Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста | Тарасова Елена Алексеевна. Работа №344921
Аннотация: Статья посвящена вопросам предупреждения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные факторы, способствующие формированию этих нарушений, а также методы и приемы, применяемые для их профилактики. Особое внимание уделяется важности комплексного подхода, который включает работу логопеда, воспитателей и родителей. В статье представлены рекомендации по организации развивающей среды и упражнениям, направленным на развитие фонематического восприятия, речевой активности и мелкой моторики. Статья будет полезна логопедам, воспитателям и родителям, заинтересованным в поддержке речевого развития детей.
Ключевые слова: логопедия, чтение, письмо, нарушения, профилактика, старший дошкольный возраст, развитие речи, фонематическое восприятие.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тарасова Елена Алексеевна, учитель-логопед МДОУ Киселёвского городского округа детский сад №3 «Умка» (Детский сад №3 "Умка") комбинированного вида
Аннотация: Статья посвящена вопросам предупреждения нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются основные факторы, способствующие формированию этих нарушений, а также методы и приемы, применяемые для их профилактики. Особое внимание уделяется важности комплексного подхода, который включает работу логопеда, воспитателей и родителей. В статье представлены рекомендации по организации развивающей среды и упражнениям, направленным на развитие фонематического восприятия, речевой активности и мелкой моторики. Статья будет полезна логопедам, воспитателям и родителям, заинтересованным в поддержке речевого развития детей.
Ключевые слова: логопедия, чтение, письмо, нарушения, профилактика, старший дошкольный возраст, развитие речи, фонематическое восприятие.
Проблема нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальной в современных образовательных учреждениях. На этапе подготовки к школе особенно важно создать прочный фундамент для успешного освоения этих навыков. Нарушения могут возникнуть как следствие различных факторов, включая недостаточное развитие фонематического восприятия, недостаток речевого опыта, а также низкий уровень моторики. Поэтому предупредительные меры должны быть направлены на всестороннее развитие детей.
Первым шагом к предупреждению нарушений чтения и письма является диагностика уровня речевого развития ребенка. Логопеды могут использовать различные методики для выявления возможных трудностей. Ключевыми аспектами являются фонематическое восприятие, словарный запас, развитие грамматических конструкций и моторика. Понимание текущего уровня развития ребенка позволяет выбирать наиболее эффективные методы и техники работы.
Развитие фонематического восприятия — один из важнейших аспектов подготовки к чтению и письму. Фонематическое восприятие подразумевает способность различать и идентифицировать звуки, что является необходимым условием для освоения навыков чтения. Для этого можно использовать разнообразные игры и упражнения. Например, игры «Угадай звук», где дети должны слушать и идентифицировать различные звуки, помогают развивать их слуховое восприятие. Также эффективными являются задания на рифмы, где дети подбирают слова с одинаковыми окончаниями, что способствует развитию фонематического слуха.
Не менее важно развивать речевую активность детей. Для этого можно использовать диалоги, чтение вслух и обсуждение прочитанных книг. Чтение книг с последующим обсуждением помогает не только в понимании прочитанного, но и в формировании у детей навыков активного слушания и аргументации своих мыслей. Упражнения, направленные на расширение словарного запаса, могут включать в себя игры с карточками, на которых изображены предметы, действия и эмоции. Такие игры способствуют не только развитию речи, но и формированию навыков логического мышления.
Развитие мелкой моторики также играет ключевую роль в профилактике нарушений письма. Исследования показывают, что существует прямая связь между уровнем развития мелкой моторики и способностью к письму. Занятия, направленные на развитие моторики, могут включать в себя игры с песком, лепку, рисование и конструирование. Например, использование мелкой строительной игрушки, такой как «Лего», помогает развивать координацию движений, что в дальнейшем положительно скажется на навыках письма. Также полезны занятия с различными материалами: бумагой, тканью и пластилином. Эти материалы позволяют детям создавать разные формы и конструкции, что развивает их творческие способности и моторику.
Важно также обращать внимание на эмоциональное состояние детей. Стресс и тревожность могут негативно сказаться на обучении и развитии речевых навыков. Создание комфортной и поддерживающей атмосферы во время занятий может значительно улучшить результаты. Логопеды могут использовать методы релаксации, такие как дыхательные упражнения или легкие физические активности, чтобы помочь детям снять напряжение. Игровые методы в обучении также способствуют снижению уровня стресса и увеличению заинтересованности в учебном процессе.
Работа с родителями является неотъемлемой частью профилактики нарушений чтения и письма. Логопед может проводить консультации для родителей, где будет информировать их о важности активного участия в речевом развитии детей. Рекомендуется организовывать совместные мероприятия, где родители смогут ознакомиться с методами работы логопеда и узнать, как они могут поддерживать обучение в домашних условиях. Например, чтение книг вместе с детьми, обсуждение прочитанного, а также игры, направленные на развитие речи, могут стать отличными способами вовлечения родителей в процесс.
Создание развивающей среды в детском саду также играет важную роль. Должны быть обеспечены доступные и разнообразные материалы, которые будут стимулировать детей к изучению и развитию речевых навыков. Книги, настольные игры, развивающие игрушки и различные пособия — все это должно быть в доступе у детей. Разнообразие видов деятельности также помогает поддерживать интерес и активность детей.
Использование современных технологий в процессе обучения может быть полезным инструментом в предупреждении нарушений чтения и письма. Существуют различные программы и приложения, которые направлены на развитие речевых навыков у детей. Однако важно помнить, что использование технологий должно быть сбалансированным и комбинироваться с традиционными методами обучения. Технологии могут быть хорошим дополнением к занятиям, но не должны заменять общение и взаимодействие с воспитателями и родителями.
В заключение, предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста требует комплексного подхода, включающего диагностику, развитие фонематического восприятия, речевой активности и мелкой моторики. Важно создавать комфортную образовательную среду и активно работать с родителями. С применением разнообразных методов и приемов логопеды могут значительно повысить эффективность коррекции речевых нарушений, способствуя успешной подготовке детей к школьному обучению. Такой подход не только позволит предотвратить возникновение нарушений, но и создаст прочный фундамент для успешного овладения навыками чтения и письма в дальнейшем.
Список литературы
Батагова
А. В. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения [Электронный ресурс] //
Логомаг
. 2015. URL:
http://logomag.ru/blog/disgrafia/664/
Богаткова А.К., Медведева Е.Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-fonematicheskoy-storony-rechi-starshih-doshkolnikov-kak-profilaktika-narusheniy-pisma-i-chteniya (дата обращения: 25.09.2024).
Куликова, И. Н.,
Овеснова
, С. П.,
Вакеева
, Е. Б. Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений
письма и чтения у дошкольников с ТНР [Текст] / И. Н. Куликова, С. П.
Овеснова
, Е. Б.
Вакеева
// Специальное образование. – 2014. – Выпуск № X. – том I. – С. 116-119.
Логинова, Е. А. Предпосылки овладения деть
ми процессом письма [Текст] / Е. А. Логинова // Специальное образование. – 2016. – Выпуск № XII. – том II. – С.90-95.