Предпринимательство. Сущность предпринимательства | Жарков Евгений Александрович. Работа №342566
Предпринимательская деятельность –инициативная самостоятельная деятельностьграждан, направленная на получение прибыли илиличного дохода, осуществляемая от своего имени,под свою имущественную ответственность или отимени и под юридическую ответственностьюридического лица.
В настоящее время в России принятыфедеральные законы, в определенном порядкерегулирующие предпринимательскую деятельность.Важнейшим нормативным актом,регламентирующим взаимоотношения междугосударством и предприятием в России, являетсяГражданский кодекс РФ (ГК РФ). В ГК РФ закреплены основные права, свободы и ответственность всех участников рыночныхотношений.
ЛЕКЦИЯ 4
Тема 1.4 Сущность и виды предпринимательства
Производственно, финансовое, консультативное и инновационное предпринимательство
Контроль – тест или кроссворд
Сущность
и
значение
предпринимательской
деятельности
Предпринимательская деятельность – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
В настоящее время в России приняты федеральные законы, в определенном порядке регулирующие предпринимательскую деятельность. Важнейшим нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения между государством и предприятием в России, является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). В ГК РФ закреплены основные права, свободы и ответственность всех участников рыночных отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [5].
Субъектами предпринимательской деятельности являются:
физические
лица
(граждане
России
и
иностранные
граждане);
юридические
лица, в
том
числе
иностранные;
группы
(объединения)
граждан,
юридических
лиц;
государственные и муниципальные органы самоуправления путем
учреждения
унитарных предприятий.
К важнейшим признакам предпринимательства относятся:
Обязательная
государственная
регистрация.
Предпринимательская
деятельность
может
осуществляться
только
лицами,
зарегистрированными в установленном законом порядке. Несоблюдение этого
принципа
может
иметь
определенные
правовые
и
экономические
последствия.
Самостоятельность
и
ответственность.
Предприниматель
самостоятельно
управляет
хозяйственно-финансовой
деятельностью,
принимает
решения,
несет
ответственность
по
своим
обязательствам.
Экономическая заинтересованность.
Предприниматель стремится к
получению
высокого
дохода
и
способствует
достижению
общественного
интереса.
Предпринимательский риск.
Неизбежность риска обуславливается
прежде
всего
неопределенностью
будущего
развития:
возможностью
природных
и
техногенных
катаклизмов,
изменений
экономической
конъюнктуры,
политической
ситуации,
конкуренция,
поведение
деловых
партнеров
и
др.
Инновационность.
Предприниматели
меняют
рыночную
ситуацию
в свою пользу в основном в результате нововведений, т. е. инноваций (освоение
производства
новых
товаров;
повышение
качества
и
расширение
потребительских
свойств
выпускаемой
продукции,
товаров;
новые
услуги,
сервисное обслуживание клиентов; внедрение научно-технических достижений,
новой
техники,
технологии,
улучшение
рекламы
и
т.
д).
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
Для формирования предпринимательства необходимы определенные
условия: экономические, социальные, правовые и другие [30].
К экономическим условиям относятся:
наличие
устойчивого
спроса
и
предложения
на
товары
и
услуги,
которые
могут
приобрести
покупатели;
наличие
и
доступность
денежных
ресурсов;
уровень
прибыли
на
инвестируемый
капитал,
а
также
заемных
средств
для финансирования
деловых операций;
свободный
рынок
средств
производства;
развитость
инфраструктуры
рынка,
с
помощью
которой
предприниматели
устанавливают
деловые
связи
(кредитная,
банковская,налоговая,
страховая,
таможенная
системы;
биржи:
товарно-сырьевые,
фондовые,
валютные,
труда;
транспорт,
связь) и
др.
Социальные условия развития предпринимательства – это отношение членов общества к труду, величине заработной платы, условиям труда, предпринимательству, стремление к приобретению товаров, услуг, отвечающих определенному образу жизни. Важную социальную роль в развитии предпринимательства играют профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации предпринимателей, а также их социальная ответственность.
Правовые условия – это законодательные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, которые создают наиболее благоприятные условия для ее развития, упрощенная процедура открытия и регистрации предприятий, налоговое законодательство и др.
