Правовое государство: сущность и тенденции развития | Данилов Артём Олегович. Работа №313056
Cегодня вашему вниманию я представлю вам свой проект на тему “ Правовое государство: сущность и тенденции развития».
Актуальность изучаемой темы обусловлена наличием споров по одному вопросу: является ли Российская Федерация правовым государством?
В соответствии с Конституцией РФ Россия является правовым государством, однако споры о том, является ли Российская Федерация правовым государством, не утихают, что говорит о необходимости научного исследования аспектов, связанных не только с определением правового государства, но и дальнейшими перспективами и тенденциями его развития.
Проблема: современные подростки недостаточно заинтересованы в вопросах права, в том числе теме правового государства.
Для начала нужно было определиться с целью проекта и ее задачами которые в ходе работы я решал
(3)Целью работы являлось проведение анализа ключевых параметров правового государства. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучение путей формирования идеи правового государства;
2. Выявление признаков, составляющих понятие правового государства, и его принципов;
3. Определение проблем и путей дальнейшего развития правового государства.
Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Ола
Индивидуальный проект
По обществознанию
На тему Правовое государство: сущность и тенденции развития
Работу выполнил:
Данилов Артём Олегович
Ученик 10 А класса
Руководитель:
Малкова Надежда Валерьевна
г. Йошкар-Ола
2023
Оглавление
I. Введение3
II. Основная часть4
2.1 Формирование идеи правового государства4
2.2 Понятие и принципы правового государства6
2.3 Проблемы и перспективы развития правового государства8
III. Практическая часть10
IV. Заключение11
V. Информационные источники12
VI. Приложение14
I. Введение
Актуальность:
Актуальность изучаемой темы обусловлена непримиримостью различных сторон по одному существенному вопросу: является ли Российская Федерация правовым государством?
В соответствии с Конституцией РФ Россия является правовым государством, однако споры о том, является ли Российская Федерация правовым государством, не утихают, что говорит о необходимости научного исследования аспектов, связанных не только с определением правового государства, но и дальнейшими перспективами и тенденциями его развития.
Проблема: современные подростки недостаточно осведомлены в вопросах права, в том числе теме правового государства.
Цель: проведение анализа ключевых параметров правового государства. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
Задачи:
1. Изучение путей формирования идеи правового государства;
2. Выявление признаков, составляющих понятие правового государства, и его принципов;
3. Определение проблем и путей дальнейшего развития правового государства.
II. Основная часть
2.1 Формирование идеи правового государства
Античные мыслители заложили идейные источники теории естественного права, создали фундамент, на котором впоследствии развились взгляды ученых ХVII-ХIХ вв., которые обосновали идеи о правовом государстве и разделении властей. Среди них работы таких мыслителей, как Аристотель Политика, Цицерон Диалоги, Дж. Локк Два трактата о правлении и Опыты о человеческом разумении, И. Кант Трактаты и письма, Г. Гегель Энциклопедия философских наук и другие.
Термин правовое государство (Rechtsstaat) впервые появился в первой трети XIX в. в трудах К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя и других. Так, например, в своей работе Наука о полиции согласно принципам правового государства, опубликованной в 1832 г., Р. фон Моль признавал правовую государственность характерной для высшей стадии государственного развития, связывал с защитой прав и свобод личности государством и наличием системы государственной организации, обеспечивающей достижение этой высшей цели. Моль понимал правовое государство как новый тип конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении механизма судебной защиты индивида
Наибольший интерес для нас представляет формирование и развитие идеи правового государства в России.
Проблемы становления правового государства, его отношения с гражданским обществом поднимали в своих работах многие российские учёные: А. Н. Соколов Правовое государство. Идея, теория, практика, Э. Ю. Соловьев И. Кант: взаимодополнительность морали и права, В. А. Четвернин Понятие и термин правовое государство, К. С. Гаджиев Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования, Б. А. Кистяковский Государство правовое и социалистическое, М. П. Кузьмин Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека, У. Э. Лыхмус О правовом государстве, С. Л. Серебряков Цивилизационные основы формирования гражданского общества в России и другие.
В работах отечественных авторов анализируются самые разные исторические закономерности развития российского государства с учётом особенностей менталитета и характера общественной жизни россиян.
Переходя дореволюционной теории правового государства, нельзя не упомянуть классификацию В.И. Тимошенко, распределившего теоретические позиции учёных-юристов на четыре группы. В основе разделения лежит предмет, выступающий средством связи между органами государственной власти:
1) Конституция (А. Д. Градовский, В. М. Гессен, А. Л. Малицкий);
2) Определение в законе конкретных направлений и форм деятельности государственной власти (Л. А. Жилин, Н. И. Пашенко, А. С. Алексеев);
3) Пределы, определяемые закономерностями социально-психологической жизни людей (С. А. Котляревский, А. Ф. Кистяковский, П. И. Новгородцев);
4) Гражданские свободы, рождающиеся из естественных потребностей человека, живущего в обществе (Н. М. Коркунов, Ф. Ф. Кокошкин, Ф. В. Тарановский).
