Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Правовое воспитание в системе работы учителя | Спиридонова Светлана Николаевна. Работа №320849

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описано, как встроить в учебный процесс правовое воспитание. В сегодняшних реалиях это очень важно, ведь школьник, становясь совершеннолетним сталкивается с гражданским, административным правом. Будучи неподготовленным он может наделать много ошибок. Правовое воспитание является важной составной частью воспитания школьников в целом. Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения

Правовое воспитание школьников в системе работы учителя
Спиридонова С.Н.
МОУ Тереньгульский лицей при УлГТУ,
р.п.Тереньга, Россия
Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой жизни. Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.
В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Исследователи отмечают, что при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняется, а порой ими пренебрегают. Чтобы подобного не возникало, необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства.
Правовое воспитание является важной составной частью воспитания школьников в целом. Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Правила, регулирующие жизнь и деятельность людей, необходимы в любом обществе. Знание этих правил, приучение всех людей, и, прежде всего подростков, к их соблюдению является важной и актуальной задачей современного общества.
Практика показывает, что в школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция РФ, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются с требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботится о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами. Необходимость усиления работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием свих прав и обязанностей граждан России, которое выявляется в ходе проводимой диагностики.
Итак, важнейшей задачей правового воспитания в школе является обеспечение условия для формирования правовой компетенции молодых граждан России, социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.
Часто в школьном плане нет уроков права. Поэтому правовое воспитание полностью ложится на плечи классного руководителя.
На классных часах, различных внеклассных мероприятиях можно использовать разнообразные формы работы, лучше всего, если работа будет погружена в процесс общения. Она должна быть основана на взаимодействии ребят и классного руководителя. Можно изменить ситуацию так, чтобы классный руководитель превратился во внимательного, заинтересованного собеседника. К таким формам работы можно отнести: работу в группах (мозговой штурм, дебаты, различные виды дискуссий), игровое моделирование, большие и малые ролевые игры (судебное заседание, пр.), деловые игры и т.д. Подобные формы важны для наших ребят, поскольку позволяют каждому включится в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.
Подобные занятия позволяют детям самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя; создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из искусственно созданной ситуации в реальную. Например, корень некоторых конфликтов между учителями и учащимися -в отсутствии условий для их равноправного диалога: энергия и активность подростков, которая могла быть реализована в конструктивных взаимодействиях, становится невостребованной и в какие-то моменты, иногда самые неподходящие , прорывается наружу. А подобные внеклассные мероприятия предоставляют ребенку законное пространство и время для высказывания своих чувств и мыслей и определения своей позиции. Продемонстрировать подобное мероприятие легче всего на конкретном примере. Возьмем для этого упражнение Живая линия. Я проводила это упражнение на тему целесообразности введения суда присяжных в нашей стране (конечно тема для старших классов)
Ребятам было предложено выстроится вдоль воображаемой линии в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой темы: на левом полюсе-противники, в центре- сомневающиеся, на правом- сторонники. Двое участников были выбраны наблюдателями, в их задачу входила фиксация всего происходящего, особенно-перемещений вдоль линии.
Представителям различных точек зрения было предложено по очереди приводить по одному аргументу в защиту своего убеждения, а остальным участникам-менять свое положение на линии в сторону одного или другого полюса (делать шаг или несколько шагов) в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Мы не ставили задачи обязательно переместиться, но оговаривалась необходимость искреннего и полного включения в игру.
Тема оказалась острой, она затронула всех, дебаты были бурными. Вначале сомневающиеся составили плотную группу в центре, затем, по мере оглашения аргументов, некоторые участники начали перемещаться направо и налево. Группы на полюсах стали увеличиваться. Иногда, после особенно удачного аргумента, кто-нибудь с одного полюса переходил на другой. За упражнением последовало обсуждение. Первыми выступили наблюдатели, которые подробно описали увиденное со стороны, причем каждый отмечал, как ему трудно было сохранять нейтральную позицию, как хотелось вступить в бой. Затем ребятам был задан вопрос о том, что они чувствовали, выполняя это упражнение. Было видно, что никто из ребят не остался равнодушным. Многие отметили, что испытали чувство стыда, т.к. стоят посередине и не имеют своей позиции. У других был страх показаться легкомысленным оттого, что часто переходили от одного полюса к другому. Ребята также испытывали неудобство, потому что не могли придумать убедительные аргументы. А некоторые отметили, что их собственное поведение стало для них неожиданностью и заставило о многом задуматься.
Следующий этап-обобщение полученного опыта. Здесь прозвучали слова о том, как важно иметь собственное мнение, что каждое мнение имеет право на существование и уважение, если оно осмыслено и обдумано. Для классного руководителя обобщать-это значит ставить себя на место своих учеников , представлять чему их можно научить, для каких воспитательных целей можно использовать подобные упражнения.
Можно найти много вариантов применения этому упражнению в правовой воспитательной практике. Например, проблема отмены смертной казни, проблема эвтаназии и т.п.
Также на внеклассных мероприятиях можно предложить групповую работу с текстами. Ребятам можно предложить какую -либо спорную законодательную норму, судебное решение, текст документа.
Классный руководитель может познакомить детей с реальным законопроектом, который готовится к принятию в Государственной Думе (тексты публикуются в Российской газете и на многочисленных интернет -сайтах), предложить его оценку с точки зрения соблюдения конституционных прав и норм, взаимодействия с уже существующим законодательством.
