Правовое воспитание учащихся на уроках литературы | Волкова Анастасия Александровна. Работа №298037
Автор: Волкова Анастасия Александровна
Статья по прововому просвещению школьников на уроках литературы.
В статье рассматриваются права человека в настоящее время, которые считаются наиболее важными, ценности, выработанные практикой человеческой цивилизации, несущей идею социальной справедливости и гуманизма. Сегодня нас всех убеждают строить демократическое, а значит, правовое государство. А раз так, то вопросы прав человека снова становятся актуальными. Чтобы почувствовать себя личностью, современный человек должен уметь отстаивать свои гражданские права
Волкова Анастасия Александровна
ZM411, магистрант факультета педагогики и методики начального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета г. Пермь
e-mail: nastya.volkovan.volkova@mail.ru
Правовое воспитание учащихся на уроках литературы
Аннотация. В статье рассматриваются права человека в настоящее время, которые считаются наиболее важными, ценности, выработанные практикой человеческой цивилизации, несущей идею социальной справедливости и гуманизма. Сегодня нас всех убеждают строить демократическое, а значит, правовое государство. А раз так, то вопросы прав человека снова становятся актуальными. Чтобы почувствовать себя личностью, современный человек должен уметь отстаивать свои гражданские права.
Ключевые слова: права человека, гражданские права, литература, русская классика.
Volkova Anastasia Alexandrovna
ZM411, Master's student of the Faculty of Pedagogy and Methods of Primary Education of Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
e-mail: nastya.volkovan.volkova@mail.ru
Legal education of students in literature lessons
Annotation. The article discusses human rights at the present time, which are considered the most important, values developed by the practice of human civilization, bearing the idea of social justice and humanism. Today we are all being urged to build a democratic, and therefore a rule-of-law state. And if so, then human rights issues are becoming relevant again. To feel like a person, a modern person must be able to defend his civil rights.
Key words: human rights, civil rights, literature, Russian classics.
Действенность уроков литературы в том, что они связаны с жизнью людей, постоянно обогащают духовный мир учащихся, воспитывают культуру чувств и духовных переживаний, способны помочь формированию нравственной личности.
Сила художественной литературы в том, что она всегда ставила перед людьми самые широкие нравственные, общественные, философские проблемы и пыталась разрешить их в моделировании конкретных жизненных ситуаций, в острых конфликтах, раскрывающих характеры и духовный мир человека.
Что же вносят в нравственный климат сегодняшней жизни книги русских писателей, к примеру, пушкинской поры? Ощущение внутренней свободы. Нравственный идеал благородства, мужества, силу духа, чувство сострадания ближнему и глубочайшую справедливость. Жизненный подвиг А.Н.Радищева и декабристов есть приближение к идеалу свободного человека и гражданина. Что же толкало этих людей, которые в жизни имели все материальные блага, на отчаянную борьбу с самодержавием и даже верную смерть? Видимо, какие-то высшие нравственные идеалы. Владельцы крепостных восстали против крепостного права. Дворяне добивались упразднения дворянских привилегий. Мечтали о свободе, равенстве и братстве для всех людей. Действительно, для декабристов было характерным явлением подавлять личные интересы во имя интересов Отечества [1].
Право личности выражает притязания людей на обладание какими-либо жизненными благами. Совесть и чувство моральной ответственности за свои поступки являются важными факторами в становлении человека как личности со своим собственным и неповторимым «я». Вот почему совесть постоянно заставляет человека размышлять о себе и своем отношении к окружающим, способствует формированию ответственности за совершение того или иного поступка. Христианская мораль предписывает человеку делать правильный выбор, поступать так, как должны поступать все порядочные люди. Совесть рождает в человеке чувство морального долга и ответственности за свои поступки перед другими людьми.
Свободный человек уже сам отвечал за свои поступки, потому что свобода неотделима от ответственности. Свобода без ответственности есть анархия и произвол, не имеющий оправдания. Право одного не должно вредить и ограничивать право другого человека.
О каком праве в данном случае идет речь? Герой Ф.М.Достоевского пытается найти оправдание своему преступлению. Он говорит: «Имею ли я право власть иметь?.. Свобода и власть, а главное – власть! Над всей дрожащей тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!». «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…». «Настоящий властелин тот, кому все разрешается…, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона в московском походе, и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть и все разрешается». «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?».
Мы, конечно, интуитивно догадываемся, что Раскольников не совсем обычный уголовный преступник, а преступник идейный, некий доморощенный философ, который допускает для себя право на прилитие «крови по совести». По какой такой совести? Непонятно. Главный герой «Преступления и наказания» нравственно разрешил себе переступить через кровь невинного человека, осмелился убить для себя одного основной христианский принцип – «не убий». Принцип-то он убил, а через себя переступить не смог. Совесть свою убить не смог, сострадание к ближнему убить не смог, от того так и не смог сделаться «сверхчеловеком» [2].
Поэт-философ Ф.И.Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной» очень точно уловил трагизм существования современного человека. Развивая содержание стихотворения, можно сказать вслед за поэтом: «Да, человек – бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все помыслы его и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и всегда будет спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт» [3].
И тут вспоминается нам трагический и великий образ бунтаря и нигилиста Евгения Базарова из «Отцов и детей» И.С.Тургенева, человека, презирающего и цинично попирающего права других людей жить так, как они считают нужным.
