Предупреждение неуспеваемости школьников с помощью применения методов дифференцированного обучения | Кушнарева Татьяна Кузьминична. Работа №349689
В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. Применяются различные виды дифференцированной помощи:
1) Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.
2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
7) Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
10) Указание правила, на которое опирается задание.
11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
12) Указание алгоритма выполнения задания.
13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
14)Объяснение хода выполнения подобного задания.
15) Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
18) Выдача ответа или результата выполнения задания.
19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
20) Постановка наводящих вопросов.
Предупреждение неуспеваемости школьников с помощью применения методов дифференцированного обучения.
В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. Применяются различные виды дифференцированной помощи:
1) Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.
2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
7) Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
10) Указание правила, на которое опирается задание.
11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
12) Указание алгоритма выполнения задания.
13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
14)Объяснение хода выполнения подобного задания.
15) Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
18) Выдача ответа или результата выполнения задания.
19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
20) Постановка наводящих вопросов.
Примеры дифференцированных заданий по группам:
Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов» (7 класс).
Тема любви, преданности и жертвенности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».
Дифференцированные задания по рассказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).
и
2 группы – выполнение задания по образцу. Дать характеристики главным героям произведения по предоставленному плану (1 группа –
Деллы
, 2 группа – Джима).
Определение места героя в произведении.
Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
Речевая характеристика.
Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
Черты характера.
Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
Сопоставление с другими персонажами.
Определение типического и индивидуального в литературном герое.
Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
3 группа – Ответьте на вопросы:
- Почему для того, чтобы сделать подарок любимому, каждому из героев приходится идти на жертвы? (Они бедны).
- Поработаем над словосочетаниями «вопиющая нищета» и «красноречиво кричащая бедность». Раскройте значение словосочетаний.
«Нищета» и «бедность» - синонимы. «Вопиющий» - кричащий, издающий вопль. «Красноречиво» - выразительно, многозначащий.
- Почему же, несмотря на бедность, они хотят сделать друг другу такие дорогие подарки?
- Где же они находят деньги?
4 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:
- Найдите описания сокровищ четы?
- Жаль ли Деле расставаться с волосами? Подтвердите.
- Долго ли она колеблется?
- Что же они дарят друг другу на деньги от проданных сокровищ.
- Зачем автор так подробно описывает подарки?
- Почему, несмотря на то, что подарки оказались невостребованными герои все равно счастливы? Почему (найдите) «Джин с улыбкой ложится на кушетку».
5 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:
- Мы видели в поступках героев только любовь или что-то еще? (самопожертвование).
- А как вы считаете, бывает ли настоящая любовь без самопожертвования?
- Вернемся в творческую лабораторию и добавим самопожертвование.
- Давайте посмотрим на начало рассказа. Оно в деньгах. На следующей странице – опять о деньгах.Деньги – это что-то земное, обыденное или возвышенное? Почему же автор дает такое возвышенное название и такое земное начало.
- Имел ли автор право провести параллель между этими обычными людьми с их финансовыми проблемами и возвышенным одариванием бога волхвами ответить на проблемный вопрос. Почему?
6 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:
- Какой же дар делает человека счастливым?
- Раскройте смысл высказывания В. Маяковского: «Любовь – это сердце всего…». Проведите параллель с текстом.
- Раскройте значение слов с опорой на текст: любовь, верность, преданность, жертвенность, самопожертвование, мудрость. Подберите синонимы к данным словам.
- Как мы узнаем, что герои любят друг друга? Подтвердите текстом.
Домашнее задание:
Перечитать рассказ ещё раз. Подготовить пересказ рассказа. Используя приём устного словесного рисования, опишите героев, по желанию – проиллюстрируйте. Какая цветовая гамма преобладает при описании героев и их жизни? (1, 2 группы).
Перечитать рассказ ещё раз и ответить на проблемный вопрос: Кто они – истинные дарители, в чём их счастье и смысл жизни? Подготовить описание исторической эпохи, страны, где разворачиваются события, описанные в рассказе. (3-6 группы).
По желанию – напишите сочинение на тему (на выбор): «На что способен человек во имя любви?», «Истинные дарители», «Благодарность», «В чём смысл библейской заповеди « возлюби ближнего своего»?»
Перспективное задание -
Прочитать рассказы
О. Генри: "День благодарения", "Чародейные хлебцы", "Принцесса и пума", "Вождь краснокожих"; просмотреть (по возможности) художественный фильм по рассказу..
Урок литературы для обучающихся 6 класса по произведению Николая Семёновича Лескова «Левша» на тему «Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши».
Дифференцированные задания по сказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).
1 группа
1. Назовите основные качества характера Левши. (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).
(Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.)
2. Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?
3. Чтение по ролям сцены во дворце. (глава 13)
2 группа
1. Подготовьте Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) " – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся".
Б) "Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится".
В) "…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может".
Г) "Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные".
Д) "…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать".
– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
(Православная вера
1."…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить";
2. "наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы";
3. "вера у нас полнее")
3 группа
1. Раскройте и представьте образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, прочитайте цитаты из текста.
2. Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?
3. Какие черты входят в понятие " русский национальный характер"? (доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа").
4. Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать) – 1-10 главы.
Александр Павлович
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Платов
«Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».
«…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».
«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: Иван Москвин во граде Туле».
«…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»
4 группа
1. Назовите основные черты сказа. (1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.)
2. Оформите толковый словарь сказа, например, керамиды-пирамиды, мелкоскоп – микроскоп, преламут – перламутр, пубель – пудель, тугамент – документ и т.д.
3. . Выделите цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать) – 11-14 главы.
Николай Павлович
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника».
«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Платов
«…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».
«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: Вот вам тугамент!»
«…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».
«Платов ему сто рублей дал и говорит: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал».
5 группа
1. Выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу.
2. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.
3. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками. Обратитесь к иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и выполните следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
(Кукрыниксы -общий псевдоним 3-х художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000). В 1974 г. создали иллюстрации к сказу «Левша». Награждены золотой медалью Академии художеств СССР).
Рисунки художников заставляют читателей улыбнуться: зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которые достигаются нарочитым нарушением пропорций фигур, заострённостью деталей в изображении героев.
6 группа
1. Какова проблематика данного сказа?
Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным. Зачитать начало: "Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: "Так и так, и у нас дома свое не хуже есть", — и чем-нибудь отведет".
2. Какова идея сказа?
Показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.
3. Докажите актуальность сказа Лескова в настоящее время?
В наше время "американизация" отечественной культуры идет полным ходом. Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.
Домашнее задание.
1. Составьте рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.
2. Написать отзыв о сказе (1-2 группы)
3. Напишите эссе на тему «Русская земля славится талантами». (3-6 группы)
4. Прочитать рассказ Н.С. Лескова "Человек на часах".