Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Представление «Центра воспитания и развития детей средствами русской народной культуры». | Мой кабинет. Работа №353935

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Патриотизм - это любовь к Родине.

Любовь нельзя ни купить, не подарить, нельзя заставить любить.

Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов.

Это все должно быть в нашей душе, в нашем сердце.

Это то, без чего человек не может существовать,

если хочет быть человеком»

В.В. Путин.

 Проблема гражданственности и патриотизма сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитическое положение России. На сегодняшний день наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Учреждения дошкольного образования призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо создать определенные условия.

«В нашем ДОО не первый год реализуется проект по созданию «Центра воспитания и развития детей средствами русской народной культуры».

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18»

 

 

 

Муниципальный этап Рождественских чтений в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

 

Направление работы: «Культура победы»

 

Тема выступления: «Представление «Центра воспитания и развития детей средствами русской народной культуры».

 

Докладчики:

Морозова Наталья Ивановна,

воспитатель I кв. кат.

Косилкина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель I кв. кат.

 

 

 

 

 

 

 

 

Березовский, 2024

Представление «Центра воспитания и развития детей средствами русской народной культуры».

«Патриотизм - это любовь к Родине.

Любовь нельзя ни купить, не подарить, нельзя заставить любить.

Можно создать условия, чтобы молодой человек дорожил тем, что ему досталось от своих дедов и прадедов.

Это все должно быть в нашей душе, в нашем сердце.

Это то, без чего человек не может существовать,

если хочет быть человеком»

В.В. Путин.

Проблема гражданственности и патриотизма сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитическое положение России. На сегодняшний день наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Учреждения дошкольного образования призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо создать определенные условия.

«В нашем ДОО не первый год реализуется проект по созданию «Центра воспитания и развития детей средствами русской народной культуры».

Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ее наследию; формирование чувства любви и добра; воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи:

- приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа;

- формировать ценностное отношение к окружающему миру, становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

- развивать физические, личностные, нравственные качества и основы патриотизма, интеллектуальные и художественно-творческие способности ребенка, его инициативность, самостоятельность и ответственность;

- воспитывать в детях тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;

- воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

Для реализации проекта была создана проектная группа педагогов. С помощью родителей, сотрудников ДОО и жителей поселка в помещении детского сада был создан патриотический уголок с моделями военный техники, детской литературой и куклами в военных костюмах. Организована 3Д картина «Природа Урала» с фигурками птиц, животных, насекомых, рыб, коллекцией камней и минералов. Так же был организован Центр воспитания и развития детей средствами русской народной культуры под кодовым названием «Русская изба», который наполнен традиционными предметами народного ремесла, сувенирами русского быта, народными костюмами. Педагогами были разработаны дидактические игры к праздникам и тематическим дням, осуществлен подбор народных произведений, организовано место для выставок воспитанников. Так же сформирован поэтапный план деятельности и организовано сотрудничество с центром художественно-прикладного творчества п. Монетный, а также клубом ветеранов «Теремок».

Наш центр не является музеем, он создан для организации образовательной деятельности, организации мероприятий по ознакомлению дошкольников с русскими народными традициями и обычаями, организации развлечений и досугов, обрядовых праздников в соответствии с календарем русских народных праздников, что помогает нам воспитывать интерес к историческому прошлому России, преданность и любовь к Родине, ее природе и народу, а также желание и умение применять полученные знания.

Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, организованной в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Тому пример народный праздник «Масленица». Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса к народным традициям, ответственности, ощущения принадлежности к своему народу через проведение таких мероприятий. Дети проявляют привязанность к близким людям, уважение к старшему поколению.

Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. Примеры мероприятий:

Проект «Пасха» - праздник света и добра. С ребятами подготовительной к школе группы в рамках реализации проекта «Народные праздники. Чем «Пасха» отличается от других праздников?» Знакомили детей с обычаями русского народа встречать великий праздник, что позволило развивать познавательный интерес к истории России, традициям ее народов. Реализация проекта позволяет детям и их родителям принять и с уважением относиться к традиционным ценностям, не оставаться равнодушными, проявлять заботу друг о друге, проявлять сочувствие и доброту.

Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Примеры проведенных мероприятий:

Тематический день «Покров день» - это день, связан с первым снегом, когда встречаются осень и зима. В старину люди говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». С помощью дидактических игр, бесед, просмотра познавательных видеороликов и презентаций, прослушивания музыкальных произведений, воспитанники познакомились с традициями праздника:

- Забота о домовом. Ребята задабривали домового блинами, которые в этот день засыпали на всю зиму. Считалось, что если он уснёт сытым, то и в доме зимой будет еда и тепло.