Возможно предложить подборку из какого-либо значимого кодекса (гражданского, административного, семейного, трудового, уголовного) и попросить ребят дать ему оценку с точки зрения защиты конституционных прав человека, может быть внести свои предложения по совершенствованию закона.
Кроме того, в некоторых разновидностях групповой деятельности во время внеклассных мероприятий целью деятельности ее участников становится не только обсуждение проблемы и выработка общего решения, но и совершенствования техники дискуссии: умения каждого ученика формулировать, аргументировать свою позицию, соотносить свою точку зрения с точкой зрения других, критически подходить к своему мнению и мнению окружающих и, в конечном итоге, корректировать свою позицию. Для классного руководителя важно, чтобы ребенок не только имел свое мнение, взгляд, оценку, но и видел чужие аргументы и был способен подчас отказаться от собственных идей или существенно их изменить. В правовом воспитании это особенно актуально, так как вопросы права всегда неоднозначны и требуют от человека не только логического мышления, но прежде всего воспитанного гибкого логического мышления. Кроме того, правовое воспитание предусматривает воспитание уважения и к своей личности и терпимости к иной личности.
На внеклассных мероприятиях удобно использовать прием большого круга. Он может дать классному руководителю основания для разговора на крайне важные темы. Например, разбирая с детьми полученный коллективный результат, руководитель анализирует, не руководствовались ли участники при голосовании личными мотивами симпатий и антипатий? Но ведь и законодатели- реальные люди подчас принимают законы и поправки, исходя не из рациональных принципов правопорядка, а из политических, деловых и прочих соображений. Именно поэтому всякая конституция предполагает достаточно сложный законодательный процесс, для того чтобы смягчить подобные влияния. Такого рода беседа поможет сегодняшним школьникам в будущем избирать тех кандидатов, кто в наименьшей степени будет руководствоваться в своей деятельности внеправовыми мотивами.
Пример возможных тем для обсуждения способом большого круга
-Разработайте подзаконный акт -Постановление органа местного самоуправления о создании и эксплуатации платных автостоянок. Желаемые результаты: пополнение городской казны, гарантия сохранности собственности автомобилистов, разгрузка улиц от стихийных парковок и улучшение условий движения городского транспорта.
-Познакомьтесь с авиабилетом какой-либо отечественной авиакомпании-договором между пассажиром и компанией. Разработайте свои правила, которые бы в полной мере гарантировали защиту прав и возмещение возможного ущерба, понесенного пассажиром
Еще хотелось бы отметить такую старую добрую форму групповой работы, как Мозговой штурм. Мозговой штурм дает простор для фантазии и применения имеющихся знаний в нестандартной ситуации. Этот вид коллективной деятельности крайне полезен для школьников: он тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко и четко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также показывает технологию обдумывания. Подбор заданий для него — дело нелегкое, поскольку проблема должна быть жизненна, актуальна для ребят, чем-то задевать их лично (чтобы они захотели ее решать таким сложным образом) и действительно должна иметь несколько вариантов выхода. Например, так можно обдумывать открытые проблемы — трудности типа: Что делать, если?.. Проблема не должна требовать специальных знаний, которые могут отсутствовать у детей, либо они должны быть заранее сообщены детям. Она может быть общая для всех групп и тогда группы соревнуются ‚(явно или неявно) в решении одной проблемы, а может
быть разделена на более мелкие составляющие, объединенные близкой проблематикой.
Примеры тем для обсуждения с помощью мозгового штурма:
- Известно, что самооборона — один из видов самозащиты прав. Таким образом, государство разрешает гражданину самому защищать свои права. Игорь Антипов из 8 Б уже второй месяц не отдает мой магнитофон, который я дал ему на огонек (Праздник) их класса. Что мне делать? Может, выкрасть из его квартиры?..
-Известно, что выпускникам детских домов и интернатов, либо приходится возвращаться по месту прописки, делить квартиру с теми людьми, которые их предали и бросили в детстве, и жить в невыносимых условиях, либо они, выросшие на полном государственном обеспечении и не привыкшие принимать самостоятельных решений легкомысленно расстаются с причитающейся им жилплощадью — продают ее, и тем самым ломают свою судьбу. Как продумать законодательство таким образом, чтобы оно не позволило выросшим детям-сиротам оказаться в подобных ситуациях?
-Как искоренить взяточничество чиновников государственного аппарата?
-Известно, что каждый второй подросток, осужденный за уголовное преступление и проведя в исправительно-трудовых учреждениях более трех лет, совершает повторное преступление. Как предотвратить подобные рецидивы?
Итак, осуществление функций классного руководителя по формированию правовой культуры в современных условиях развития образовательного процесса, предполагает проведение нетрадиционных форм внеклассной деятельности, такие формы будут наиболее эффективны при работе со школьниками. Особо следует обратить внимание на приглашение на такие мероприятия специалистов в области права.
Таким образом, правовое воспитание школьников будет успешным, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса, проводится систематически, и является конечной целью специально организованной деятельности классного руководителя.
Список литературы:
Кириченко, О. В. Правовое воспитание старшеклассников в системе деятельности классного руководителя : автореф. дис. … канд. пед. наук / О. В. Кириченко. – М., 2012. – 25 с
Женило М.Ю.Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. М.,2006
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 2001
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М.,2004
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×