Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС | Григорьева Анастасия Евгеньевна. Работа №353971
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам предупреждения и коррекции нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассматриваются причины возникновения речевых нарушений, методы и приемы, которые помогают детям с ОВЗ преодолевать трудности письма, а также роль логопеда в организации коррекционно-развивающей работы. В статье представлены примеры упражнений и рекомендаций для работы с детьми в рамках школьной программы, учитывающей особенности их речевого развития и индивидуальные потребности.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушения письменной речи, ФГОС, коррекция, логопед, письменная речь, индивидуальный подход, методы коррекции, педагогическая работа.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Григорьева Анастасия Евгеньевна, учитель-логопед
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Куярская средняя общеобразовательная школа"
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам предупреждения и коррекции нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рассматриваются причины возникновения речевых нарушений, методы и приемы, которые помогают детям с ОВЗ преодолевать трудности письма, а также роль логопеда в организации коррекционно-развивающей работы. В статье представлены примеры упражнений и рекомендаций для работы с детьми в рамках школьной программы, учитывающей особенности их речевого развития и индивидуальные потребности.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушения письменной речи, ФГОС, коррекция, логопед, письменная речь, индивидуальный подход, методы коррекции, педагогическая работа.
В последние годы внимание педагогов и специалистов в области коррекционной педагогики все чаще обращается к вопросам работы с детьми, имеющими ограничения в физическом или психическом развитии. Среди таких детей особое место занимают школьники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для которых характерны не только проблемы в обучении, но и значительные трудности в развитии письменной речи. Письменная речь является важной частью учебной деятельности, и ее нарушения могут стать серьезной преградой для успешного освоения образовательной программы. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) создание эффективных условий для коррекции таких нарушений становится важной задачей для логопедов и других педагогов.
Нарушения письменной речи у детей с ОВЗ могут быть разнообразными. У одних детей наблюдаются трудности с орфографией, у других – с грамматикой, у третьих – с письмом в целом. Часто проблемы с письмом сопровождаются трудностями с восприятием информации на слух, с анализом и синтезом. Это связано с нарушением работы слуховой и зрительной памяти, с замедленной моторикой, а также с нарушениями процессов внимания и восприятия.
Одним из факторов, который усложняет коррекцию этих нарушений, является недостаточная подготовленность детей с ОВЗ к освоению письменных навыков в школе. Уже на начальном этапе обучения они сталкиваются с трудностями при копировании букв, звуковых сочетаний, при письме слов и предложений. Речевые нарушения могут проявляться в виде смешения звуков, пропусков или избыточных букв в словах, что усложняет восприятие текста и затрудняет процесс письменной коммуникации.
Для эффективной работы с такими детьми необходим индивидуальный подход, что является одним из принципов ФГОС. Важно учитывать не только диагноз ребенка, но и его личные особенности, уровни развития речевых и когнитивных функций, а также потребности в образовательной и психологической поддержке. В современных условиях организации учебного процесса значительное внимание уделяется использованию инновационных методов и технологий, направленных на оптимизацию речевого развития, что позволяет детям с ОВЗ не только преодолеть трудности письма, но и активно развивать свою письменную речь.
Ключевым аспектом в коррекции нарушений письменной речи является системный подход, который включает в себя использование различных методов работы, как индивидуальных, так и в группе. Важно, чтобы занятия носили не только коррекционный, но и развивающий характер. В рамках работы логопеда целесообразно использовать упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, зрительного восприятия, а также на совершенствование грамматических и орфографических навыков.
Одним из эффективных методов работы является использование слуховых и зрительных упражнений, направленных на развитие восприятия и памяти. Например, детям с нарушениями письма можно предложить задания на выделение звуков в словах: «Что слышишь в слове „молоко“?» или «Послушай и запиши, какие звуки ты услышишь в слове „кот“». Эти упражнения помогут детям развить слуховую и зрительную память, что положительно скажется на процессе написания слов и предложений.
Кроме того, важным элементом работы является развитие мелкой моторики, поскольку она напрямую влияет на качество письма. В качестве упражнений для тренировки моторики можно использовать рисование, лепку, раскрашивание, а также игры с мелкими предметами. Важно, чтобы упражнения были не только полезными, но и интересными для ребенка, что способствует развитию мотивации и снижению уровня тревожности.
Орфографические навыки у детей с ОВЗ часто требуют особого подхода. Одним из методов, который помогает преодолеть орфографические трудности, является работа с карточками. Например, можно использовать карточки с буквами или словами, на которых ребенок должен найти и правильно разместить буквы в словах, ориентируясь на правила. Также эффективными являются задания на правильное написание слов с применением различных видов памяти – зрительной, слуховой и моторной.
Не менее важным аспектом является коррекция грамматических ошибок, особенно в предложениях. Для этого логопед может предложить детям упражнения, направленные на правильное построение предложений. Например, для закрепления навыков правильного порядка слов в предложении можно использовать картинные карточки с изображениями предметов, действиями или событиями. Ребенку предлагается построить грамматически правильное предложение, используя эти карточки.
В условиях ФГОС также важно уделять внимание формированию речевых навыков в контексте повседневной коммуникации. Важно обучать детей не только письму как отдельному навыку, но и использовать письменную речь для решения реальных задач. Например, задания по написанию писем, записок, инструкций, что помогает детям научиться применять письменную речь в различных жизненных ситуациях.
Не менее значимой задачей является работа с родителями детей с ОВЗ. Важно, чтобы родители понимали важность коррекционных занятий и активно поддерживали работу логопеда в домашних условиях. Для этого логопед должен разрабатывать рекомендации для родителей, которые помогут продолжить коррекцию нарушений письменной речи в домашних условиях, например, в виде упражнений на чтение и письмо, а также использования вспомогательных материалов, таких как специальные тетради для письма, карточки и приложения.
Таким образом, коррекция нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС является сложным, но важным процессом, требующим комплексного подхода. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, создавать для них оптимальные условия для обучения и развития, а также активно использовать различные методы и средства коррекции. Работу логопеда нельзя рассматривать изолированно от общего процесса обучения – она должна быть органично интегрирована в систему коррекционного и развивающего образования.
Список литературы
Городилова, В. И., Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения [Текст] / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – СПб.: КАРО: Дельта, 20
1
5. – 384 с.
Ефименкова
, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л. Н.
Ефименкова
. – М.: ВЛАДОС, 20
1
6. – 335 с.
Короткова, О. В. Метод
дактилирования
в системе коррекции
дисграфии
у школьников [Текст] / О. В. Короткова // Логопед. – 20
2
2. – № 4. – С. 89-95.