- Православные традиции. В этот день в православных церквях проходят торжественные службы. Верующие обращаются с молитвами к Богородице, прося её защитить и уберечь их самих и их родных.

Тематический день «День Петра и Февронии» - день семьи, любви и верности. Что может быть дороже семьи? Ведь здесь ждут тебя всегда с любовью! Воспитанники с удовольствие слушали рассказ о святых супругах Петре и Февронии, рассказывали о своих семейных традициях. А самым главным символом этого дня служит ромашка, ребята рисуют её и получается ромашковое поле вокруг нас.

В итоге: дети испытывают чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляют интерес к другим детям и способны бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляют позицию «Я сам!». Способны к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Доброжелательны в общении с другими людьми.

Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Для формирования этой ценности нами были организованы и проведены:

Тематический день «Вербное воскресенье», это христианский праздник. В этот день воспитанники окунаются в обряды весеннего праздника, выполняют аппликации «Верба», обогатили свой опыт новыми знаниями и навыками.

Общесадовский проект «Святки» - праздник веселья и ликования, в Центре святочное время проходило весело: в русских народных играх, забавах и инсценировках.

С ребятами старшей группы в рамках реализации проекта «Пришла коляда — отворяй ворота!» «Как встречать или не пускать….» решали задачи: познавательной деятельности: о праздниках - Рождество Христово и Святок в России, о традициям и обрядах русской культуры. Были организованы выставки детских творческих работ, отражающие особенности празднования православных праздников и традиций во время святочной недели.

Дети проявляют интерес к окружающему миру; любознательны, активны в поведении и деятельности.

Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Праздник «Ивана Купала» - с воспитанниками проводили веселые эстафеты, играли в народные игры, отгадывали загадки и пели песни, тем самым воспитанники продолжали знакомиться с праздничными традициями русского народа. Понимают ценность жизни и здоровья, владеют основными способами укрепления здоровья; стремятся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляют интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрируют потребность в двигательной деятельности. Имеют представление о некоторых видах спорта и активного отдыха.

Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания:

Творческая продуктивная деятельность «Мастерим куклу самокрутку», «Подарок домовому», «Во поле березонька стояла». Развлечения «Сороки», «Соловьиный праздник», «День летнего солнцеворота», «Человек в шкуре медведя» и многое другое. Дети поддерживают элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремятся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремятся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и др.).

Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания:

Общесадовский проект «Семён Летопроводец» - в этот день совершаются обряды, знаменующие приближение осени («хороводники» с угощением осенними дарами младших дошкольников).

С ребятами средней группы в рамках реализации проекта «Семен Летопроводец. Кого встречаем, а может провожаем?» Решали задачи формирования у детей умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; воспитания у детей эмоционально положительного отношения к природе, умения видеть прекрасное в разное время года.

В итоге: дети проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способны к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др.).

Мероприятия, реализуемые в рамках проектов, имеют циклический характер и отражены в календарном плане воспитательной работы.

Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Погружая ребенка в национальный русский быт, мы создаем условия для познания родной семьи, мир родного поселка, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине, и надеемся, что воспитаем гражданина, патриота своей страны.

Основа патриотизма – это семья. Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь. Именно поэтому мы тесно взаимодействуем с семьями воспитанников и привлекаем их к мероприятиям.

Родители принимают активное участие в конкурсном движении, участвуют с детьми в спортивных мероприятиях, туристических слетах г. Березовского. Разучивают стихи о народах России для участия в фестивале «Мы едины», семьями шьют национальные костюмы. Совместно с детьми изготавливают поделки к русским народным праздникам, выставкам. Участвуют в организации походов в лесо-парковые зоны в пределах п. Монетного и экскурсиях по достопримечательностям и памятным местам п. Монетного, посещают с детьми музеи находящиеся на территории малой Родины – в. Монетном: клуб «Теремок» и музей БМА СОШ № 32 посвященный ВОВ. Родители с детьми принимают участие в акциях: Бессмертный полк, Возложение цветов к памятнику в рамках празднования дня победы, Посылка солдату, Кросс нации, Лыжня России, Зажги синим, а также в подготовке к праздничным мероприятиям: 8 марта- Международный женский день; 23 февраля – День Российской армии; День народного единства; День России. Активно участвуют в проектной деятельности и театральных представлениях, играют роли на праздниках.

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников представляет собой важную задачу. Воспитание гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте поможет создать основу для будущего патриотического развития детей, сделав их истинными гражданами своей Родины. «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в наших руках!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×