Приобщать учащихся к понятию «права человека» можно уже с произведений художественной литературы, изучаемых в 5 классе. Например, с отрывка «Петя Ростов» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Когда-то во времена Великой французской революции законодательство республики требовало «обязательно одинакового обращения со своими и вражескими солдатами», уважения прав мирного населения, установило, что «военнопленные находятся под защитой нации и закона». Но обстоятельства сложились иначе. Наполеоновские войны стали свидетельством утраты гуманных принципов ведения войны. Петя Ростов стал невольным свидетелем спора между Денисовым и Долоховым о судьбе военнопленных французских солдат. Долохов требует немедленной расправы над пленными, Денисов не хочет брать грех на душу. Сначала Петя растерялся, но потом принимает сторону Денисова, который, хоть и был военным человеком, убивать людей не хочет и относится к пленным французам по-христиански, как к обычным людям. Увидев среди пленных несчастного, голодного и оборванного пленного французского барабанщика Венсана Босса, Петя Ростов сразу проникся к нему состраданием. По-человечески он жалеет его, просит разрешения у Денисова и прочих офицеров обогреть и накормить маленького несчастного француза, у которого тоже, возможно, где-то есть мать, отец, братья и сестры. В этом отрывке Л.Н.Толстой затрагивает очень важную проблему защиты права человека на жизнь, ценности любой человеческой жизни, даже если этот человек - солдат вражеской армии [4].
Благодатный материал воспитания личности школьника дает рассказ И.С.Тургенева «Муму». Перед нами раскрывается драматическая история порядочного человека, оказавшегося в мирке злых, жестоких, безнравственных людишек, которые объявили ему настоящую войну только за то, что он пытается отстаивать свое человеческое достоинство. Не права, а именно человеческое достоинство. Какие права могли быть у крепостного? Никаких. Не случайно И.С.Тургенев называет его «самым замечательным лицом» рассказа, ибо нравственно он превосходит всех, включая барыню [5].
И как тут не вспомнить знаменитые монологи Сатина о человеке из драмы М.Горького «На дне» о том, что «не унижать человека жалостью надо, а уважать его», ибо «человек – это звучит гордо!» Смысл человеческого существования для Короленко 80-90-х г.XIX века – борьба за высокие идеалы добра и справедливости.
Итак, мы можем сделать вывод, что отношение русских писателей к своим героям далеко не однозначное. Так, Достоевский призывает читателя к смирению, к возвращению блудных овец в свое стадо, к примирению с действительностью, ибо отрицание Бога приведет человечество к таким страшным последствиям, к таким катастрофам, когда счет жертв пойдет на десятки и сотни миллионов. К сожалению, Федор Михайлович оказался во многом прав. Что же касается Короленко, то он, наоборот, призывает людей к активной борьбе за свое счастье, призывает смелее идти в революцию. Но каково же было его разочарование, когда он увидел страшные, трагические последствия этой самой пролетарской революции 1917 года. Советское государство оказалось по отношению к своим гражданам еще более жестоким, циничным и нетерпимым, чем царизм. Дальше - больше. Гражданская война. Сталинизм. Гулаг.
Писатель В.Астафьев так написал о творчестве другого писателя – фронтовика Константина Воробьева: «Он писал, страдая, не любуясь войной, не романтизируя ее. Он писал, страдая за людей…» Так 100 лет назад писал о Крымской войне писатель Л.Н.Толстой в своих «Севастопольских рассказах». Поэтому любому учителю на своих уроках нужно больше говорить не о героизме и воинской славе, а о страдании и сострадании к людям, о нравственности и безнравственности. О праве человека в любых, даже самых страшных жизненных обстоятельствах, оставаться Человеком. В этом и заключается высший гуманизм русской литературы.
Не об этом ли повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? В этой повести есть два героя, два страдальца, два понявших друг друга русских человека, два патриота своего Отечества - Гринев и Пугачев, один дворянин, другой мужик. Каждый из них отстаивает свою правду, свое право на жизнь и счастье. И не было тогда еще такого юридического понятия как «права человека», но было у юного Петруши Гринева понятие о том, что такое дворянская честь и верность присяге, и были пророческие слова А.С.Пушкина о том, как «страшен русский бунт, бессмысленный и беспощадный» [6].
Русская литература - это всегда взгляд с позиций общечеловеческих ценностей. Это и Б.Пастернак с его доктором Живаго, и И.Бабель с его Лютовым, и М.Шолохов с его Григорием Мелеховым, и многие-многие другие, когда каждый автор как бы говорит: « Я стою один меж них в ревущем пламени и дыме, И всеми силами моими молюсь за тех и за других». Это строчки из стихотворения М.Волошина, написанного им в 1918 году.
СПИСОК ИЗУЧАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Радищев А.Н. Отрывок из путешествия // Полн. Собр. Соч. Т.2 . М., 1959.
.
Достоевский Ф.М.Преступление и наказание.-/
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml/
.
Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1945 с.5-7
Л.Н. Толстой — «Война и мир», «Севастопольские рассказы»
И.С. Тургенев.
.
Собрание
сочинений
в 30 т.- М., "Наука", 1983 - Письма, т. 1
Пушкин А.С. Капитанская дочка // Полн. собр. соч.: В 17 т. Т.8. - М.: Воскресенье, 1995. - С. 277 - 385.