Функции
и
виды
предпринимательства
Предпринимательская деятельность связана с реализацией важных для экономики страны функций, основными из которых являются:
Общеэкономическая
функция
.
Предпринимательская
деятельность
направлена
на
производство
товаров,
выполнение
работ,
оказание
услуг
и
доведение
их
до
конкретных
потребителей:
населения,
других
предпринимателей,
государства.
Состояние
и
уровень
развития
предпринимательства
являются
одними
из
определяющих
условий
экономического
роста,
увеличения
объемов
валового
внутреннего
продукта
(ВВП)
и национального
дохода.
Ресурсная функция
. Изначально связана с наиболее эффективной
комбинацией факторов производства, экономических ресурсов. Новаторство,
сознательный риск и ответственность за принимаемые решения; проекты, на
которые
идет
предприниматель
ради
получения
максимальной
прибыли,
предполагает
рациональное использование
ресурсов.
Организаторская
функция.
Проявляется
в
свободе
выбора
вида
коммерческой
деятельности,
независимости
и
самостоятельности
хозяйствующих субъектов, в умении сформировать и повести за собой коллектив.
Социальная
функция
.
Удовлетворение
личных
потребностей
предпринимателя
–
получение
прибыли
–
связано
с
удовлетворением
потребностей
других
людей. На
свой
страх
и
риск предприниматель всегда
выполняет
определенный
социальный
заказ
(на
новый
товар,
услуги,
технологии), ориентируясь на достижение экономического успеха. Получение
прибыли
для
предпринимателя
одновременно
выступает
как
цель
и
как
стимул
в его деятельности. Чем эффективнее функционируют предпринимательские
структуры,
тем
больше
средств
поступает
в
бюджеты
разных
уровней,
обеспечивается
рост рабочих
мест.
Творческая
функция.
Изначально
присуща
предпринимательству,
поскольку
связана
с
реализацией
оригинальных
взглядов
и
подходов
по
принимаемым
решениям,
технологиям,
инновациям.
Предпринимательские
способности – это особое проявление способностей человеческого капитала,
затраты
высококвалифицированного
труда.
Предпринимателем
в
его
деятельности движут воля к победе, желание борьбы, не только материальное,
но
и
моральное
удовлетворение,
самоутверждение.
Политическая
функция.
Отношения
по
поводу
владения,
пользования
и
распоряжения
средствами
производства
и
продуктами
труда,
помимо
имущественных
и
правовых
аспектов,
всегда
имели
социальный,
этический
и
политический
оттенки
отношений
элементов
внутренней
и
внешней
предпринимательской
среды
[2].
Традиционно выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая и финансовая.
Производственное предпринимательство подразумевает деятельность, направленнуб на производство продукции, товаров, работ, оказание услуг, создание определенных интеллектуальных ценностей. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности в сфере материального производства
различают предпринимательство промышленное, строительное, сельскохозяйственное (фермерство) и др.
Коммерческое предпринимательство характеризуется операциями и сделками по купле-продаже товаров и услуг. В современной России оно является едва ли не самым распространенным видом предпринимательства. В этой сфере заняты многочисленные малые предприятия и подавляющее большинство частных предпринимателей. Эта деятельность очень мобильна, быстро приспосабливается к потребностям, поскольку связана с конкретными запросами населения. Предприниматель занимается не производством товара, а только его реализацией. Прибыль образуется за счет разницы между выручкой и затратами на реализацию.
Финансовое предпринимательство – особый вид предпринимательства, в котором его объектом является купля-продажа специфических товаров – денег, валюты, ценных бумаг. Одними из основных факторов развития финансового предпринимательства являются состояние и развитость финансового рынка (рынка инвестиций, рынка ценных бумаг, валютного рынка) и его инфраструктуры.
Кроме того, выделяют и другие виды предпринимательской деятельности. К ним относятся посредническое предпринимательство, страховое дело, оказание аудиторских, консалтинговых (консультационных), информационных, социальных и других услуг в рамках действующего законодательства.
Все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с различной степенью экономического риска предпринимателя.
