Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Предметно-пространственная среда для экспериментирования" | Калмыкова Анна Михайловна. Работа №304467

Дата публикации:
Автор:
Описание:

С внедрением ФГОС в дошкольное образование воспитатель должен использовать новые подходы к обучению и воспитанию детей, способствовать формированию всесторонне развитой личности. Поэтому так важно опираться на естественное стремление ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира. Этому способствует создание определенной предметно-пространственной среды в группе детского сада.  В статье описывается содержание исследований, материалы и оборудование, необходимое для уголков экспериментирования по ФГОС.

Предметно-пространственная среда
для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в условиях ФГОС дошкольного образования.
С введением новых федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. Это – познавательно-исследовательская деятельность, так как она направлена на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А уже от простейших опытов и экспериментов в раннем детстве переходить к проектной деятельности в более старшем дошкольном возрасте. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные качества, такие как сила воли, упорство и творческие способности. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу: создать предметно-развивающую среду, как для самостоятельной исследовательской деятельности детей, так и для организованной педагогом образовательной деятельности. Проще говоря, в группе должен быть уголок почемучек, мини-лаборатория, включающие в себя:
1. Место для постоянной выставки.2. Место для приборов.3. Место для выращивания растений.4. Место для хранения природного и бросового материалов.5. Место для проведения опытов.6. Место для неструктурированных материалов (стол песок-вода и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лаборатории.
Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Материалы для организации экспериментирования.
1. Бусинки, пуговицы.2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.3. Пластиковые бутылочки разного размера.4. Разноцветные прищепки и резинки.5. Камешки разных размеров.6. Винтики, гайки, шурупы.7. Пробки.8. Пух и перья.10. Фотопленки.11. Полиэтиленовые пакетики.12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.13. Спилы дерева.14. Вата, синтепон.15. Деревянные катушки.16. Киндер-сюрпризы17. Глина, песок.18. Вода и пищевые красители.19. Бумага разных сортов.
Предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности: столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, неработающая кофемолка, телефон и пр.); приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки); игрушки из материалов разного качества и разной плотности (из тканей, резины, дерева, пластика и др.; мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.); пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; волшебный мешочек, наполняемый мелкими предметами и игрушками; игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, серпантинная дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.); наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, Домашние и дикие животные, Деревья. Кустарники. Травы, Насекомые, Птицы, Профессии, Правила дорожного движения, Сезонные изменения в природе и т. д.); книги, открытки, альбомы, аудио-, видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
О человеке (органы чувств).
О способах исследования объекта.
О предметном мире.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Поэтому так важно создать необходимую для познавательно-исследовательской деятельности предметно-пространственную среду.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×