Предметно-практическая деятельность как способ мотивации на уроках математики | Василантьева Наталья Вячеславовна. Работа №345923
Аннотация. В статье рассматривается использование предметно-практической деятельности как одного из эффективных способов мотивации учеников на уроках математики. Описаны основные принципы организации практических задач, игр и проектов, которые помогают учащимся применять математические знания в реальных ситуациях. Приведены примеры упражнений и заданий, способствующих развитию интереса к предмету и повышению уровня вовлечённости учащихся.
Ключевые слова: предметно-практическая деятельность, мотивация, уроки математики, практические задачи, учебная деятельность, вовлечённость.
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Василантьева Наталья Вячеславовна, учитель
МБОУ "СОШ № 3" НГО
Аннотация. В статье рассматривается использование предметно-практической деятельности как одного из эффективных способов мотивации учеников на уроках математики. Описаны основные принципы организации практических задач, игр и проектов, которые помогают учащимся применять математические знания в реальных ситуациях. Приведены примеры упражнений и заданий, способствующих развитию интереса к предмету и повышению уровня вовлечённости учащихся.
Ключевые слова: предметно-практическая деятельность, мотивация, уроки математики, практические задачи, учебная деятельность, вовлечённость.
Математика, будучи одной из фундаментальных дисциплин в школьном образовании, нередко вызывает сложности в освоении у учеников. Одной из ключевых задач учителя является создание условий, при которых изучение математики становится не только необходимым, но и увлекательным процессом. Для достижения этой цели важную роль играет использование предметно-практической деятельности, которая позволяет учащимся увидеть связь между теорией и реальной жизнью, а также применить математические знания на практике.
Предметно-практическая деятельность включает в себя задания, которые позволяют ученикам непосредственно применять математические знания в решении конкретных практических задач. Это могут быть задачи, связанные с повседневной жизнью, реальными проектами, играми или моделированием ситуаций, с которыми школьники могут столкнуться в реальности. Такой подход способствует повышению мотивации, так как ученики видят непосредственную пользу от изучаемого материала.
Одним из методов повышения мотивации через предметно-практическую деятельность является решение задач из реальной жизни. Например, на уроках математики можно предлагать задачи, связанные с покупками в магазине, планированием бюджета, расчетом расстояний или времени в поездке. Такие задачи помогают детям понять, что математика — это не просто абстрактные вычисления, а инструмент, который они могут использовать в своей повседневной жизни. Например, задание на тему «Рассчитай стоимость покупок и сдачу» помогает не только развивать навыки арифметики, но и формирует экономическое мышление.
Проектная деятельность также является эффективным способом вовлечения учащихся в предметно-практическую деятельность. Проекты на уроках математики могут включать в себя создание планов зданий, расчет материалов для строительства, моделирование ситуаций из бизнеса и торговли. Например, проект «Строим свой дом» может включать расчёты площади, объёма, стоимости материалов и другие практические математические задания. Это учит детей использовать знания в реальных условиях и формирует у них интерес к предмету через творчество и самостоятельное решение задач.
Интерактивные игры и соревнования также способствуют мотивации учеников на уроках математики. Игровая форма занятий позволяет сделать процесс обучения увлекательным и эмоционально насыщенным. Например, математические викторины, соревнования на быстроту решения задач или командные игры развивают у детей не только математические навыки, но и стимулируют дух соперничества и желание улучшать свои результаты. Такие активности помогают поддерживать высокий уровень мотивации и вовлечённости.
Практическое использование математических инструментов также является важной частью предметно-практической деятельности. Например, задания, связанные с использованием геометрических инструментов (линейки, циркуля), учат детей точности в измерениях и помогают понять важность математики в различных профессиях. Практические задания, такие как измерение углов, расчёт площади комнаты или создание чертежей, помогают детям видеть реальное применение математических знаний и развивают пространственное мышление.
Работа в группах на уроках математики также способствует развитию интереса и мотивации. В процессе групповой работы дети учатся совместно решать задачи, обсуждать решения и находить оптимальные варианты. Например, задания, где одна группа учеников рассчитывает расходы на организацию мероприятия, а другая — оценивает варианты транспортировки, учат детей работать вместе и применять математику в коллективной деятельности. Это помогает детям развивать навыки сотрудничества и учиться решать задачи в команде.
Связь с другими предметами также играет важную роль в мотивации учащихся на уроках математики. Например, задания, которые требуют знаний из физики, географии или информатики, помогают ученикам осознать важность математики как универсального инструмента для решения задач в разных областях. Задачи на тему «Расчёт траектории полёта» или «Создание графиков климатических изменений» помогают учащимся увидеть, как математика применяется в различных науках и как она помогает анализировать информацию.
Использование современных технологий, таких как компьютерные программы и мобильные приложения, также является важной составляющей предметно-практической деятельности. Программы для моделирования, построения графиков или решения математических задач делают процесс обучения более интерактивным и доступным. Учащиеся могут использовать такие приложения для решения сложных задач, что повышает их интерес к изучению математики и развивает навыки работы с цифровыми инструментами.
Таким образом, можно утверждать, что предметно-практическая деятельность является эффективным средством повышения мотивации учеников на уроках математики. Через решение реальных задач, участие в проектах, играх и моделировании ситуаций учащиеся развивают интерес к предмету, учатся применять математические знания в повседневной жизни и осознают их важность. Важно, чтобы учителя активно использовали этот подход для создания увлекательного и полезного учебного процесса, который будет способствовать успешному освоению математики и развитию познавательной активности школьников.
Список литературы
Дрозд М. В. Роль практических работ учащихся на уроках математики как средства формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся // ДМ. 2016. № 44.
Исакина
А.Р., Пилипенко М.А., Зверева Л.Г. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики // International Journal
of
Humanities
and
Natural Sciences,
vol
. 5-3 (44), 2020. – С. 134-136.
Мишечкина, Н. А. Применение дидактических игр в обучении математике / Н. А. Мишечкина. —Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 115-118.