Производственная и организационная структура предприятия
Расчленение предприятия на производственные подразделения (цеха, участки, службы), принципы их построения, взаимной связи и размещения принято называть производственной структурой предприятия.
Различают три типа производственной структуры:
1. Предметный;
2. Технологический;
3. Смешанный.
Предметный тип предполагает построение подразделений по типу цепи, последовательное перемещение труда по производственному процессу. В основу создания цехов таких предприятий положен предметный признак, когда цеха специализируются на изготовлении определенной ограниченной номенклатуры изделий, узлов или деталей, применяя при этом самые различные в технологическом отношении процессы и используя разнообразное оборудование.
Технологический тип предполагает, что в основу создания цехов положен технологический принцип, когда цеха выполняют комплекс однородных технологических операций по изготовлению или обработке самых различных деталей для всех изделий предприятия.
Смешанный тип предполагает, что часть производственной структуры строится по предметному признаку, часть по технологическому.Организационная структура предприятия – это состав и соподчиненность подразделений управления.
Существует три основных типа организационной структуры:
1. Линейная (иерархическая) – когда все распоряжения идут сверху вниз от линейного руководителя.
2. Функциональная – когда создаются функциональные службы и все по линии подчиняются руководителю, но имеют право отдавать команды исполнителям. При этом наблюдается множественность связей между различными подразделениями.
3. Линейно-функциональная (смешанная) - сущность её заключается в том, что линейный персонал предприятия (директор, начальники цехов, начальники участков) имеют в своём подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции разрабатывает проект решения соответствующей задачи, который после утверждения линейным руководителем является обязательным для соответствующего исполнителя (функциональные органы не отдают команд).
Организация производственного процесса
Организацию производственного процесса можно рассматривать в двух аспектах:
как науку;
как практику.
Организация производства – старейшая наука в области производства, которая изучает вопросы о том, как соединить во времени и в пространстве в единый производственный процесс рабочую силу, предметы и средства труда с целью получения дохода. Принципы рациональной организации производства были впервые сформулированы Генри Фордом: 1) прямоточность – предполагает перемещение продуктов труда по прямой линии без возвратно-поступательных и зигзагообразных перемещений. Экономическое значение данного принципа заключается в сокращении длительности производственного цикла и снижении затрат на выполнение транспортных операций.
2) параллельность – предполагает параллельное, одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса на всех рабочих местах, что позволяет сократить время от запуска материала до выпуска готовой продукции, что в свою очередь снижает капитальные затраты и ведет к экономии оборотных средств.
3) непрерывность – предполагает сведение к минимуму различных перерывов в работе. При этом обеспечивается лучшее использование производственной мощности, сокращается длительность производственного цикла.
4) ритмичность и равномерность - предполагает периодичность повторения производственного процесса строго через определенные интервалы времени на всех его стадиях и операциях, что сокращает простои оборудования, повышает производительность труда и снижает себестоимость продукции.
5) специализация процесса – это сокращение количества наименований работ, операций на каждом рабочем месте, что повышает эффективность деятельности предприятия в целом.
Выполнение всех этих принципов в совокупности позволяет сократить длительность производственного цикла, повысить эффективность использования производственных мощностей, сократить простои оборудования, снизить транспортные затраты и себестоимость продукции, а также потребность в оборотных средствах.
Организация производства в её практическом аспекте нацелена, прежде всего, на то, чтобы процесс производства осуществлялся постоянно. Для этого необходимо:
организовывать освоение новой продукции;
создать систему управления качеством продукции;
обеспечить бесперебойную поставку сырья и материалов;
организовать сбыт продукции;
организовать рациональный процесс производства.
Производственный процесс - есть основа деятельности каждого предприятия, это совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда, направленных на изготовление продукции, выполнение работ или оказание услуг.
Основной процесс обычно состоит из заготовительной, обработочной и сборочной стадии.
Под вспомогательными процессами понимают ремонт оборудования, зданий, сооружений, изготовление и ремонт технологической оснастки, производство и передачу энергии всех видов.
К обслуживающим процессам относят такие, которые связаны с обслуживанием основных и вспомогательных процессов (например, складские работы, контрольные).
