Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 06.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Представление об ученическом коллективе | Черных Татьяна Валерьевна. Работа №296822

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Черных Татьяна Валерьевна
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.

Важным периодом становления личности ребёнка являются школьные годы. Большое значение для формирования личности в это время играет коллектив. 

В данной статье даётся краткое представление об ученическом коллективе, рассматривается понятия коллектива с точки зрения выдающихся педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко А.В. Сухомлинский), описаны признаки и стадии развития ученического коллектива.

Представление об ученическом коллективе

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.

Важным периодом становления личности ребёнка являются школьные годы. Большое значение для формирования личности в это время играет коллектив. Он складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих участников, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Коллектив – социальная группа, объединённая на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентирах и совместной деятельности.

Представление об ученическом коллективе сложились под влиянием таких выдающихся педагогов, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, А.В. Сухомлинский и многих других.

Коллектив по Сухомлинскому – это содружество воспитателя и учащихся, содружество гражданское, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из которого каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский высказывался о таких условиях, существования коллектива, как:

стабильный состав класса (

данный критерий способствует

возникновению более развитых взаимоотношений);

проведени

е

занятий

строго по времени и расписанию (воспитывает организованность коллектива);

занятия с отдель

ными учащимися и целым классом (

подразумевало признание не только отдельного ученика, но и всего класса в

роли объекта процесса обучения).

Что же касается состава ученического коллектива, он высказывался за обязательное школьное образование для всех.

Антон Семёнович Макаренко выделил следующие признаки коллектива:

общественно ценные цели;

совместная деятельность по их достижению;

отношения взаимной ответственности;

организация органов самоуправления;

направленность деятельности на общую пользу.

Он также выделил три стадии развития коллектива:

С

тановление коллектива.

Переход к самоуправлению.

Период расцвета

колектива

.

Во время стадии первоначального сплочения коллектив представляет собой цель воспитательных усилий педагога, стремящегося превратить организованную группу детей в коллектив. Коордитнаторклассный руководитель, от которого исходят все условия. Они должны быть четкими, ясными, предъявляться последовательно, доброжелательно. В новоиспечённом коллективе создается атмосфера взаимопонимания и радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности. Данный этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики сплотились на основе общей цели, общей деятельности, общей организации.

Следующий этап развития коллектива наступает тогда, когда уже созданы органы коллектива и он переходит к самоуправлению. Особенность, характерная для этого этапа заключается в том, что вместе с учителем организаторские функции выполняют постоянные органы коллектива. Для детей младшего школьного возраста этот этап развития характеризуется частичной самостоятельностью в выполнении организаторских ролей; органы самоуправления осуществляют руководство при непосредственном контроле и помощи со стороны учителя. Актив класса поддерживает указания и требования учителя, предъявляет эти требования к своим товарищам; школьники учатся разнообразным способам самоуправления. Ценность стадии состоит в том, что между обучающимися устанавливаются коллективные отношения, а у основной части школьников формируются устойчивые интересы к коллективной деятельности.

В период расцвета коллектива все его участники добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами. В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и требования большинства членов коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на моральные требования нашего общества, предъявляет требования к отдельным личностям. На третьем этапе развития коллектива изменяются и мотивы деятельности, создаются условия для подлинного развития каждой индивидуальности, каждого ребёнка. Позиция организатора коллектива (классного руководителя) заключается здесь в распределении и разграничении отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции каждого школьника.

В формировании коллектива большую роль играет игра, которая занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью. 

Игровые формы работы позволяют проявить и сформировать такие человеческие качества учеников, как взаимопомощь, стремление к новым открытиям, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтностьВ игровой деятельности младшие школьники легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких границ между стадиями его развития. Управление коллективом представляет собой совокупность трёх взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×