«Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками» | Втюрина Ирина Владимировна. Работа №336225
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умение ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, соотношении частей, звуковых свойствах предметов). В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50»
Тема: «Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками: создание условий в РППС, динамика образовательного процесса, методики организации и руководства»
г. Дзержинск
Нижегородская область
В раннем возрасте, как известно ведущей деятельностью является предметная мунипулятивная деятельность. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами, ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление разных видов детской деятельности.
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умение ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, соотношении частей, звуковых свойствах предметов). В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Поэтому целью моей работы стало:
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, через организацию пространства с использованием составных и динамических игрушек.
Данная цель была реализована через задачи, представленные на слайде.
Обеспечить планомерное обогащение жизненного опыта детей;
Разработать совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
Создать условия для своевременного изменения игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
Активизировать общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленного на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отраже
ние в игре новых сторон жизни.
Окружающий ребенка мир – это, прежде всего, предметный мир. Содержание предметной деятельности – это усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Развитие идет от свободного манипулирования, через предметные действия, к предметной деятельности. На третьем году жизни он не только знает назначение предмета, но и может его использовать по другому, что фактически означает начало игры.
Такое столь быстрое развитие возможно прежде всего за счет соотносящих и орудийных действий.
Каковы же условия развития предметной деятельности ребенка?
Прежде всего, это наличие игрушек, то есть необходимо создание такой предметно-игровой среды, которая смогла бы способствовать социальной ситуации развития предметной деятельности.
На данном слайде представлена развивающая предметно-пространственая среда, организованная в нашей группе, где основной упор мы сделали на динамические и составные игрушки.
В игровой зоне расположены игрушки, посредством которых ребенок сможет овладеть орудийными действиями (это куклы, машинки, наборы строительного материала и т.д.).
Дидактический стол – насыщен составными игрушками. Среди многообразия игр есть такие которые предполагают вкладывание, соединение-разъединение отдельных частей , коробки с формами, матрешки, составные картинки.
Так же при организации среды мы используем динамические игрушки (двигающиеся) – это каталки, крутящиеся, качающиеся, катящиеся, шагающие игрушки.
Обязательным условием развития ребенка является совместная игра ребенка со взрослым.
Дело в том что, манипулируя с предметами и выясняя их свойства, ребенок не в состоянии самостоятельно вскрыть назначение и способы употребления этих предметов. Выяснение назначения и способов употребления предметов возможно только с участием взрослого. Именно поэтому социальная ситуация развития в раннем детстве – это взаимодействие «ребенок – предмет – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет.
Д.Б.Эльконин выделил логику усвоения предметного действия ребенком. Главное звено обучения – это, образец действия, который дает ребенку взрослый.
На слайде представлены закономерности усвоения предметных действий по Д.Б.Эльконину.
Обучение детей проводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта через:
- Совместные действия со взрослым
- разделенные действия, когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает ео
- действий подражаний
- действий по показу
- по жестовой инструкции с речевым сопровождением
- по речевой инструкции взрослого.
Рассмотрим данную схему обучения на примере складывания пирамидки.
Пирамидка очень полезная игрушка для детей. Но, не достаточно дать её малышу в руки, чтобы она сыграла свою полезную роль. Моя, как воспитателя, основная задача научить ребёнка с ней играть. Конечно, сначала надевать кольца на стержень и снимать их с него. Для первых, ознакомительных занятий беру пирамидки 3-х составные (т. е с тремя кольцами). Ставлю перед ребёнком пирамидку. Показываю, как можно снять эти кольца и прошу ребёнка взять их. Вместе с малышом поднимаю руки с кольцом вверх, приговаривая «Поднимем колечки вверх». Сразу замечу, что чем выше стержень, тем труднее снимать с него кольца. Лишь когда малыш научится этой не хитрой задаче, можно приступать к решению следующей надевать кольца на стержень. Подвожу руку ребёнка к стержню, так чтобы кольцо оказалось над ним и говорю: «Опускай». И только после того как ребёнок усвоит эти «премудрости» можно переходить к играм с пирамидкой.