В соответствии с этим цеха на промышленных предприятиях делятся на основные, обслуживающие и вспомогательные. Таким образом, производственная структура того или иного предприятия отличается значительным разнообразием и зависит от многих факторов, к примеру, от уровня специализации предприятия, от масштабов производства, от особенностей технологического процесса и т.д.
Типы и методы организации производства
Тип производства – это классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, стабильности объёма выпуска продукции и специализации рабочих мест.
Различают три основных типа организации производства:
индивидуальное;
серийное;
3) массовое.
Индивидуальный тип организации производства предполагает штучный выпуск продукции, он характерен, к примеру, для заводов тяжёлого машиностроения, судостроения;
Серийный тип организации производства предполагает одновременное изготовление продукции широкой номенклатуры сериями
Массовое производство предполагает ограниченную номенклатуру изделий, выпускаемых в больших количествах. Характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления.
Организация производственного процесса на таких предприятиях осуществляется различными методами, а именно: поточным, партионным и единичным.
Основное звено поточного производства - поточная линия (т.е. группа рабочих мест, предназначенных для выполнения, закрепленных за ними операций, расположенных по ходу технологического процесса). Впервые поток легковых автомобилей был смоделирован Г. Фордом. Основными характеристиками производительности потока являются такт и темп потока. Такт – это время, необходимое чтобы с конвейера сошло одно готовое изделие. Темп – количество изделий, которые сходят с потока за один час работы. Высшая форма поточного производства – это конвейер, где все операции сильно дифференцированы (как правило, это трудоёмкая сборка).
Если программа производства недостаточно высока (каждое изделие выпускается в небольшом количестве), то организуется серийное производство, запускаемое партиями. Партия – это количество одновременно запускаемых в производство деталей. При данном методе применяется специализированное оборудование. По производительности данный метод уступает поточному, но тоже достаточно эффективен.
В тех случаях, когда на предприятии выпускается неустойчивая номенклатура изделий, но единицами или мелкими партиями, в небольших количествах, на универсальном оборудовании, говорят о единичном методе производства.
Организация производственного процесса во многом определяется типом производства на предприятии и применяемыми при этом методами.
Характеристика финансового предпринимательства.
1.1 Основные понятия.
Финансовое предпринимательство - разновидность коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи которого выступают: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры); происходит продажа одних денег за другие в прямой или косвенной форме. На рынке денег, валюты и ценных бумаг участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, финансовые институты, предприятия, организации и физические лица - предприниматели.
Финансовый рынок - это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, вкладов, ценных бумаг, он включает рынок капитала (средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги) и денежный рынок (краткосрочные кредиты, ценные бумаги и т. п.).
Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, по товаром являются финансовые активы. Предприниматель в этом виде бизнеса начинает свою деятельность с анализа денежно-финансовых рынков в маркетинговой деятельности.
Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются коммерческие банки и фондовые биржи.
Коммерческий банк — это финансово-кредитное учреждение кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов.
Источником доходов банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.
Операции коммерческих банков делятся на 3 группы:
пассивные (привлечение средств)
активные (размещение средств)
комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии)
Фондовая биржа - это организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.
За рубежом сами фирмы и предприятия на бирже не участвуют. Их интересы, как правило, представляют либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Помимо того, такое членство требует денег. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно - 1469.
Вместе с тем в условиях государственного-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого - образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами, без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объема государственных облигаций в общей массе ценных бумаг.
1.2 Формы финансового предпринимательства.
1) эмиссия ценных бумаг (собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги), которые предприниматель продает, размещает на определенных условиях и обязательствах в качестве "финан-ювого товара"; 2) покупка ценных бумаг самим предпринимателем за определенную сумму, а затем продажа их другому покупателю за большую сумму; 3) сделка активная - сделка по размещению своих активов. Эти сделки Зывают срочные и бессрочные, отдача тому или другому обществу ценных бумаг на хранение, денег на текущий счет; 4) сделка товар против фьючерсов - сделка, при которой фьючерсный сонтракт передается покупателем продавцу одновременно с переходом титула собственности на реальный товар от продавца к покупателю; 5) сделка арбитражная - одновременная покупка и продажа одних и тех же или подобных бумаг для использования с выгодой различия в курсах в различных биржевых центрах при относительно низкой степени риска; 6) сделка банкнотная - продажа наличных денежных средств за безналичные за определенный комиссионный сбор; 7) другие виды сделок: сделка биржевая; сделка биржевая закрываю- , щаяся; сделка биржевая кассовая; сделка биржевая контактная; сделка биржевая с кредитом и т. д.
Финансовое предпринимательство предполагает наличие хорошо поставленной информации, обеспечение вычислительной и организационной техникой. При проведении финансово-кредитных сделок предприниматель предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, а через определенное время получает большую на определенный процент сумму. Финансовые сделки целесообразны, если при ее продолжительности сроком до одного года расчетная чистая прибыль составляет не менее 5% от объема сделки (денежной выручки), а при долговременных сделках до 10- 15%.
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг.
Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфики и особенностей) на следующих рынках:
на рынке ценных бумаг
на рынке банковских услуг
на рынке страховых услуг
на рынке иных финансовых услуг (посредническое предпринимательство и другое)
1) На рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды профессиональной деятельности:
Брокерская деятельностью
является совершение сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером. Он должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления, получая за эту деятельность от клиентов материальное вознаграждение.
Дилерской деятельностью
является совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Им может быть только коммерческая организация, в то время как брокером может выступать как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель.
Клиринговая деятельность
— деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
Депозитарная деятельность
— деятельность по оказанию услуг – хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Взаимоотношения между депозитарием депонентом регулируются заключенным ими депозитарным договором.
Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
включает сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по реестру владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица, которые именуются держателями реестра (регистраторами).
Все категории профессиональных участников рынка ценных бумаг для осуществления своей деятельности должны в установленном порядке получить специальное разрешение (лицензию). 2) Деятельность на рынке банковских услуг осуществляется кредитными организациями на основании лицензии, выданной Национальным Банком.
Кредитные организации имеют право осуществлять следующие банковские операции:
привлечение денежных средств во вклады (до востребования и на определенный срок)
размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет
открытие и ведение банковских счетов
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов
выдача банковских гарантий
осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом
предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей
лизинговые операции
оказание консультационных и информационных услуг, а также иные сделки в соответствии с законодательством РБ
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
3) При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь. При этом страховые компании получают плату при заключении договора страхования, т.е. компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения предпринимательской прибыли. Страховое предпринимательство является одним из наиболее рисковых видов деятельности.
Страховая деятельность осуществляется на основе договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Так, по договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодно приобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Вывод
Значение финансового предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без финансового предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Несмотря на достигнутые успехи в области финансового предпринимательства, оно нуждается в более интенсивном развитии, особенно в настоящее время, во время кризиса.
Финансовое предпринимательство, как никакой другой вид предпринимательства, нуждается в наличии достоверной информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все предприниматель должен платить сам. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделить проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за покупателя.
Считается, что финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжительности сроком до одного года расчетная чистая прибыль составляет не менее 5% объема сделки (денежной выручки), а при долговременных сделках этот процент повышается до 10-15%.
И все-таки финансовое предпринимательство в России развивается. Этому свидетельствует постоянно растущий рынок финансовых, банковских услуг. Появляются новые банки, новые услуги.
Консультативное предпринимательство
Консультативное предпринимательство (консалтинг) - предпринимательская деятельность, сущность которой составляет консультирование производителей, продавцов, покупателей по обширному кругу юридических, управленческих и экономических вопросов (финансы, создание и регистрация фирм, внешнеэкономические связи, исследование и прогнозирование товаров, ценных бумаг, инноваций), а также подготовка документов, необходимых при создании новых организаций и фирм.
Консультативное предпринимательство осуществляется в различных формах: в виде разовых платных устных советов, в виде фундаментальных письменных проектов и т.п.
Письменные консалтинг-проекты имеют следующие составляющие части:
выявление проблемы (диагностика);
разработка проекта решений;
варианты осуществления проекта решений. Формы консультативного предпринимательства.
Виды консалтинга:
1. Экспертный консалтинг - форма пассивного консалтинга, при котором эксперт-консультант тщательно анализирует предоставленную клиентом информацию и самостоятельно разрабатывает рекомендации по внедрению проекта совершенствования, пути его внедрения.