Наиболее ярким представителем из вышеназванных является А.Ф. Кистяковский, давший обобщённую характеристику правового государства: Основной принцип правового или конституционного государства, состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить, ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав.
Тенденции развития современного общества, порядка и государственных структур, а также вопросы формирования и деятельности правового государства приобрели особое значение в юридической науке. Это связано с поиском новых теорий политической и социальной структуры общества и государства.
Таким образом, идея правового государства берёт начало в античной эпохе. Получив развитие в научных трудах мыслителей многих веков, она превратилась в завершённую теорию и в дальнейшем получила практическую реализацию, в том числе в Российской Федерации. Положение РФ как правового государства закреплено в её Конституции – высшем нормативно-правовом акте.
2.2 Понятие и принципы правового государства
Правовое государство – это одна из главных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальную модель государства, каждый аспект которого подчинён праву.
Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учёными на протяжении длительного исторического периода.
Рассмотрим основополагающие выводы учёных относительно правовой государственности.
По мнению представителей философской и политологической дисциплин, правовым является государство, не издающее законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не закону в общем смысле, а закону, принятому демократическим путем, выражающему интересы общества и защищающему их, а не интересы властвующих кругов.
В отечественной юридической науке правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.
Соответственно, можно сделать вывод, что сущность правового государства заключается в верховенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение всех без исключения субъектов общества действующему праву.
Правовое государство — системообразующая структура, состоящая из ряда элементов, в связи с этим имеет место быть следующее определение правового государства: правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и гражданина.
Итак, правовое государство является одной из важнейших категорий правовой науки, представляющей собой идеальную модель государства, внутренняя деятельность которого подчинена закону и праву, и цель которого – реализация прав и свобод человека и гражданина.
2.3 Проблемы и перспективы развития правового государства
В современном российском обществе к числу проблемных вопросов можно отнести вопрос построения правового государства и закрепления его статуса не формально, но практически.
Бесспорным является факт закрепления статуса России как правового государства в Конституции РФ, однако нельзя утверждать об устойчивости данного положения в реальности: Российская Федерация, скорее, находится на пути становления правовым государством.
При подробном анализе текста Конституции выявляется проблема толкования термина правовое государство ввиду неопределённости и возможности использования различных трактовок, что говорит о номинальности его характера. Данный момент является подтверждением выдвинутого ранее тезиса о том, что правовое государство – идеальная, утопическая модель функционирования государства как главного политического института. Так или иначе, конституционное закрепление статуса правового государства позволяет надеяться гражданам на полное соблюдение их прав и регулирование общественных отношений на основании права.
Первое явление имеет развитый механизм, создающий условия для разрастания криминальных структур. Институт взяточничества разлагает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России подавляющее большинство совершаемых коррупционных преступлений происходит в данной сфере.
Коррупция как явление, подрывающее основы принципа верховенства закона и политической стабильности, нарушающее народное единство и затрудняющее экономическое развитие государства, существовало на всём историческом пути развития России, однако в последние годы уровень взяточничества в системе аппарата чиновников вырос настолько, что данная проблема приобрела политический характер и стала весьма серьезной угрозой национальной безопасности России.
Второе явление заключается в понимании обществом необходимости соблюдения неких общих правил и законов, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти, которые, в свою очередь, действуют согласно тому же принципу, но в обратную сторону.
Для развития правового государства необходимы определённые условия. Обязательными являются наличие развитого гражданского общества, высокого уровня политического и правового сознания людей, выработка у населения достаточной компетенции в вопросах права, наличие в обществе прочного правопорядка, утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни.
Целью государства в данном случае является создание необходимых условий и применение стимулирующих мер, например, через финансирование образовательных учреждений с гуманитарной и правовой направленностью, привлечение граждан к вопросам политики, свободного освещения проблемных тем в средствах массовой информации. Ещё одной предпосылкой служит создание внутренне единого законодательства, не допускающего возникновения противоречий между нормативно-правовыми актами.
Таким образом, в настоящее время Россия, формально являясь правовым государством, находится лишь на пути к становлению им ввиду наличия определённых субъективных и объективных факторов, замедляющих данный процесс. Практическое соответствие статусу правового государства возможно благодаря решению укоренившихся проблем, в том числе с помощью изменения методов регулирования законодательства.
