Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Предупреждение дисграфии у детей | Екатерина Сергеевна Феофанова. Работа №336687

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современном мире остро стоит вопрос повышения эффективности обучения. Это объясняется тем, что с каждым годом растет объем информации, который дети должны усвоить. Так же расширяются требования к определенным знаниям, умениям и навыкам, которыми обязаны овладеть школьники.

Исходя из этого, педагоги готовят к жизни социально активных, развитых и мобильных детей. Для этого требуется целенаправленная организация не только процессов обучения и воспитания, но и исправление тех или иных трудностей и проблем у детей. 

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе

Учитель-логопед Феофанова Е.С

МБОУ г.Мурманска СОШ №27

В современном мире остро стоит вопрос повышения эффективности обучения. Это объясняется тем, что с каждым годом растет объем информации, который дети должны усвоить. Так же расширяются требования к определенным знаниям, умениям и навыкам, которыми обязаны овладеть школьники.

Исходя из этого, педагоги готовят к жизни социально активных, развитых и мобильных детей. Для этого требуется целенаправленная организация не только процессов обучения и воспитания, но и исправление тех или иных трудностей и проблем у детей. Такие нарушения могут быть как в психическом, физическом, так и в речевом развитии ребенка.

Стоит отметить, что у детей младшего школьного возраста часто наблюдаются речевые нарушения различной выраженности, которые мешают школьникам получать знания и развивать умения и навыки. Для этого, в школе осуществляет работу логопед, который старается устранить имеющиеся речевые недостатки.

При этом работа логопеда заключается не только в устранении недостатков и коррекции, но и в предупреждении и профилактике нарушений речи у учащихся.

Хотелось бы сделать акцент на то, что речевые нарушения так же влекут за собой нарушения письменной речи, что является трудностью и проблемой для младших школьников.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи [1].

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Причины дисграфии могут быть разнообразны. Например, она может быть вызвана поражениями головного мозга, а так же его недоразвитием во время беременности. Причиной могут быть родовые травмы, асфиксия.

Так же к причинам дисграфии можно отнести нейроинфекционные заболевания – это менингит, энцефалит, тяжелые соматические заболевания ребенка, неврологические проблемы – тики, гипервозбудимость, нарушения памяти и внимания.

Наследственная предрасположенность, раннее изучение иностранного языка, двуязычие в семье, просмотр телевизионных программ в раннем детстве, увлечение компьютером тоже являются причинами дисграфии.

Дети, которые обучаются с 6 лет, чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка, или же ребенок-левша, ребенок переученный левша, могут страдать дисграфией.

Кроме этого, причиной могут быть социально-психологические аспекты. К ним относятся тяжелые психологические ситуации, особенности воспитания в семье и др.

Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму.

Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи.

Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.

Так же для предупреждения дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе обучения следует использовать определенные упражнения и задания. Приведем некоторые примеры:

Упражнение «Буквы-прилипалы».

Инструкция: Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.

Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи

Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.

Сльн мрз згн млкх зврй в нрк.

Проверь себя:

Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

Упражнение «Подружи слова».

Инструкция: Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Кот спит на кресле.

На столе лежит зеленый груша.

Мальчик пишет за тетради.

Катя лепит заяц.

В небе яркий луна.

Так же следует предлагать детям задания, которые направлены на предупреждение дисграфии у детей младшего школьного возраста [2].

Задание «Определи границы слов».

Инструкция. Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Васька

УЛюбыживёткотВаська. Онвесьбелый. Налапахтёмныепятна. Хвостпушистый. ЛетомВаськувзялинадачу. Онлюбитспатьнаокне. Тамтепло.

Тексты с пропусками букв. Разные уровни сложности.

Инструкция. Вставь гласные. Запиши.

Кат…ша кормит к…р.

К…ры кл…т зёрна.

Я вста… рано …тром.

Ил…ша рис…ет ваз… .

Л…ба и Ил…ша гуля…т.

Упражнение «Вычеркни заданную букву или слог».

Инструкция. Вычеркните заданную букву; в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв.

