. Человек, использующий правополушарное рисование, становится более спокойным, гармоничным, уравновешенным, легче преодолевает стрессы и кризисные ситуации, начинает видеть новые возможности и использовать их в жизни. Производительность мозга в творческом процессе увеличивается в 5 раз.
Я не отрицаю левополушарное рисование. Традиционный академический способ обучения рисованию – годы занятий в изостудии, художественной школе, и так далее. Оттачивание навыков занимает действительно много времени: масса теоретических часов с погружением в историю предмета, изучение правил и схем рисования, освоение различных техник, приемов, хитростей.
Принцип правополушарного рисования другой. Правополушарная гимнастика перед занятием сразу дает результат: наш внутренний критик засыпает, а ребенок просыпается и в процессе рисования получает максимум радости и удовольствия, не скрывая живых эмоций, чувств и их выражений в словесной форме. На душе становится легко и радостно.
Чтобы сделать искусство частью жизни ребенка, занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами. Организуйте дома зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы. Вместе рассматривайте репродукции художников, красивые фото природы в разные времена года. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять. Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
Заведите специальную папку или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
Если вы заметили, что ребенок интересуется живописью, запишите его в изостудию, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки. Не исключено, что ваш ребенок станет настоящим художником.
Если ваш ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий. Помимо этого потенциал ребенка раскроется полностью. Он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов.
Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.