III.Практическая часть
Среди своих знакомых я провел анкетирование. Целью было узнать, как много они знают о правовом государстве
1. Знаете ли вы, что такое правовое государство?
Да – 14;
Нет – 3.
2. Считаете ли вы Россию правовым государством?
Да – 12;
Нет – 5.
3. Знаете ли вы признаки правового государства?
Да – 10;
Нет – 7.
4. Знаете ли вы, на сколько ветвей делится власть?
Да – 11;
Нет – 6.
Проанализировав анкету, мы можем сделать вывод о том, что большая часть опрошенных осведомлена о том, что такое правовое государство и его признаках.
IV. Заключение
Из результатов исследования можно сделать следующие выводы.
Основоположниками идеи правового государства стали античные философы. Цицерон развил подход к осуществлению государственной власти, а Аристотель рассмотрел данную теорию с точки зрения необходимости верховной власти.
В Новую эру произошло распространение идеи верховенства права: неоценимый вклад в её развитие внесли Ш. Монтескье, И. Кант и Г. Гегель.
Изучением проблемы правового государства занимались и отечественные учёные, среди которых выделился А.Ф. Кистяковский, давший обобщённую характеристику правового государства.
В советский период в связи со сменой власти и политического направления произошёл спад и научного интереса к вопросу правового государства.
В течение десятилетий данная теория не получала одобрения, будучи противоречивой марксистско-ленинскому учению, однако кардинальные изменения произошли в 90-е годы с принятием новой Конституции.
Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим, развитая правовая система и разделение властей.
В правовой науке существует три модели государства: либеральная, социальная и социалистическая. С развитием структуры государства и общества одна сменяла другую.
Правовое государство как категория правовой науки обладает перечнем принципов, формирование которых обусловлено множеством объективных и субъективных факторов. К принципам правового государства относятся верховенство право, разделение властей, гарантия прав и свобод человека и гражданина, взаимосвязь государства и гражданина.
Несмотря на конституционное закрепление статуса правового государства, Российская Федерация не является таковым в полной мере. Причинами данного феномена являются как теоретические проблемы (неясность толкования термина правовое государство, формальность закреплённых норм), так и практические (коррупция, недостаточное правосознание граждан, несоблюдение прав и свобод, юридические коллизии).
Становление России правовым государством фактически, а не юридически, возможно благодаря решению укоренившихся проблем, в том числе с помощью изменения методов регулирования законодательства.
V. Информационные источники
Законодательные и иные нормативные акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. от 04.07.2020 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237. – С. 1-4.
2. Специальная литература
Атжанова Ж.С. Формирование теории правового государства и основные признаки современной конституционной модели правовой государственности // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. – № 4. – С. 77-84.
Бекишиева С.Р. Правовое государство и верховенство права: проблемы соотношения и практического воплощения в российской правовой системе // Юридический вестник ДГУ. – 2017. – № 3. – С.18-25.
Борискова И.В. Некоторые проблемы формирования правового государства в современной России // Территория науки. – 2017. – № 4. – С. 156-161.
Вестов Ф.А. Правовое государство: теоретическое проектирование и современная политическая практика / Ф.А.Вестов, О.Ф.Фаст ; под ред. Н.И. Шестова. – Москва: Проспект, 2016. – 256 с.
Габиева С.М. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации // Закон и право. – 2019. – № 7. – С. 50-51.
Грудинин Н.С. Условия формирования правового государства в России // Вестник Костромского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 204-210.
Дроздова А.М. Признаки и принципы правового государства: их соотношение // Юридический вестник ДГУ. – 2018. – № 2. – С. 25-29.
Кагерманов А.С. С. Основные идеи правового государства в истории политико-правовой мысли // Вестник Чеченского государственного университета. – 2019. – №4 (36) – С. 152-156.
Катковская М.А. Перспективы развития правового государства в Российской Федерации // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. – 2018. -- № 4. – С. 189-193.
Кондрашев А.А Идея правового государства в России: конституционная мифология и правовая реальность // Lex Russica. – 2017. – №3. – С. 74-88.
Магомедова Р.М. Некоторые проблемы современного правового государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. – № 7. – С. 124-126.
Перевалов, В.Д.Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета/ В.Д.Перевалов.– 5-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2019.– 341с.
Теория государства и права : учебник для бакалавров/ В.К.Бабаев [и др.]; под редакцией В.К.Бабаева.– 3-е изд., перераб. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2019.– 715 с.
Теория государства и права: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ А.П.Альбов [и др.]; под общей редакцией А.П.Альбова, С.В.Николюкина.– Москва: Издательство Юрайт, 2016.– 466 с.
VI. Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
HYPER13PAGE HYPER15
14