Предметная деятельность в математике как средство мотивации обучающихся | Ефимова Маргарита Павловна. Работа №351415
Аннотация: В статье рассматривается роль предметной деятельности в математике как средства мотивации младших школьников. Описываются способы повышения интереса к математике через активное участие учеников в учебном процессе, использование различных методов и приемов работы, направленных на развитие познавательной активности. Особое внимание уделяется значению практической направленности заданий и их связи с реальной жизнью. Также рассматриваются примеры эффективных методов, которые помогают детям увидеть пользу и увлекательность математики, развивать аналитическое и критическое мышление. Статья будет полезна учителям начальных классов и специалистам по математике, работающим с детьми, стремящимися развить у школьников устойчивую мотивацию к учебе.
Ключевые слова: математическая мотивация, предметная деятельность, учебная мотивация, познавательная активность, методы преподавания, математика, начальная школа, практическое применение знаний.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ефимова Маргарита Павловна, учитель
МОУ ИРМО «Марковская СОШ №2",
Иркутская область
Аннотация: В статье рассматривается роль предметной деятельности в математике как средства мотивации младших школьников. Описываются способы повышения интереса к математике через активное участие учеников в учебном процессе, использование различных методов и приемов работы, направленных на развитие познавательной активности. Особое внимание уделяется значению практической направленности заданий и их связи с реальной жизнью. Также рассматриваются примеры эффективных методов, которые помогают детям увидеть пользу и увлекательность математики, развивать аналитическое и критическое мышление. Статья будет полезна учителям начальных классов и специалистам по математике, работающим с детьми, стремящимися развить у школьников устойчивую мотивацию к учебе.
Ключевые слова: математическая мотивация, предметная деятельность, учебная мотивация, познавательная активность, методы преподавания, математика, начальная школа, практическое применение знаний.
Математика в школьном обучении занимает важное место как основа для развития логического, аналитического и критического мышления. Однако для того чтобы предмет не воспринимался детьми как скучное и сложное занятие, учитель должен находить способы сделать его увлекательным и полезным. Одним из самых эффективных методов в этом направлении является предметная деятельность, которая может служить мощным инструментом мотивации обучающихся.
Предметная деятельность в математике — это процесс, в ходе которого учащиеся активно взаимодействуют с учебным материалом, а также с реальными жизненными ситуациями, в которых эти знания могут быть применены. Важно, чтобы дети не только осваивали теоретические аспекты предмета, но и понимали, как эти знания могут быть использованы в их повседневной жизни. Такая деятельность способствует развитию познавательного интереса, повышению мотивации и пониманию практической ценности математики.
В статье рассматриваются методы предметной деятельности в математике, направленные на мотивацию школьников, а также пути внедрения таких методов в практику начальной школы.
Математика, как дисциплина, зачастую воспринимается детьми как абстрактная и оторванная от реальной жизни. Чтобы изменить это восприятие, необходимо использовать методы и формы организации предметной деятельности, которые позволят детям увидеть практическое применение математических знаний.
Один из наиболее эффективных способов мотивации — это включение в уроки реальных жизненных ситуаций, где ученики могут применить математические знания. Например, задача на расчет стоимости продуктов, использование пропорций в кулинарии или решение задач, связанных с планированием времени и ресурсов. Такие задачи показывают ученикам, как математика помогает решать повседневные проблемы, и делают предмет более близким и понятным.
Игры в обучении — это мощное средство активизации познавательной деятельности школьников. Математические игры, например, головоломки, ребусы, математические квесты, не только делают обучение интересным, но и развивают умение решать нестандартные задачи, искать решения в разных контекстах. Кроме того, игры способствуют развитию командной работы, что также важно для социальной адаптации детей в школьном коллективе.
Проектная деятельность в математике помогает учащимся увидеть, как теоретические знания могут быть применены в реальных проектах. Например, создание моделей зданий с расчетом площади, высоты, углов, использование математики для моделирования реальных объектов. Проектная деятельность позволяет детям работать в группах, разделяя обязанности и достигая общей цели, что развивает сотрудничество и ответственность.
Введение в учебный процесс современных технологий, таких как интерактивные доски, обучающие приложения, видеоматериалы, позволяет не только сделать уроки более увлекательными, но и повысить визуализацию математических понятий. Например, на уроках геометрии можно использовать 3D-модели для изучения форм, а на уроках арифметики — различные программные приложения для решения задач. Это способствует лучшему усвоению материала и повышению интереса к предмету.
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его темп обучения и уровень подготовки. Использование дифференцированных заданий, как по сложности, так и по виду, позволяет детям работать в своем темпе, что помогает избежать перегрузки и способствует повышению мотивации. Например, для более слабых учеников можно предложить задачи с использованием наглядных материалов и пошаговых инструкций, а для более сильных — задачи, требующие творческого подхода и нестандартных решений.
Для того чтобы предметная деятельность стала эффективным инструментом мотивации, необходимо, чтобы учитель стал не только источником знаний, но и вдохновителем и организатором учебного процесса. Важным аспектом является создание атмосферы, в которой дети чувствуют себя уверенно, имеют возможность ошибаться и учиться на своих ошибках.
Важно не только давать детям знания, но и мотивировать их на продолжение обучения. Похвала за успехи, конструктивная обратная связь о выполненных заданиях способствуют формированию положительного отношения к учебному процессу. Особенно это важно для младших школьников, у которых еще только формируется отношение к учебе и самооценка.
Уроки математики должны быть интерактивными, а каждый ученик должен чувствовать свою значимость в классе. Учитель должен следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в процесс, чтобы никто не оставался в стороне. Это можно делать, предлагая различные формы работы: индивидуальные задания, парную и групповую работу, участие в обсуждениях и решении проблем.
Учитель может стимулировать у учеников развитие математической интуиции, показывая, как можно решить задачу не только через строгие математические вычисления, но и через экспериментирование, пробу различных подходов. Это поможет детям развивать гибкость мышления, что также важно для мотивации, так как способствует росту уверенности в своих силах.
Успех в учебе способствует формированию положительной мотивации. Важно организовать такую учебную атмосферу, чтобы каждый ученик чувствовал себя успешным, несмотря на возникающие трудности. Это требует внимательного подхода к каждому ребенку, учета его способностей и нужд, а также умения поддерживать мотивацию через поощрения и позитивный настрой.
В заключение можно отметить, что предметная деятельность в математике — это мощное средство мотивации школьников, которое помогает сделать предмет живым, практическим и увлекательным. Включение в уроки реальных жизненных задач, использование различных форм активной учебной деятельности (игры, проекты, мультимедийные технологии) позволяет детям увидеть значимость математики и развить у них познавательный интерес. Это способствует не только улучшению результатов учебы, но и формированию устойчивой мотивации к обучению.
Роль учителя в этом процессе неоценима, так как именно он создает условия для успешного усвоения материала, помогает детям найти свой путь в обучении и раскрыть свои способности. Создание атмосферы успешности, использование разнообразных методов преподавания и внимание к каждому ученику — вот те ключевые факторы, которые обеспечат эффективное использование предметной деятельности как средства мотивации в математике.
Список литературы
Захарова С.Н., Математические кружки и игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС/ С.Н. Захарова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. С. 31-35.
Лунеева
О. Л. Опыт применения образовательных ресурсов на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 41–45.
Шмелева, О. В. Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики / О. В. Шмелева. —
Текст :
непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 19-24.