А А Л П В Р Н Г Ц К А Р Л Р А С А Щ Л Ы Р П А М С А П Л Я Л М Д А_____

О О Ф Н Р А С Ю Д О В О О Ю З Ю З Э С Ы О Ю С Ю Ы О С Э З Ч С Б_____

И И Н Г Н П Н Т П Й Ж И И Й Е Й В У Ш Г И Щ Ц Й И Ч П И Н П Ц И______

Н И Р П Н Л Т Р Н П Е И И В К У Ц Н П А Н Р Х З Ш Л Т Р Г Е Н Ц П Ч_____

Р Р Ь В Б Е З В Р Ф Ч Я Б Р Я У Х Л Б В З В Р Р З В Б С В Р В Р В Р Б________

К И Н Г Т У Ж К В З Х Ш Е Т Д Л Б Ч К Ж К Ж Х К И Я Р Ж Х Н Х Ж Л У__

В З В У Ф Ю Б В З В Е Н В З Р С Б З Н К Б Ю Р В Ф С З Н Е В Б В Б ________

Г П Г П Н Л Х Т Н Г К П Т Г Х Ц И П Т Р Г Н К Л Д Т П Е Н Г К Г К П Т____

Ш Щ Ш Е П Н Е Ш Ш К И Т Ш Щ Н Е К А МХ Р Т Г Е А К В У Щ Ж Т _____

Ж Х Ч К А Х Ш Ж У К Р В Х З Г К Ж Д К Х Ф В Т И К У Х Ж Ш Ж Ж Х К___

 

Инструкция. Вычеркните заданный слог, в конце строки укажите количество вычеркнутых вами слогов.

АМ МА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ МА ЛА __________

МА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ МА ЛА ХА ________

НИ ПИ ЛИ ПИ ИН ГИ ИП НИ НИ ИШ КИ ТИ __________

ИН НИ ПИ ИН ГИ ИП НИ ИШ ИН КИ ТИ ИН __________

ХА АХ КА ЖА НА ПА УХ ХА ЖА ХА АК АУ ________

АХ ЖА НА УХ ЖА ХА АК АУ АХ АЖ ХА ЖА ________

ЧУ НУ УН ЧУ УЧ НУ УЧ ЧУ УУ ЛУ ЧУ УЧ ____________

УЧ УЧ НУ УЧ ЧУ УУ ЛУ УЧ ГУ ЧУ РУ УЧ _____________

Упражнение «Меняю!»

Инструкция. Прочитать слова, называя цифры «1» и «2» различными формами слов «один» и «два». Записать получившиеся слова.

1классник_____________ п1жка_______________

м1ца__________________ м1я_________________

2рь___________________ по2дение____________

загор1я_______________ подв1к______________

огор1к________________ ме2дь_______________

Инструкция. Прочитайте и запишите фамилии. К фамилиям подберите имена.

Пог1а______________ Бор1а_____________ Вол1а______________

Па3кеев_____________ 100янов____________ Вос3ков____________

Пе3ков______________ Мо100вой__________ 3фонов_____________

Задание «Филворд».

Инструкция. Найди 12 месяцев и подчеркни их.

Е

С

А

С

О

Ь

Н

О

Ь

Н

Т

П

Ь

К

Л

Н

Я

Н

Т

С

Р

Р

Т

А

Р

Б

Ю

Я

У

Е

Б

Я

Р

Ь

Е

И

Б

Г

Л

Я

Н

В

М

А

Р

Р

В

Ь

М

В

Е

Б

Р

Т

Ь

А

Ь

А

А

Ф

А

Ь

Г

И

Ю

Л

Й

Р

Ь

К

Е

Д

 

Упражнение «Составь новое слово».

Инструкция. Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.

торс-___________ ниша-___________ пила-______________

салат-___________ мода-___________ куст-______________

 

Приведенные нами примеры упражнений и заданий будут способствовать предупреждению дисграфии у детей младшего школьного возраста. Данные упражнения могут быть использованы как на занятиях у логопеда, так и на уроках, педагогами, с которыми взаимодействует учитель-логопед.

Организация логопедической работы по предупреждению дисграфии у учащихся является одним из основных аспектов работы учителя-логопеда. Это способствует полноценному развитию детей, а так же более успешной организации процессов обучения и воспитания.

 

 

Литература:

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех/ Л.Г.Парамонова. — СПб. : Питер, 2010.—408 с.

Правдина О.В. Логопедия/ О.В. Правдина—М.: Просвещение, 1973. —283 с.

Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/ Г.Р. Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. —М.: Академия, 2003. —240 с.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы/ А.В.Ястребова. —М.: Просвещение, 1984. —103 с.

Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. - М.: Образование, 2005. -81 с.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×