Представление педагогического опыта | Андреева Галина Николаевна. Работа №267209. Номер работы: №267209
Автор: Андреева Галина Николаевна
Воспитанию нравственности у подрастающего поколения всегда придавалось особое значение.
Актуальность опыта. Воспитанию нравственности у подрастающего поколения всегда придавалось особое значение. Нравственное воспитание-это главная цель любого общества. В настоящее время нравственность нашей молодежи подвергается определенному разлому.
Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что воспитание нравственности невозможно без формирования этической культуры. Воспитателю отводится главная роль на сцене успешного воспитания ребенка, развития у него этических правил, манер поведения.
Наше морально «больное» общество нуждается в нравственно грамотных людях. Поэтому для себя я выделила особую задачу в работе с детками, определившую проблему «Воспитание нравственности у детей, путем формирования у них этической культуры».
Пока существует человеческое общество, проблема нравственности всегда будет актуальна. Очень важно дать понять детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения.
Исследование уровня воспитанности детей, их опыта общественного поведения, общего и индивидуального в их поведении дает возможность выяснить, что проблема нравственного воспитания в широком смысле этого слова относится к числу проблем, очень актуальных в наше время.
Каждому из нас хочется, чтобы дети были не только образованными, но и воспитанными. Мне, как воспитателю, тоже не чуждо это желание. Очень хочется воспитать детей так, чтобы они умели вести себя нравственно в любых ситуациях, в которых они могут оказаться за стенами интерната. Поэтому одна из основных воспитательных задач – это формирование у подрастающего поколения нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Чаще всего к нам приходят детки из семей, где родители не являют собой пример для своего ребенка. Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей. Здесь можно найти представителей всех типов людей и образцы всех их недостойных поступков. Дети как губки, впитывают в себя всю грязь из мира взрослых, подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды. Поэтому вопросы нравственно-этического воспитания с наибольшей остротой встают в наши дни.
Основная идея опыта. Педагогическая идея опыта заключается в определении путей и условий эффективности процесса воспитания нравственности у детей путем выбора форм и методов, направленных на формирование у детей нравственных качеств. А также в совокупности форм, методов и средств формирования нравственных качеств.
В школе дети учатся добру, справедливости, честности, ответственности. Положительный результат нравственно-этического воспитания определяется и личным примером воспитателя.
В работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:
-любить детей;
-воспитывать, уважая;
-воспитание должно быть системным.
Чтобы достичь поставленной цели в работе над проблемой, следую таким направлениям:
Организация положительно эмоционального взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения.
Создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость детей средствами актуализации нравственного разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость этических усилий детей.
Эффективность методов воспитания, направленных на самооценку, самоанализ, самоопределение детей в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Теоретическая база. Нравственное воспитание предназначено для выработки у детей твердых моральных убеждений, навыков поведения, обобщению этических представлений. Нужно выработать у детей определенное отношение к моральным нормам, желание поступать правильно, желание противостоять плохому, отрицательному. Этическая культура связана с внутренним содержанием личности ребенка.
Верный путь в работе над педагогическим опытом по проблеме мне помогли выбрать педагогические труды ведущих отечественных педагогов: А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского; педагогов – новаторов: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, а также американского педагога – психолога Эды Ле Шан.
Новизна опыта. Новизна заключается в обновлении, актуализации содержания современного нравственного воспитания, в инновационном подходе к формированию нравственно-этических качеств личности. В интеграции деятельности воспитанников на основе использования новых форм и методов воспитания нравственно-этической культуры.
Технология опыта. Цель опыта состоит в том, чтобы воспитать гармоничную личность, умеющую достойно вести себя в любой ситуации, обстановке. Изучение уровня воспитанности детей помогло определить первоочередные воспитательные задачи:
-формирование нравственного сознания, основными критериями которого являются: нравственный идеал, моральная мотивация;
-развитие таких нравственных чувств: совесть, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям и др.;
-формирование опыта поведения, соответствующего принятым нормам и традициям;
-выработка нравственных качеств (говорить правду, не делать зла, защищать слабых, делать добро и т.д.);
-создание благоприятных педагогических условий для утверждения ребенка как личности.
Систематическая работа по формированию у детей этической культуры осуществляется при помощи форм и методов нравственного воспитания. Формы и методы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится как со всей группой, так и индивидуально с каждым ребенком, решая задачи повседневно, вырабатывая соответствующую привычку.
Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, и сложные, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждаются к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у детей было эмоционально положительным и чтобы при необходимости детки были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Для формирования нравственных качеств личности важны самостоятельные действия воспитанников. Если ребенок действует только по указанию воспитателя и под его наблюдением, он, прежде учится послушанию. Поэтому воспитательный процесс строится так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых воспитанник получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Такие условия создаются в специальных ситуациях: в игре, в труде, в творческих занятиях. Моя задача – научить ребенка правильно действовать, когда за ним не наблюдают взрослые, не контролируют его и не требуют отчета.
Очень часто ребенок не может осмыслить ситуацию, выбирает поведение под влиянием других детей, поэтому поступает неправильно, ошибочно. Нужно помочь ему осознать и пережить безнравственность его поступка, выбрать правильное решение, поведение в данной ситуации.
Нравственное воспитание тогда эффективно, когда его следствием становится нравственное самовоспитание личности. Как средство самовоспитания личности очень эффективно поручение. Поручения дают возможность воспитаннику понять недостатки в своем нравственном потенциале, формируют у него ответственность за порученную деятельность, а вместе с этим воспитывают дисциплину.
В работе по воспитанию этической культуры у детей, я использую положительные примеры нравственного поведения конкретных людей. Из средств массовой информации выбираю много примеров, характеризующих нравственные качества человека ( героические поступки спасения людей при пожаре, на воде, спасение животных, поступки связанные с оказанием помощи старым, больным, инвалидам и т.п.). Также в своей работе использую « проблемные ситуации», когда воспитанникам предлагается ситуация, в которой они должны найти правильное решение. Моделирование ситуации – это еще один метод работы с детьми, когда у них появляется возможность поразмышлять, обсуждать, рассуждать, поделиться личным примером, сопереживать. Эффективны и такие методы, как поощрение: когда одобряются положительные поступки и действия и порицание: когда осуждаются отрицательные. Все методы используются в зависимости от ситуации и уровня воспитанности детей.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом их интересов и желаний подбираю формы работы: беседы, круглый стол, киносеансы, клубные часы, театрализованные праздники, конкурсы, выставки, диспуты, часы чтения, экскурсии и т.д.
Успех нравственного воспитания во многом зависит от характера нравственного пространства, в котором детки живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Здесь нужно свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Необходимо учесть все возможные трудности в личностном развитии воспитанников, предупредить конфликтные ситуации, которые отрицательно сказываются на нравственном их развитии.
В процессе воспитания личности нравственно образованной, обладающей высокими нравственными качествами за основу принимаю гуманные отношения к детям. Ведь только ДОБРОМ можно научить ДОБРУ. Главная моя задача – растить человека, стремящегося быть этичным, выполняющим нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Очень важно организовать жизнедеятельность детей так, чтобы они на практике ощутили главность и необходимость моральных требований, самостоятельно открывали их для себя и реализовывали во взаимоотношениях с другими.
Результативность опыта. Работа по формированию у детей этической культуры способствует воспитанию у них нравственности. Результативность данного педагогического опыта заключается в решении проблем нравственного воспитания, просматривается в уровне их нравственных качеств. Положительными показателями работы над этой проблемой являются следующие результаты:
повысился уровень межличностных отношений в группе;
наблюдается положительная динамика в дисциплине детей;
повысился уровень взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками.