"Правовые основы системы безопасности в общеобразовательных учреждениях" | Хусаинова Айгуль Дилфаровна. Работа №290366
Автор: Хусаинова Айгуль Дилфаровна
"Правовые основы системы безопасности в общеобразовательных учреждениях"
Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом нормативных требований.
В ОУ в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников.
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
Студент: Хусаинова Айгуль Дилфаровна
Преподователь: Булычев Евгений Николаевич
Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом нормативных требований.
В ОУ в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников. В связи с этим в составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Следует также указывать данные о неблагополучных группировках подростков в ОУ или прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях.
По каждой рассматриваемой ситуации в соответствии с рекомендациями МЧС, МВД и ФСБ России планируются ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, ЧС и их последствий. Эти действия следует планировать с учетом реальных ограниченных возможностей персонала ОУ, его компетенции; они не должны подменять действия сотрудников силовых структур. Разумеется, такая работа не под силу обычному педагогу без привлечения специалистов или (как минимум) использования методического пособия по данной тематике.
Для повышения устойчивости учебного процесса и защищенности ОУ при разработке собственных структур, технологий и планов обеспечения безопасности необходимо предвидеть и учитывать максимальное количество реально распространенных опасностей. Тогда многих происшествий не произойдет либо их влияние будет сведено к минимуму. Например, резервный блок питания сохранит ваши базы данных и сигнализацию при отключении электроэнергии. Недорогая автомашина «Волга» лучше защитит человека в ДТП, чем десятки более дорогих моделей. Несколько огнетушителей и охранно-пожарная сигнализация, дежурства родителей и педагогов уменьшат вероятность происшествий в здании ОУ.
Письмом Минобрнауки РФ от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» (прил. 1) всем ОУ предписывается разработать «Комплексный план безопасности ОУ на 2006– 2010 годы», в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности. Одна из задач данного пособия – помочь сотрудникам ОУ в составлении таких планов.
Указанным письмом Министерство образования и науки РФ констатирует необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ – Комплексный план безопасности. Это целесообразно и своевременно, поскольку уменьшает количество всевозможных планов. Комплексность обеспечивается и тем, что во многих ОУ наконец начали появляться работники, профессионально отвечающие за безопасность (проректор, заместитель или помощник руководителя ОУ по безопасности).
Рекомендуемые разделы и мероприятия комплексного плана безопасности ОУ
1. Организационные мероприятия
1. Разработка (доработка) правил внутреннего распорядка ОУ.
2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОУ при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.
3. Проверка учебных и производственных помещений ОУ.
4. Организация контроля соблюдения правил регистрации и учета проживания лиц в общежитиях.
5. Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.
6. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОУ.
7. Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества.
8. Организация взаимодействия ОУ с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.
9. Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения на 2006–2010 годы», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности ОУ.
10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.
11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.
2. Обучение сотрудников и обучающихся
1. Обучение учащихся (студентов), сотрудников ОУ по ГО и ЧС.
2. Обучение учащихся по курсам ОБЖ и охраны труда.
3. Обучение студентов по курсам БЖ и охраны труда.
4. Проверка знаний в этой области.
3. Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности
1. Подготовка и выпуск инструкций и памяток по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности».
2. Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.
3. Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.
4. Монтаж систем противопожарной и охранной сигнализации.
5. Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам.
6. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения.
7. Улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств.
4. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев
1. Ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.
2. Проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования. Составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования.
3. Рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда. Устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности, светозвуковой сигнализации.
4. Обеспечение работников необходимой технической документацией, рабочих мест – плакатами по безопасности.
5. Анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем.
6. Механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок.
7. Изготовление и применение знаков безопасности.
5. Мероприятия по предупреждению заболеваний в ОУ
1. Проведение медицинского освидетельствования поступающих в ОУ и периодических медицинских осмотров обучающихся и работников.
2. Своевременный ремонт зданий и оборудования, содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии.
3. Улучшение работы медпунктов и их оснащения. Оборудование аудиторий и рабочих мест аптечками.
4. Создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по БЖ и охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры.
5. Применение приспособлений для снижения шума, вибрации, борьбы с пылью и ядовитыми газами, вентиляции помещений.
6. Оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком.
6. Мероприятия по улучшению условий труда и образовательного процесса
1. Улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников).
2. Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.
3. Реконструкция буфетов, прачечных, установок для питьевой воды, комнат отдыха.
4. Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурнооздоровительной работы.
5. Установление рационального режима труда и отдыха.
6. Санаторно-курортное лечение нуждающихся.
7. Применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спецобуви).
В соответствии с особенностями каждого ОУ допускается изменение структуры, разделов и пунктов составляемого плана. Представляется, что в ОУ должен быть единый комплексный план безопасности с включением в него разделов по ГО, электробезопасности, пожарной, транспортной и другим видам безопасности.
Одной из распространенных причин опасных происшествий и ЧС в ОУ остается бесконтрольность и безответственность персонала и обучаемых. Поэтому в обеспечении правильной работы, в предотвращении опасных происшествий и ЧС в ОУ важнейшую роль играют внешние и внутренние проверки и иные методы контроля, включая инструктажи, экзамены, скрытые проверки и медосмотры.
Административно-общественный контроль безопасности в сфере образования имеет несколько уровней:
четыре в вузе (первая ступень – заведующие лабораториями, мастера совместно с профактивом подразделений;
вторая – заведующие кафедрами;
третья – деканы, главный механик, энергетик, общественный инспектор охраны труда факультета;
четвертая – проректоры, председатель профкома, начальники служб);
три в школе (учителя, заведующие кабинетами, мастерской, директор школы).
Проводимые на всех уровнях проверки выявляют различные недостатки. На это следует не обижаться, а незамедлительно принимать меры по исправлению ошибок; это убережет от более существенных неприятностей. Работник должен понимать значение контроля для обеспечения своей безопасности и с благодарностью воспринимать критические замечания. Иногда такие замечания кажутся придирками и даже преследованием. Умный работник понимает: если его «достали проверками», значит, где-то он оступился, ошибся; возможно, усложнилась общая ситуация, и начальство нервничает.
Следует внушать сотрудникам и учащимся, что обижаться на контроль и справедливые замечания нельзя, а несправедливые решения можно обжаловать в суде.
Руководители и работники государственных структур, уполномоченные осуществлять контроль деятельности ОУ, вправе требовать в рамках своей компетенции предоставления соответствующих документов и получения письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций. Законные требования представителей государственных органов, работников правоохранительных органов являются обязательными для исполнения.