2. Процессный консалтинг - форма разновидность активного консалтинга, при котором эксперты-консультанты на всех этапах работы над проектом взаимодействуют с представителями заказчика, создавая условия для генерирования идей и предложений. Эксперты-консультанты совместно с представителями заказчика анализируют сложившуюся ситуацию в фирме, выявляют проблемы и предлагают пути их разрешения, разрабатывают предложения по проекту совершенствования.
3. Обучающий консалтинг - форма разновидность активного консалтинга, при котором эксперты-консультанты осуществляют с представителями клиента лекции, семинары, используют активные формы обучения (разрабатывают учебные тренинги, проводят деловые игры). При обучающем консалтинге создаются теоретические и практические условия для того, чтобы работники фирмы заказчика обучились и приобрели навыки аккумуляции предпринимательских идей, научились разрабатывать эффективные проекты совершенствования бизнеса.
Достоинство консультативного предпринимательства: отсутствие необходимости финансирования больших денежных сумм при его открытии.
При консультативном предпринимательстве основным фактором выступает человеческий капитал и его интеллектуальный компонент. Конкурентоспособность зависит от скорости накопления качественных параметров применяемого интеллектуального капитала.
Разновидности консультативного предпринимательства:
1. Аудит - проверка финансовой отчетности фирм, её экспертная оценка.
2. Бухгалтерское обслуживание:
осуществление или восстановление бухгалтерского учета внешними по отношению к клиенту бухгалтерскими фирмами;
консультативные услуги по организации и совершенствованию бухгалтерского учета.
3. Юридический консалтинг:
правовые услуги, юридические советы;
экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам.
4. Обеспечение информационными технологиями - разработка и консультирование по использованию компьютерных программ, созданию баз данных, компьютерных сетей.
5. Инжиниринг - услуги по инженерной подготовке и обеспечению процесса производства, строительства и эксплуатации различных объектов.
6. Инвестиционное обслуживание - финансовые услуги и консультирование.
7. Рекрутмент - услуги по подбору и оценке кадров.
8. Реклама - консультирование и проведение мероприятий по созданию положительного образа (имиджа) товара или фирмы.
9. Деловая информация - услуги по предоставлению экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации.
10. Лоббирование - воздействие на государственные органы для создания оптимальных условий осуществления деятельности фирмы.
11. Образовательный тренинг - активное образовательное повышение квалификации.
Основными принципами консультирования являются:
- профессиональная компетентность и высокий профессиональный уровень оказываемой помощи;
- независимость оказываемых услуг;
- рекомендательный характер деятельности;
- коллективность работы.
Инновационное предпринимательство. Сущность, основные элементы.
Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства».
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
1) инновация продукции;
2) инновация технологии;
3) социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства— инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;
2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;
3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.
Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции. Необходимые материалы, сырье и комплектующие изделия (М) предприниматель приобретает у собственников оборотных средств, оплатив их стоимость (Дм). Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС) в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки, инструментов и т. п. Предприниматель может прибрести их у собственников ОС или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходимо уплатить денежную сумму (Д0), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности ОС и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т. е. рабочую силу (РС), затрачивая на это определенные денежные ресурсы (Др ). Результатом инновационной деятельности выступает готовый товар (продукция, услуга) (Т), который предприниматель реализует потребителю инновационной продукции по цене (Дт), включающей в себя затраты на производство и прибыль предпринимателя.
Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На схеме представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки:
Формирование инновационных идей
Отбор наиболее перспективных идей
Детальная разработка замысла и его экспертная оценка
Разработка всех деталей бизнес-плана в отношении отобранных идей
Экспертная оценка бизнес-плана
Экспериментальное производство товара и испытание в условиях рынка
Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке
Начало массированного производства товара и его продвижения на рынке на основе скорректированной схемы
Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия — поиск новой идеи.
Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:
-потребители,
-конкуренты
-торговые агенты, дилеры и прочие посредники;
-консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности;
-работники предприятия.
Наиболее активно в некоторых фирмах как источник инновационных идей используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники.