Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в детском саду. | Манойленко Юлия Сергеевна . Работа №234820

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Манойленко Юлия Сергеевна
Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в детском саду.

Предметно-пространственная организация жизни воспитанников в детском саду.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Развивающая предметная игровая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние. В связи с этим важная роль в детском саду отводится организации, развивающей предметно-пространственной игровой среды.

Развивающая игровая среда в нашем саду создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Мы обозначили основные центры, соответствующие возрасту детей, в каждом из которых находится достаточное количество материалов для познания, исследования, игр.

В наших группах находится центр физического развития. В нем размещено физкультурное оборудование (кегли, мячи, обручи, скакалки, кольцеброс и др.). также есть нестандартное оборудование, изготовленное руками педагогов и родителей (коврики с пуговицами, дорожки со следами, массажные коврики). Этот центр пользуется популярностью у детей средней и старшей групп, т.к. реализует их потребность в двигательной активности.

В центре сюжетно-ролевых игр оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал расположен в контейнерах с условными обозначениями: «Поликлиника» («Больница»), «Парикмахерская», «Строители», «Магазин», «Кафе». По своему желанию дети выбирают сюжет будущей. Разнообразная многофункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Одним из любимых особенно для мальчиков является центр строительно-конструктивных игр. Здесь размещены конструкторы разные по размеру (крупный, средний, мелкий) и изготовленные из разного вида материала (деревянный, пластмассовый). Оборудование этого центра позволяет детям строить дома, мосты, гаражи как на полу, так и на столе; как по образцу, так и по представлению. Разнообразие машин, лодок, кораблей, вертолетов, военной техники, а также макета города позволяет создавать различные игровые ситуации. Наличие настольно-печатных игр позволяет разнообразить игровую деятельность.

В предметно-пространственную среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные, которые находятся в центре экологии и экспериментирования. Учитывая особенности детей, мы используем игры с песком. Они позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством для развития ребенка. Столик на колесиках с емкостями дети могут передвинуть в любое понравившееся им место в группе. Здесь же в свободном доступе они могут выбрать игры по экологии. В этом центре есть все необходимое оборудование (микроскоп, лупа, пробирки, колбы, природный материал) для проведения игр-экспериментирования.

Учитывая особенности наших детей, мы уделили особое внимание играм на развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие речи. В центре мелкой моторики находится достаточное количество таких игр. Это пазлы, различного вида мозаики, игры со шнуровками, с прищепками, вкладыши.

Особое место отведено центру патриотического воспитания. Главными задачами этого центра являются воспитание любви к родному краю, городу Томску; любви к Родине.

В группах имеется уголок эмоций, позволяющими определить различное настроение (радость, гнев, печаль, грусть и др.). Дети, глядя на образцы (смайлики, мордочки), подражают им, выражая свои эмоции, видя свое отражение в зеркале, упражняются в укреплении мышц лица, что позитивно влияет на речевое развитие. В зависимости от настроения детей, проводим игры на развитие эмоций.

Предметом познавательного и эмоционального развития является центр музыкально-театрализованной деятельности. Здесь находится большое разнообразие видов театра: пальчиковый, настольный, театр-рукавичка, кукольный, театр на прищепках. Дети, участвуя в играх-драмматизациях, используют костюмы различных героев и ширму, являющуюся многофункциональной. Ее применяют для показа театра и для уединения в любом уголке группы, взяв с собой любимую игрушку и поведав ей свои тайны. Играя в театр, у них формируется навык речевого общения, развивается речевое творчество. Наличие музыкального центра позволяет использовать звуковой дизайн в детских играх как активный фон, так и дополнение.

Преимущество созданной игровой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Мы отметили, что дети меньше конфликтуют между собой, редко ссорятся из-за игр, игрового пространства и материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствуют об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество и фантазия.

 


Список использованной литературы

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования".

Петровский В.А., Кларина Л.М.,

Смывина

Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

Глушкова Г. В. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском

саду.–

2008. – № 5.

Трифонова Е. Игровое пространство детства / Е. Трифонова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6.

Фирсанова Л. В. Создание игровой предметно-пространственной среды / Фирсанова Л. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2011. - № 6. - С. 28-29

Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / под ред. Н. А. Коротковой. – Москва:

Линка

-Пресс, 2010.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×