Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС | Чумакова Наталья Анатольевна. Работа №346181
Аннотация. В статье рассматривается предметное обучение в начальной школе как современная инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Обсуждаются основные принципы и подходы к предметному обучению, его влияние на развитие личности ребенка и его образовательные результаты. Анализируются ключевые аспекты внедрения предметного обучения в образовательный процесс начальной школы, его преимущества и недостатки, а также роль учителя в реализации данной системы. Статья будет полезна учителям начальных классов, методистам и всем заинтересованным в вопросах образовательных инноваций.
Ключевые слова: предметное обучение, начальная школа, ФГОС, инновационная система, образовательный процесс, развитие личности, современные подходы.
ПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Чумакова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
МКОУООШ №29, Краснодарский край, п.Отдаленный
Аннотация. В статье рассматривается предметное обучение в начальной школе как современная инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Обсуждаются основные принципы и подходы к предметному обучению, его влияние на развитие личности ребенка и его образовательные результаты. Анализируются ключевые аспекты внедрения предметного обучения в образовательный процесс начальной школы, его преимущества и недостатки, а также роль учителя в реализации данной системы. Статья будет полезна учителям начальных классов, методистам и всем заинтересованным в вопросах образовательных инноваций.
Ключевые слова: предметное обучение, начальная школа, ФГОС, инновационная система, образовательный процесс, развитие личности, современные подходы.
Современные образовательные стандарты требуют от школы не только передачи знаний, но и формирования у учащихся компетенций, необходимых для успешной социализации и жизни в быстро меняющемся мире. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе России была установлена новая парадигма образования, акцентирующая внимание на индивидуальных способностях учащихся, их активной деятельности и практической направленности обучения. Одним из важных аспектов этой реформы является внедрение предметного обучения, которое на протяжении последних лет стало актуальным и востребованным.
В данной статье мы рассмотрим ключевые моменты, связанные с предметным обучением в начальной школе, проанализируем его соответствие требованиям ФГОС, а также выявим плюсы и минусы данной системы.
Основные принципы предметного обучения. Предметное обучение основывается на учете личностных и возрастных особенностей детей, активном вовлечении их в процесс обучения, а также использовании разнообразных методов и технологий, способствующих развитию эмоциональной, интеллектуальной и практической стороны личности.
К основным принципам предметного обучения относятся:
Системность. Обучение должно быть связано с реальными жизненными ситуациями, обеспечивая целостное восприятие знаний детьми.
Интеграция. Предметное обучение предполагает связь между различными учебными дисциплинами, что позволяет сформировать у учащихся целостное представление о мире.
Активное познание. Учащиеся должны быть не только слушателями, но и активными участниками образовательного процесса.
Индивидуализация. Учет разнообразия способностей и интересов детей, предоставление им свободы выбора в процессе обучения.
Практическая значимость. Создание условий для применения знаний на практике и решение реальных задач.
Влияние предметного обучения на развитие ученика. Одним из основных результатов предметного обучения является развитие ключевых компетенций учащихся, таких как критическое мышление, умение работать в команде, исследовательские навыки и креативность. Такие компетенции формируются через активную деятельность, что позволяет учащимся не только усваивать информацию, но и применять её в разнообразных ситуациях.
Формирование учебной мотивации. Предметное обучение повышает мотивацию детей к учебе за счет вовлечения их в реальные жизненные задачи. Когда учащиеся видят практическое применение получаемых знаний, они становятся более заинтересованными и активными. Уроки, построенные на проектной деятельности, групповом взаимодействии или игровых методах, вызывают у детей положительные эмоции и желание учиться.
Развитие критического мышления. В рамках предметного обучения дети учатся не только запоминать факты, но и анализировать, делать выводы, вырабатывать собственное мнение. Это способствует формированию критического мышления и умения справляться с различными задачами, что особенно важно в условиях современного информационного общества.
Социальные навыки. Работа в группах, обсуждение проектов и совместное решение задач способствуют развитию социальных навыков у детей. Учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, уважать мнения других и находить компромиссы, что крайне важно для их будущей жизни в обществе.
Преимущества и недостатки предметного обучения
Преимущества.
Гармоничное развитие личности. Предметное обучение способствует развитию не только интеллектуальных, но и социальных, эмоциональных и практических навыков.
Адаптивность школы. Позволяет образовательным учреждениям быстрее реагировать на изменения в обществе и требования времени.
Интеграция знаний. Способствует формированию более целостного представления о предмете, снижая разрыв между теорией и практикой.
Недостатки.
Необходимость изменения подходов к обучению. Учителям может быть сложно переключиться на новые методы работы, что требует времени и дополнительных ресурсов.
Недостаток учебных материалов. В регионах может наблюдаться нехватка методических пособий и ресурсов для реализации предметного обучения.
Индивидуальные различия. Не все ученики готовы к активной учебной деятельности, некоторым может быть сложно адаптироваться к изменениям в учебном процессе.
Учитель в системе предметного обучения становится не только передатчиком знаний, но и фасилитатором, который создает условия для активного обучения и самостоятельного поиска информации учащимися. Важнейшими задачами учителя являются:
Планирование учебного процесса. Разработка эффективных уроков, включающих активные методы обучения.
Создание условий для сотрудничества. Стимулирование групповой работы и взаимодействия среди учащихся.
Оценка и адаптация. Определение сильных и слабых сторон каждого ученика и коррекция образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями.
Предметное обучение представляет собой инновационный подход в начальной школе, который полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Этот метод позволяет не только повысить качество образования, но и способствует гармоничному развитию личности учащегося, формируя у него важнейшие навыки, необходимые для жизни в современном обществе.
Таким образом, предметное обучение в сочетании с деятельным подходом может стать эффективным инструментом для создания новой образовательной парадигмы, отвечающей вызовам времени и обеспечивающей формирование успешной, компетентной и активной личности.
Список литературы
Боровская Людмила Александровн Развитие предметно-методической компетентности учителя начальных классов как условие качества профессиональной подготовки специалиста в системе повышения квалификации // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predmetno-metodicheskoy-kompetentnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov-kak-uslovie-kachestva-professionalnoy-podgotovki.
Глузман Неля Анатольевна Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как предмет научного анализа // Гуманитарные науки . 2015. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-nachalnogo-obschego-obrazovaniya-kak-predmet-nauchnogo-analiza.
Зайцев Владимир Васильевич Методика постановки предметных целей уроков математики в начальной школе // Известия ВГПУ. 2021. №8 (161). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-postanovki-
predmetnyh-tseley-urokov-matematiki-v-nachalnoy-shkole.