Складывание гладкой пирамидки. Пирамидка сложена правильно (от большего кольца к меньшему, на ощупь гладкая. Обязательно обращаю внимание ребёнка на этот факт. Учу проверять: гладкая или не гладкая пирамидка: провожу рукой ребёнка по неправильно собранной пирамидке и обязательно обращаю внимание на имеющиеся неровности.
Играя с малышом, учитываю что ему необходимо внимание и одобрение взрослого. Я обязательно хвалю своих воспитанников, когда они с усердием нанизывают колечки неправильной величины на первых порах. «Как хорошо ты стал надевать колечки!» Если ребёнок хорошо стал справляться с нанизыванием колец, то его внимание следует привлечь к ровности пирамидки «Посмотри, у тебя такая же пирамидка как у меня?», «Давай проведём пальчиком по твоей пирамидке и по моей» Стараюсь не фиксировать внимание на неудачах и неумелости, а лучше хвалю и одобряю малыша.
Для развития умения складывать пирамидку мной разработаны несколько игр, позволяющие ребенку узнать свойства данного предмета.
Использую такие игры как:
«Дорожка из колечек»
Предлагаю сложить дорожку из колец. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину. Потом можно усложнить задание: сложить ровную дорожку, постепенно сужающуюся.
«Башенка»
Складывание башни из колечек пирамидки. Чтобы она была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Чтобы ребёнок научился различать величину колец, надо разложить все имеющиеся кольца вперемешку и предложить малышу самому найти самое маленькое кольцо. Потом самое большое…Можно показать, что большее всегда выступает из-под меньшего - накладывая одно кольцо на другое.
«Найди все красные, (синие, зелёные) колечки»
Предлагаю детям, которые уже умеют нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку. То же самое делаю со своей. Затем показываю кольцо определённого цвета и спрашиваю: «У тебя есть точно такое колечко, синее, красное…» В случае ошибки я помогаю малышу найти нужное: прикладывая к своему образцу, чтобы продемонстрировать совпадение цветов.
Чему важно учить ребёнка при складывании пирамидки?
Определять размеры колец на ощупь и так же определять правильно ли сложена пирамидка. Можно попросить ребёнка закрыть глаза и определить ровная пирамидка или нет.
«Разбери и собери пирамидку»
В этой игре дети объединены общей целью - разобрать и собрать пирамидку. Число колец должно соответствовать числу участников игры. Знакомство: Провожу руками сверху вниз по большой пирамидке показываю, как по мере приближения к основанию раздвигаются руки. Это потому, что колечки сверху кольца маленькие, снизу большие. Затем обращаюсь к детям от имени пирамидки, по очереди, сними моё колечко. Так постепенно игрушка разбирается. Перед каждым лежит колечко. У меня пустая палочка. Вторая часть игры: От имени палочки «Надоело мне стоять одной, холодно мне без одежды. Где мои колечки? «Обращаюсь к ребёнку «Пожалуйста, дай мне своё большое колечко». Так постепенно собираются и надеваются на палочку все колечки. Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравятся малышам. Ребёнок знает, что будет дальше, знает, что будут делать его товарищи. Следовательно, он лучше осознаёт свои действия.
Самое главное при проведении игры –увлечь её содержанием и совместным решением общей задачи.
А ещё колечки от пирамидки можно катать (у кого укатится дальше, крутить (у кого дольше всех будет кружиться, использовать вместо руля (например, на физ. минутках).
Игра с пирамидкой отвечает возрастным потребностям детей раннего возраста действовать с предметами и управлять ими.
Раннее детство – это период от 1 до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. Основная потребность ребенка раннего возраста – познание окружающего мира через действия с предметами. А взрослый для ребенка раннего возраста становится , прежде всего соучастником предметной деятельности и игры.