Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС | Чумакова Наталья Анатольевна. Работа №346181

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается предметное обучение в начальной школе как современная инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Обсуждаются основные принципы и подходы к предметному обучению, его влияние на развитие личности ребенка и его образовательные результаты. Анализируются ключевые аспекты внедрения предметного обучения в образовательный процесс начальной школы, его преимущества и недостатки, а также роль учителя в реализации данной системы. Статья будет полезна учителям начальных классов, методистам и всем заинтересованным в вопросах образовательных инноваций.

Ключевые слова: предметное обучение, начальная школа, ФГОС, инновационная система, образовательный процесс, развитие личности, современные подходы.

ПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Чумакова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

МКОУООШ №29, Краснодарский край, п.Отдаленный

Аннотация. В статье рассматривается предметное обучение в начальной школе как современная инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Обсуждаются основные принципы и подходы к предметному обучению, его влияние на развитие личности ребенка и его образовательные результаты. Анализируются ключевые аспекты внедрения предметного обучения в образовательный процесс начальной школы, его преимущества и недостатки, а также роль учителя в реализации данной системы. Статья будет полезна учителям начальных классов, методистам и всем заинтересованным в вопросах образовательных инноваций.

Ключевые слова: предметное обучение, начальная школа, ФГОС, инновационная система, образовательный процесс, развитие личности, современные подходы.

Современные образовательные стандарты требуют от школы не только передачи знаний, но и формирования у учащихся компетенций, необходимых для успешной социализации и жизни в быстро меняющемся мире. С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе России была установлена новая парадигма образования, акцентирующая внимание на индивидуальных способностях учащихся, их активной деятельности и практической направленности обучения. Одним из важных аспектов этой реформы является внедрение предметного обучения, которое на протяжении последних лет стало актуальным и востребованным.

В данной статье мы рассмотрим ключевые моменты, связанные с предметным обучением в начальной школе, проанализируем его соответствие требованиям ФГОС, а также выявим плюсы и минусы данной системы.

Основные принципы предметного обучения. Предметное обучение основывается на учете личностных и возрастных особенностей детей, активном вовлечении их в процесс обучения, а также использовании разнообразных методов и технологий, способствующих развитию эмоциональной, интеллектуальной и практической стороны личности.

К основным принципам предметного обучения относятся:

Системность. Обучение должно быть связано с реальными жизненными ситуациями, обеспечивая целостное восприятие знаний детьми.

Интеграция. Предметное обучение предполагает связь между различными учебными дисциплинами, что позволяет сформировать у учащихся целостное представление о мире.

Активное познание. Учащиеся должны быть не только слушателями, но и активными участниками образовательного процесса.

Индивидуализация. Учет разнообразия способностей и интересов детей, предоставление им свободы выбора в процессе обучения.

Практическая значимость. Создание условий для применения знаний на практике и решение реальных задач.

Влияние предметного обучения на развитие ученика. Одним из основных результатов предметного обучения является развитие ключевых компетенций учащихся, таких как критическое мышление, умение работать в команде, исследовательские навыки и креативность. Такие компетенции формируются через активную деятельность, что позволяет учащимся не только усваивать информацию, но и применять её в разнообразных ситуациях.

Формирование учебной мотивации. Предметное обучение повышает мотивацию детей к учебе за счет вовлечения их в реальные жизненные задачи. Когда учащиеся видят практическое применение получаемых знаний, они становятся более заинтересованными и активными. Уроки, построенные на проектной деятельности, групповом взаимодействии или игровых методах, вызывают у детей положительные эмоции и желание учиться.

Развитие критического мышления. В рамках предметного обучения дети учатся не только запоминать факты, но и анализировать, делать выводы, вырабатывать собственное мнение. Это способствует формированию критического мышления и умения справляться с различными задачами, что особенно важно в условиях современного информационного общества.

Социальные навыки. Работа в группах, обсуждение проектов и совместное решение задач способствуют развитию социальных навыков у детей. Учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, уважать мнения других и находить компромиссы, что крайне важно для их будущей жизни в обществе.

Преимущества и недостатки предметного обучения

Преимущества.

Гармоничное развитие личности. Предметное обучение способствует развитию не только интеллектуальных, но и социальных, эмоциональных и практических навыков.

Адаптивность школы. Позволяет образовательным учреждениям быстрее реагировать на изменения в обществе и требования времени.

Интеграция знаний. Способствует формированию более целостного представления о предмете, снижая разрыв между теорией и практикой.

Недостатки.

Необходимость изменения подходов к обучению. Учителям может быть сложно переключиться на новые методы работы, что требует времени и дополнительных ресурсов.

Недостаток учебных материалов. В регионах может наблюдаться нехватка методических пособий и ресурсов для реализации предметного обучения.

Индивидуальные различия. Не все ученики готовы к активной учебной деятельности, некоторым может быть сложно адаптироваться к изменениям в учебном процессе.

Учитель в системе предметного обучения становится не только передатчиком знаний, но и фасилитатором, который создает условия для активного обучения и самостоятельного поиска информации учащимися. Важнейшими задачами учителя являются:

Планирование учебного процесса. Разработка эффективных уроков, включающих активные методы обучения.

Создание условий для сотрудничества. Стимулирование групповой работы и взаимодействия среди учащихся.

Оценка и адаптация. Определение сильных и слабых сторон каждого ученика и коррекция образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями.

Предметное обучение представляет собой инновационный подход в начальной школе, который полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Этот метод позволяет не только повысить качество образования, но и способствует гармоничному развитию личности учащегося, формируя у него важнейшие навыки, необходимые для жизни в современном обществе.

Таким образом, предметное обучение в сочетании с деятельным подходом может стать эффективным инструментом для создания новой образовательной парадигмы, отвечающей вызовам времени и обеспечивающей формирование успешной, компетентной и активной личности.

Список литературы

Боровская Людмила Александровн Развитие предметно-методической компетентности учителя начальных классов как условие качества профессиональной подготовки специалиста в системе повышения квалификации // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-predmetno-metodicheskoy-kompetentnosti-uchitelya-nachalnyh-klassov-kak-uslovie-kachestva-professionalnoy-podgotovki.

Глузман Неля Анатольевна Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как предмет научного анализа // Гуманитарные науки . 2015. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy-standart-nachalnogo-obschego-obrazovaniya-kak-predmet-nauchnogo-analiza.

Зайцев Владимир Васильевич Методика постановки предметных целей уроков математики в начальной школе // Известия ВГПУ. 2021. №8 (161). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-postanovki-

predmetnyh-tseley-urokov-matematiki-v-nachalnoy-shkole.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×