Представление об ученическом коллективе | Черных Татьяна Валерьевна. Работа №296822
Автор: Черных Татьяна Валерьевна
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.
Важным периодом становления личности ребёнка являются школьные годы. Большое значение для формирования личности в это время играет коллектив.
В данной статье даётся краткое представление об ученическом коллективе, рассматривается понятия коллектива с точки зрения выдающихся педагогов (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко А.В. Сухомлинский), описаны признаки и стадии развития ученического коллектива.
Представление об ученическом коллективе
Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим.
Важным периодом становления личности ребёнка являются школьные годы. Большое значение для формирования личности в это время играет коллектив. Он складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих участников, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Коллектив – социальная группа, объединённая на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентирах и совместной деятельности.
Представление об ученическом коллективе сложились под влиянием таких выдающихся педагогов, как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, А.В. Сухомлинский и многих других.
Коллектив по Сухомлинскому – это содружество воспитателя и учащихся, содружество гражданское, творческое, трудовое, в которое каждый приносит что-то для обогащения его духовной жизни, и из которого каждый что-то берёт для полноты своей личной духовной жизни.
Константин Дмитриевич Ушинский высказывался о таких условиях, существования коллектива, как:
стабильный состав класса (
данный критерий способствует
возникновению более развитых взаимоотношений);
проведени
е
занятий
строго по времени и расписанию (воспитывает организованность коллектива);
занятия с отдель
ными учащимися и целым классом (
подразумевало признание не только отдельного ученика, но и всего класса в
роли объекта процесса обучения).
Что же касается состава ученического коллектива, он высказывался за обязательное школьное образование для всех.
Антон Семёнович Макаренко выделил следующие признаки коллектива:
общественно ценные цели;
совместная деятельность по их достижению;
отношения взаимной ответственности;
организация органов самоуправления;
направленность деятельности на общую пользу.
Он также выделил три стадии развития коллектива:
С
тановление коллектива.
Переход к самоуправлению.
Период расцвета
колектива
.
Во время стадии первоначального сплочения коллектив представляет собой цель воспитательных усилий педагога, стремящегося превратить организованную группу детей в коллектив. Коордитнатор – классный руководитель, от которого исходят все условия. Они должны быть четкими, ясными, предъявляться последовательно, доброжелательно. В новоиспечённом коллективе создается атмосфера взаимопонимания и радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности. Данный этап считается завершенным, когда в коллективе выделился и заработал актив, ученики сплотились на основе общей цели, общей деятельности, общей организации.
Следующий этап развития коллектива наступает тогда, когда уже созданы органы коллектива и он переходит к самоуправлению. Особенность, характерная для этого этапа заключается в том, что вместе с учителем организаторские функции выполняют постоянные органы коллектива. Для детей младшего школьного возраста этот этап развития характеризуется частичной самостоятельностью в выполнении организаторских ролей; органы самоуправления осуществляют руководство при непосредственном контроле и помощи со стороны учителя. Актив класса поддерживает указания и требования учителя, предъявляет эти требования к своим товарищам; школьники учатся разнообразным способам самоуправления. Ценность стадии состоит в том, что между обучающимися устанавливаются коллективные отношения, а у основной части школьников формируются устойчивые интересы к коллективной деятельности.
В период расцвета коллектива все его участники добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами. В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и требования большинства членов коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на моральные требования нашего общества, предъявляет требования к отдельным личностям. На третьем этапе развития коллектива изменяются и мотивы деятельности, создаются условия для подлинного развития каждой индивидуальности, каждого ребёнка. Позиция организатора коллектива (классного руководителя) заключается здесь в распределении и разграничении отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции каждого школьника.
В формировании коллектива большую роль играет игра, которая занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью.
Игровые формы работы позволяют проявить и сформировать такие человеческие качества учеников, как взаимопомощь, стремление к новым открытиям, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность. В игровой деятельности младшие школьники легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких границ между стадиями его развития. Управление коллективом представляет собой совокупность трёх взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции.